Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Бизнес-класс Архангельск». О богах и людях в мире хай-тек: театр драмы закрыл сезон спектаклем «Амфитрион»

13.06.17
Газета «Бизнес-класс Архангельск» о премьере «Амфитрион». Источник.Текст: Ольга Истомина. Фото: Алексей Липницкий. 

Пьесу немецкого драматурга Петера Хакса «Амфитрион» на сцене Архангельского театра драмы поставили к закрытию 84-го сезона — в жанре бурлескных «интимных сцен из жизни богов и людей». Сюжет античного мифа о том, как Юпитер соблазнил жену воина Амфитриона Алкмену, явившись к ней в образе мужа, в трактовке драматурга и в интерпретации пьесы режиссером Владимиром ХРУЩЁВЫМ, казалось бы, говорит о человеческих взаимоотношениях. Однако намного больше внимания в постановке уделено форме, нежели содержанию: технически сложная декорация и видеоарт выходят на первый план.

amfitrion6.jpgфотография
Фотограф: Алексей Липгицкий

В основе сценографии – воздвигнутая на невысокий постамент камера правильной кубической формы: маленькая спальня с прозрачными стенами, где проводит дни и ночи в ожидании мужа красавица Алкмена (Нина НЯНИКОВА). Но и эта комнатка скрыта от лишних глаз, а поначалу и от зрителей, под сферическим куполом - «колпаком», который, поднимаясь, создает иллюзию космического мира и становится дополнительной поверхностью для проекции.Еще один функциональный элемент сценографии – трап наподобие того, по которому пассажиры поднимаются на борт самолета, и этот мотив будет интересно использован в финале спектакля, послужив непосредственной связкой между миром богов и миром людей. 

Такой образ и стиль спектакля придумал художник Анатолий ШИКУЛЯ, не в первый раз работающий в творческом тандеме с Владимиром Хрущёвым. Первой их совместной работой, и тоже с немецкой драматургией, был «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (в тольяттинском театре «Колесо»), собравший множество наград. «В этот раз мы определили для спектакля особый жанр, балансирующий на грани трагикомедии и бурлеска, – рассказал Анатолий Шикуля. – Поэтому задача стояла очень сложная: не уйти в чистый бурлеск и дальше – в эротическое варьете, а создать какой-то совершенно новый эстетический мир».

По словам режиссера Владимира Хрущёва, выразительные средства, с помощью которых рассказывается история, выбирались исходя из представлений самого автора.

«Пьеса была написана Петером Хаксом, которого в Германии очень любят, ровно 50 лет назад, – заметил Владимир Хрущёв. – Именно немецкая версия античного мифа об Амфитрионе показалась мне очень современной. Это история про сегодня, когда мы, мужчины, мало уделяем внимания своим женщинам, постоянно что-то доказываем, работаем, тешим собственное тщеславие и самолюбие. Тогда брак зачастую становится чистой формальностью, а муж и жена в семье перестают понимать друг друга».

amfitrion7.jpgфотография
Фотограф: Алексей Липницкий

По словам режиссера, все средства, использованные в спектакле, направлены на то, чтобы раскрыть смысл пьесы, а не удивить зрителя техническими возможностями современного театра. Проекции на поднятый и развернутый к залу купол, игра со светом создают красивую картинку, однако далеко не все в спектакле действительно «работает».

 На экраны справа и слева с одного и того же бокового ракурса транслируется происходящее на сцене, проекция на задник позволяет видеть «крупные планы», но не передает живой актерской игры; монологи и отдельные реплики, проговариваемые в микрофоны, тонут в общем звуковом и визуальном «шуме». Наконец, видеофрагменты, имитирующие связь по скайпу или вставки из «снэпчата», с пририсованными звериными мордочками – этакая демонстрация «связи с современностью» – не делают материал ближе и понятнее, а наоборот, вызывают раздражение и усталость от того, чем и так переполнена будничная жизнь. Невольно возникает ощущение, что экраны и микрофоны – это дань театральной моде, которая в столичных театрах зрителям уже набила оскомину. 

Проекции, видеотрансляция, свет, звук и музыка рассредоточивают внимание, поглощая собой зачастую невнятно проговариваемый актерами стихотворный текст. 

Прием, который создает атмосферу спектакля и все-таки порождает энергию, способную бороться с давящим гнетом видеоряда, – вставные музыкальные номера. Сольные номера Меркурия (Иван БРАТУШЕВ) и Созия (Михаил КУЗЬМИН) встроены в действие, а хор моряков, исполняющий музыку из смеси панк-рока, брехтовского кабаре и французского шансона, становится отдельным действующим лицом. Музыканты (аккордеонист Роман ПОПОВ, Олег ТИТОВ с контрабасом и Максим НАДЕЕВ за ударными) примерили на себя образы английской группы «Tiger Lillies», в творчестве которой мрачно-комедийное начало переплетено с низменными элементами бурлеска. Солист хора Вадим ВИНТИЛОВ почти превратил их «Lobotomy» в главную музыкальную тему спектакля, а Маргарита МОСКВИЧЁВА в роли загадочной Ночи сменила несколько образов от строгой пианистки, примкнувшей к музыкантам, до стюардессы, сопровождающей «пассажиров» на Олимп.

amfitrion4.jpgфотография
Фотограф: Алексей Липницкий

Артисты, исполняющие в этом гротесковом спектакле главные роли, вынуждены существовать в предлагаемых обстоятельствах камер, экранов и микрофонов и пока не могут до конца освободиться: театральный язык, построенный на «актерском озорстве» и импровизации, еще не проявил себя в этом смысле. Сам сюжет и мифа, и немецкой пьесы изобилует поводами для актерской импровизации – переодевание Юпитера (Павел КАНЫГИН) в Амфитриона (Дмитрий БЕЛЯКОВ), Меркурия – в его слугу Созия, встреча «двойников» друг с другом. 

Однако комического эффекта, несмотря на всю продуманность, эти сцены не вызывают.Есть в спектакле интересные моменты, построенные на чисто театральных приемах. Так, встречая Юпитера в образе своего мужа, Алкмена снимает ботинки с его ног, и из них сыплются «божественные» золотые блестки; повторив же ритуал с настоящим своим мужем Амфитрионом – она обнаруживает обычный песок. Одна эта деталь передает мысль о том, что муж «правдивый, настоящий» – это реальный и, может быть, простой, как песок, человек со своими недостатками, но он ценнее, чем Юпитер с его внешним лоском, который может исчезнуть так же внезапно, как появился. И никакой экран не передаст это лучше. 


amfitrion5.jpgфотография
Фотограф: Алексей Липницкий

Грубоватый, бесхитростный, этакий «морской волк», смысл жизни которого заключается в сражениях с несправедливостями жизни, Амфитрион в исполнении Дмитрия Белякова переживает в этой истории личную драму. Почти с яростью срывает он с себя форменный китель и рубашку, засовывая их в чемодан, и остается в одной тельняшке, один с самим собой в стенах прозрачной камеры, где все свое время проводит его жена. 


Его герой хочет «простой и ясной правды» и находит ее в понимании того, что любовь Алкмены значит для него больше, чем все героические свершения. По словам режиссера, в том, что первое действие «обманывает» зрителя, не готовя его к сколько-нибудь серьезному разговору, и заключается ключевой прием – подать драму в легкой форме


Прямая речь

Андрей ТИМОШЕНКО, главный режиссер Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова:

- Спектакль «Амфитрион» – это уже девятая премьера нашего насыщенного театрального сезона. Следующий 85-й юбилейный сезон будет, может быть, богатым не столь на количество спектаклей, сколько на их качество. Его мы объявляем сезоном Просвещения, главной премьерой которого станет спектакль «Последнее искушение Михайло Ломоносова» по пьесе московского драматурга Анастасии Экаревой, специально написавшей ее для нашего театра. В течение сезона зрители получат возможность увидеть весь процесс создания спектакля: в театре будут проходить открытые репетиции, а также лекции по изобразительному искусству, истории, музыке, литературе. Мы сами будем погружаться в XVIII век, эпоху Просвещения, и погружать в нее зрителя, чтобы лучше понять время, в которое жил Ломоносов. Это правильный, неускоренный процесс работы над спектаклем, который будет идти почти целый год.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+

Спектакль о бесконечности (Абрамовский зал)
По мотивам рассказов Рэя Брэдбери
Режиссёры — Артур Чемакин и Юрий Прошин

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Представьте, что вы оказались выброшенным в космос в результате взрыва космического корабля. Вы летите по инерции, связи с внешним миром нет, скоро у вас закончится кислород в скафандре. Вы ничего не можете с этим сделать и летите навстречу смерти, не в силах что-либо изменить. Что же остаётся? Героям цикла рассказов Р. Брэдбери предстоит понять для чего они жили и что они унесут с собой в калейдоскопе жизни и смерти, в вечности и бесконечности Вселенной...

В спектакле занято 20 человек. Среди них – воспитанники театральной студии «Время добра» и одноимённой танцевальной группы для детей с синдромом Дауна, артисты детско-юношеской театральной школы театра и приглашённые артисты.

Сценография, музыкальное оформлениеАртур Чемакин и Юрий Прошин
Художник по костюмам – Артур Чемакин и Юрий Прошин
Звукорежиссёр – Михаил Чабаненко
Художник по свету – Алексей Расходчиков
Спектакль ведёт Наталья Афонина

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра - Спектакль «Калейдоскоп» - новый совместный проект Архдрамы и благотворительной организации «Время добра»
Пресс-служба театра - Премьера спектакля «Калейдоскоп» состоялась в Архдраме
Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсяи или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»


21.05.22
Подробнее