Семинар для критиков СТД: Самый большой ребёнок
17.11.21
Материал в рамках семинара-интенсива для молодых критиков Архангельского отделения СТД РФ
Среди мужчин семьи Купьелло инфантильность – отличительная черта. И глава семьи Лука, и его сын по темпераменту и жизненной позиции – дети. Но самым большим, в том числе по габаритам, ребенком, по сути, является Паскуалино. Именно эту особенность персонажа второго плана удалось передать Дмитрию Белякову.

Взрослый, живущий в семье брата – не самый приятный социальный статус. И хотя для итальянской семьи допустима долгая жизнь мужчины в семье родителей, проживание у брата после смерти родителей говорит скорее о том, что он не сумел социализироваться. Эту неустроенность, нескладность Дмитрий Беляков передает весьма удачно. Персонаж потому и выходит комично, что ребенок по поведению заперт в тело крупного взрослого мужчины. И актеру удается выразить эту характерную особенность.
По сути, Паскуалино – промежуточное (а может, и связующее) звено между старшим и младшим Купьелло. По возрасту он ближе к брату, по поведению – к племяннику. Неслучайно, что и Лука гоняет обоих одинаково. Постоянные конфликты дяди и племянника – это скорее состязание братьев-погодков.
Растянутый свитер, безразмерные штаны, дыряво-штопаные носки – таков образ Паскуалино в первом акте. Он подчеркивает несуразность героя. Дмитрий Беляков в данном наряде органичен, он подчеркивает особенности костюма, выполняя установки режиссера по созданию комичных моментов (упавшие штаны).
Вообще связка Паскулиано-Томмазино тянет на себе добрую часть юмористической составляющей, что требует от актеров в силу специфики сцен большой физической активности и отличной координации и согласованности действий. И им это удается.
Важно отметить, что Паскуалино – тот персонаж, чей костюм претерпевает на протяжении спектакля (наравне с Никола) сильное превращение. Актер надевает костюм, но это не делает его взрослее, скорее усиливает контраст с внутренним ребячеством.
Хорошо показывает особенность персонажа и деталь с передачей Никола выигрышной комбинации в лотерее. То есть он любитель легких и не совсем честных денег.
Еще одна черта, которую удалось крайне удачно выразить Дмитрию Белякову, – любовь Паскуалиано к членам семьи. Он дорожит близкими, заботится о них, особенно о хранительнице очага Кончетте. Сцена с сумочкой, которую он приготовил подарок, и то, как он включается в маскарадное «подношение даров волхвами», показательны.
При этом режиссер дает понять зрителю, что Паскуалино – взрослый мужчина с нормальными мужскими потребностями: его постоянные заигрывания с заходящей на рюмочку соседкой и показательны, и весьма юмористичны.
Завершающий блок спектакля, вносящий ноты драмы в происходящее, позволяет актеру показать другую сторону своего персонажа – любящего брата и переживающего за него.
В целом Дмитрию Белякову удалось создать достаточно комичный, но симпатичный образ большого ребенка, любящего своих родных.