Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Торжество русской классики: в Архангельске прошли гастроли театра Вахтангова

19.05.22
Автор: Александра Коковина
Источник: https://dvina29.ru/russkaja-versija-otello-v-arhangelske-proshli-gastroli-teatra-vahtangova/

В столице Поморья состоялось поистине знаковое событие для поклонников театрального искусства: в рамках программы «Большие гастроли»  приехал театр имени Евгения Вахтангова. На сцене Архдрамы вахтанговцы все же сыграли два спектакля в постановке Римаса Туминаса: «Евгений Онегин» и «Маскарад».

Онегин в Зазеркалье

Поэму Александра Пушкина критик Виссарион Белинский назвал энциклопедией русской жизни. Спектакль Римаса Туминаса можно назвать энциклопедией русской души, тоски, юмора. Все это сплетается в потоке размышлений, впечатлений, образов и метафор.

Мы застаем Онегина дремлющим в кресле. В спектакле Онегиных, как и Ленских, двое: молодой и зрелый. Пусть зрителя не смущает такой поворот. В спектакле зрелый Онегин вспоминает годы своей молодости и историю, которая случилась с ним тогда. Зрелый Ленский тоже не случаен: с ним Онегин до сих пор ведет заочные диалоги.

Игровое пространство почти пусто: с одной стороны – уходящая ввысь колонна, с другой – печка. Сзади во весь масштаб сцены стоит черное зеркало, смутно отражающее то, что происходит на ней. В особо эмоциональные моменты оно то наклоняется, то качается из стороны в сторону, словно вторя отношению Онегина к происходящему. Вдоль зеркала тянется балетный станок, возле которого сидит балерина.

Онегин все время в диалоге: с Ленским, собой настоящим, собой прошлым. В этом заключается основная идея спектакля – рефлексия человека, который был эгоистичен в молодые годы и который теперь пытается разобраться в себе.

В молодости он ни в ком не нуждался: ни в друзьях в лице Ленского, ни во влюбленных женщинах в лице Татьяны. В старости же он сам стал не нужен никому. Виктор Добронравов в роли молодого Онегина самолюбив, равнодушно-холоден с окружающими. Он будто снисходит до людей, с которыми вынужден проводить время.

Молодой сноб превратился в старого ворчуна. Алексей Гуськов играет его сварливым, даже желчным. Воспоминания-грезы, которые неожиданно нахлынули на его лысеющую голову, претят ему. В нем нет раскаяния – только раздражение, что не все в жизни было правильно. Он скорее жалеет себя, чем осознает, что стал жертвой только благодаря своим поступкам.

Характеры в интерпретации Онегина обостряются, приобретают гипертрофированность в сознании героя. Молодому Онегину все кажется (а пожилому – вспоминается) смешным, нелепым, вульгарным. Юный Ленский (Василий Симонов) для него напыщенный франт, а Ольга (Мария Волкова) – восторженная дура. Даже в том, что кудри Ленского, по мнению Онегина, были светлые, что опровергает «взрослая версия» Ленского (Олег Макаров), есть насмешка над ним.

Любовь Ленского к Ольге обретает материальное воплощение: при первой встрече он вручает ей баян. И на протяжении отношений под его аккомпанемент они трогательно будут петь на два голоса «В лунном сиянии».

Носится Ольга с этим баяном-любовью: несуразная, но такая одухотворенная, и не важно, что он мешает им даже поцеловать друг друга. Только когда приходит час прощаться с убитым на дуэли Ленским, у нее отнимают привычный инструмент. Резко, не дав отпустить счастливое прошлое, всучивают букет невесты. А пальцы по привычке словно продолжают перебирать кнопочки баяна.

Татьяна в исполнении Ксении Трейстер ранима. Вначале она – словно тень своей младшей сестры. В то время как Ольга, растворившись в возлюбленном, резвится от счастья, Татьяна молча наблюдает за ними со стороны. Обретает голос она только в письме к Онегину. Взволнованная, не верящая своей смелости, она захлебывается, произнося свой монолог.

Кстати, то самое письмо, бережно хранится взрослым Онегиным под стеклом в рамке. Неужто дороже этого разодранного бумажного листа нет ничего у столь самодостаточного мужчины?

Сцены из романа прерываются эпизодами из жизни балетных дев. Танцмейстер (Людмила Максакова) учит их не только танцам, но и жизни. Вся в черном, она похожа на ангела смерти. Собственно, она и несет с собой смерть, даже в роли няни, которую Татьяна хоронит перед отъездом в Москву. Именно танцмейстер уводит за руку покойного отца семейства Лариных в последний путь. И сама в конце умирает вместе с надеждами Онегина.

На протяжении спектакля на сцене возле Онегиных присутствует заблудшая русская душа, указанная в программке как странница с домрой (Екатерина Крамзина).

Похожая на взъерошенного чертенка, она все время бренчит на домре, не давая обоим покоя. Только в конце она оставляет старого Онегина наедине с одиночеством. Татьяна после признания своей верности другому кружится в вальсе с чучелом медведя в человеческий рост, а он, сидя в кресле и закрыв глаза, слушает музыку. Теперь остается только молча размышлять о возможности и близости счастья, не достигнутого из-за скверности его характера.

В плену у страсти и снега

Пьесу Михаила Лермонтова «Маскарад» называют русской версией «Отелло». Здесь и ревнивый муж, и павшая жертвой ревности жена.

Поднимается полукруглый занавес, и зрительскому взору предстает заснеженная сцена. Снег – один из героев спектакля. Его много, он везде. Густо падая на сцену, он практически полностью покрывает ее слоем.

Если в «Евгении Онегине» вставным персонажем была странница с домрой, то в «Маскараде» им стал полноватый, немного неловкий мужчина, указанный в программке как слуга – Человек зимы (Олег Лопухов). На протяжении всей истории он сопровождает героев, иногда вмешиваясь в ход событий.

Впервые мы видим ревнивого Арбенина (Евгений Князев) наблюдающим со стороны за жизнью людей, в том числе князем Звездичем (Леонид Бичевин) – его будущим заклятым врагом.

Оба соперника контрастируют друг с другом. Если Звездич – энергичен, жизнелюбив, открыто проживает эмоции, то Арбенин копит в себе злобу и зависть к более молодым мужчинам.

Его жена Нина (Мария Волкова) воздушна, что подчеркнуто газовым белоснежным платьем. Недаром на ее ногах надеты пуанты, на которые она периодически поднимается, будто бы стремясь к чему-то более высокому, чего не в силах дать ей узколобый муж.

Не обнаружив на руке супруги подаренного браслета, Арбенин становится агрессивен. Вальсируя с Ниной, он держит ее за шею, почти перекрывая воздух. Он не просто ведет в танце, а принуждает к нему. Его горячность проявляется даже в том, как он резко берет ее за руку и волочит за собой.

Агрессивен он и по отношению к Звездичу. Особенно это видно, когда они играют в карты. Стоя на расстоянии десяти шагов, они запускают их друг в друга, словно ножи. Комичный эффект возникает, когда карты Арбенина начинают ему возвращаться из-за спины Звездича, который к этому явно непричастен.

Спектакль пронизан юмором, порой даже черным. Еще в начале представления умер один из игроков в карты, а его труп преследовал героев до самого конца. Чтобы утопить тело, которое постоянно всплывало из-под воды, «коллеги» по игральному столу любезно привязывают к его шее статую. Именно на ее месте потом будет стоять загубленная Нина, словно памятник всем верным женам, погибшим от руки мужа-ревнивца.

 Трагическое в спектакле на фоне комического выглядит более трагично. Хор игроков, гостей, маршируя, ходит строем и поет «Соловей мой, соловей», вольно переведя слова французской песни, исполняемой Ниной. Эта толпа народа, подобно снежной лавине, психологически накрывает Арбенину, вынуждая ее присоединиться к марширующей колонне, несмотря на пуанты.

Нина не может больше выносить сцен ревности, Арбенин – носить рога. После ее смерти он сходит с ума: как ошалелый ухаживает за постаментом Нины, не осознавая своей вины. Ни признание его давнего недруга, который планировал ему отомстить, ни доказательства Звездича, кажется, не смогли его убедить в своей ошибке.

Все это время Человек зимы катал снежок. Вначале он был маленький, потом становился больше и больше. В конце он был уже в рост человека и буквально выкатил со сцены Арбенина, ослепленного яростью и безумством от потери верной ему жены.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее