Семинар критиков СТД: Укрощение строптивого
17.11.21
Материал в рамках семинара-интенсива для молодых критиков Архангельского отделения СТД РФ
Первые 30 лет в жизни мальчика – самые тяжёлые. Играя своего Томазино по прозвищу Неннилло в спектакле «Рождество по-итальянски» Андрея Тимошенко, Михаил Кузьмин играет историю взросления баловня и шалопая.
Нечто подобное артист проделывал в «Золотом ключике», исполняя роль Буратино. Но если в «Ключике» он играл действительно ребёнка, пусть и деревянного, то в «Рождестве по-итальянски» – инфантильного маменькиного сынка, великовозрастного детину.
Впервые Михаил Кузьмин даёт знать о своём Неннилло голосом. Сонным, но от того не менее требовательным, голосом он требует молочную похлёбку: он, может быть, соня и ленивец, но своего не упустит! А затем артист появляется перед зрителями, выныривая из-под одеяла, и это появление и его обстоятельства создают для его образа комическую рамку. Итальянская мать-наседка донна Кунче тетешкает и щекочет сынка, как маленького, но из-под одеяла высовывается молодой мужчина с щетиной на лице. Очевидно, Ненни не такой уж малыш, за которого его все в семье принимают. Это не только черта к портрету самого персонажа, но и ёмкая характеристика всей семьи Купьелло – типично итальянской, где дети живут с родителями лет до 30.
Рядом с инфантильным Неннилло и его отец сеньор Лука выглядит ребёнком. Они вдвоём на скорость поедают свою молочную похлёбку, фыркая и прихлёбывая, будто соревнуясь за похвалу от мамы. Мол, ай, как хорошо кушает малыш Ненни!

Подкрепившись, сонный Неннилло заряжается энергией для детских шалостей и проказ. Вплоть до середины второго действия Михаил Кузьмин будет играть своего героя как капризного мальчишку-забияку. В этой роли Кузьмин очень подвижен и задирист. В сценах, где его герой подначивает дядюшку Паскуалино, артист становится в боксёрскую стойку и подпрыгивает на одном месте, будто бы горя нетерпением броситься в бой.
Но вся эта воинственность на поверку оказывается не более, чем мальчишеской бравадой. Ненни знает, когда нужно завязывать с шалостями, чтобы не надрали уши. Вся его драчливость испаряется при встрече с противником посильнее: стоя рядом с громилой Никола, мужем его сестры Нинуччи, он привстаёт на цыпочки.
Капризным ребёнком играет Михаил Кузьмин своего персонажа и в сцене с подарками. Видя, что всем что-то подарили, а ему ничего, Неннилло использует, судя по всему, проверенное средство – строит из себя обиженного мальчика. Подчёркнуто медленно – смотрите все, я обиделся! – зацепляясь ногой за ногу, он проходит перед глазами родных от одной кулисы к другой. А после замирает в картинной позе отверженного. Это поведение балованного ребёнка, привыкшего, что стоит надуть губы или пустить слезу, домашние исполнят все его прихоти. Он как будто говорит родным: «Ау, вы ничего не забыли?», – нисколько не сомневаясь в своём праве на подарок.
Таким же ребёнком предстаёт Неннилло Кузьмина в сцене репетиции поздравительной песни для хозяйки дома Кончетты. Здесь артист проливает свет на уязвимость своего персонажа. Мужчина, уверенный, что кто-то за него купит подарок для его матушки, выглядит жалко. Но Михаил Кузьмин впрыскивает своему герою-забияке инъекцию нежности. И его Ненни, который как детсадовец радуется, что подарит матери письмо и апельсин, становится вдруг очень трогательным. И, правда, ну разве можно на него сердиться?

Когда его отец дон Лукарье заболевает, Неннилло меняется до неузнаваемости. Михаил Кузьмин играет уже не мальчика, но мужа. Он серьёзен, он полностью разделяет горе семьи. Как и другие домочадцы сеньора Купьелло, он по кругу повторяет одну и ту же фразу: «Они только за этим и приходили», – с каждым разом давая чуть больше слёз. В этот момент Ненни, включённый в семейную круговерть скорби, полностью настроен на отца и родных. Он переносит локус внимания с себя самого на окружающих.
Теперь он не только ждёт поддержки, но и сам готов её оказывать. Сидя на кровати больного отца, он обнимает сестру со спины, положив подбородок ей на плечо. А потом, отвернувшись, то ли плачет, то ли смеётся, слушая семейную байку про чудесное исцеление фасолью.
В финале происходит решающая перемена Неннилло, наконец, перестаёт вредничать и упрямиться, желая позлить отца, и говорит то, что тот так хотел услышать. На вопрос: «Нравится тебе моя игрушка?», – он отвечает: «Да».