Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Регион29». «Амфитрион» драмтеатра: быть любовниками, оставаясь супругами

15.06.17
ИА «Регион29» о премьере «Амфитрион». Источник. Текст: Мария Атрощенко. Фото: Артем Келарев

Сюжет постановки построен на анекдотичной коллизии «Возвращается как-то муж из командировки» родом из античной мифологии. Полководец Амфитрион (Дмитрий Беляков) возвращается в Фивы, очень уж похожие на Архангельск, и обнаруживает, что его супруга Алкмена (Нина Няникова) изменила ему. Но с кем! С самим Юпитером (Павел Каныгин), принявшим его облик.

И как её винить, когда она нашла в громовержце всё то, за что когда-то полюбила теперь ставшего холодным Амфитриона? Недаром между Юпитером, который входит в роль Амфитриона, и его наперсником Меркурием (Иван Братушев) происходит такой диалог.

— Три фразы для Алкмены знает он?

— Три ровно фразы.

— Ну и роль.

Словом, в пьесе Петера Хакса, а затем и в постановке главного режиссёра театра «Колесо» имени Дроздова в Тольятти Владимира Хрущёва древнегреческий миф о зачатии Геракла превращается в историю о кризисе трёх лет брака, когда супругу охладевают друг к другу.

Время молодых

Этот спектакль, адресованный, по словам постановщика, молодым парам, которые совсем перестали ценить и беречь любовь, словно создан для молодых же актёров. В нём талантливая молодёжь архангельского драмтеатра позволила себе многое.

Нина Няникова, которая стала открытием этого сезона, сыграв трагическую Катерину в «Грозе» (хотя у неё и до этого были заметные роли — польки Гели в «Варшавской мелодии», например), в «Амфитрионе» раскрылась по-новому — как смелая, опытная комедийная артистка. А Павел Каныгин, который этой зимой дебютировал в драмтеатре в роли слуги просцениума в спектакле «Две дамочки в сторону Севера», в «Амфитрионе» вырос до исполнителя главной мужской роли, хотя «выезжает» он в основном на энергии и мужественности. Самая же сильная его сцена — момент сбрасывания личины Амфитриона и признание Алкмене в конце первого акта. Накала ей придают завораживающие спецэффекты под аккомпанемент песни «Ohne dich» группы «Rammstein».

А роль главного комического персонажа — старикана-философа Созия — взял на себя и отыграл по полной Михаил Кузьмин. Узнать его в гриме практически невозможно: а уж то, что Кузьмин способен умело изменять свой голос, известно ещё из «Золотого ключика», в котором он исполнил роль Буратино.

Глаз также радует пластика актёров. И хотя в спектакле нет хореографических номеров в полном смысле этого слова, взаимодействие артистов между собой, особенно Алкмены и Юпитера, нередко бывает похоже на танец. Не говоря уж о том, что роли у исполнителей довольно-таки тактильные: актёры часто прикасаются друг к другу, и их можно понять — ведь спектакль про любовь и страсть.

Под куполом

59427da90f167.jpgфотография
Фотограф: имя фамилия

Львиную долю успеха у зрителей «Амфитриону» наверняка принесёт поразительного размаха сценография. Её главный элемент — громадный непрозрачный купол диаметром в несколько метров, покрывающий добрую половину сцены. За ним — экран во всю ширь и ещё по два по бокам. Так что не исключено, что в первые мгновения, когда весь этот объём информации низвергнется на зрительный зал, публика растеряется. Чтобы потом — восхититься инженерной мыслью сценографа Анатолия Шикули.

Под куполом скрывается ещё один важнейший элемент оформления сцены — стеклянный куб, своего рода аквариум, в котором располагается спальня Алкмены. Сам Шикуля на встрече с журналистами назвал его «камерой верности». Эта камера работает в связке с куполом. Когда в жизнь Алкмены врывается Юпитер, стенки этого небосвода, сдавливающие героиню, приподнимаются: любовь бога открывает Алкмене весь мир и делает её свободной. И эта обновлённая Алкмена потом всё же находит обратную дорогу к своему подлинному возлюбленному — своему мужу. Символично, что в финале спектакля Амфитрион и Алкмена вместе заходят в аквариум: она рвёт подушку и осыпает всё перьями, а он достаёт свой игрушечный кораблик. Так они, наконец, объединяют свои стихии — порядок и хаос, мужское и женское начала.

«Работа с актёрами — счастье»

После спектакля постановщик Владимир Хрущёв объяснил журналистам, почему спектакль вышел именно таким.

— Ну, нельзя было в такой достаточно импрессионистской немецкой пьесе надеть хитоны, поставить колонны и бегать в тогах, — сказал режиссёр. — Пьеса написана в стихах, но мы пытались перевести её на бытовой язык, чтобы было понятно, о чём они говорят. Это очень полезная история с точки зрения пластики, выразительности актёров, особенно молодых. Мне кажется, для молодых актёров это очень хороший трамплин, когда они могут проявить себя своей энергией, своим озорством.

Хрущёв также поделился радостью, которую ему принесла работа с архангельскими артистами.

— Я очень рад, что познакомился с таким замечательным театром, я об этом всем говорю, — заявил он. — За многие годы я впервые здесь чувствовал себя, как дома. Работа с актёрами — счастье. Ведь многое, что там на сцене есть сложного, придумали они сами. Они на любое озорство откликались моментально. Там же много озорства актёрского, такого, где можно подурачиться. И мы друг друга понимали с полуслова. Удивительный театр. Я уж не говорю о том, какие сложные декорации сделали. Заметьте, что за этим кубом и этой сферой стоит громадный месячный труд всего постановочного коллектива: чтобы нигде не было морщин, чтобы всё поднималось, чтобы куб держал нагрузку… Фантастично! Я счастлив.

Аполлон против Диониса

Подобрать ключик к глубинному содержанию постановки помог автор сценографии и костюмов Анатолий Шикуля. По его словам, определение жанра спектакля у постановочной группы заняло два месяца.

— Поначалу я предлагал совершенно другое решение: это был космос — мэппинг 6D, — рассказал сценограф. — Я сделал много эскизов, послал их Владимиру, а потом он мне ответил, что это совсем не то, о чём писал Хакс. И мы определили жанр словосочетанием — «грань между комедией и бурлеском». Задача была очень сложная, потому что нельзя было выйти в чистый бурлеск — эротическое варьете — и чистую трагикомедию. Эта грань позволила и мне подобрать стилистические инструменты.

Так как пьеса основана на античном сюжете, Анатолий Шикуля оттолкнулся от классического драматургического конфликта между аполлоническим и дионисийским началами.

— Аполлоническое — это золотое сечение, это сфера, — пояснил художник. — И это мавзолей, куда упрятал Амфитрион свою Алкмену. И третий инструмент игры — это трап. Он служит связкой между двумя основополагающими явлениями. А дионисийство — это видео-арт и оркестр, который сопровождает Юпитера. И этот мощный конфликт позволил мне создать этот пластический образ.

В следующий раз архангельские зрители встретятся с «Амфитрионом» уже в новом, 85-м, театральном сезоне.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+

Спектакль о бесконечности (Абрамовский зал)
По мотивам рассказов Рэя Брэдбери
Режиссёры — Артур Чемакин и Юрий Прошин

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Представьте, что вы оказались выброшенным в космос в результате взрыва космического корабля. Вы летите по инерции, связи с внешним миром нет, скоро у вас закончится кислород в скафандре. Вы ничего не можете с этим сделать и летите навстречу смерти, не в силах что-либо изменить. Что же остаётся? Героям цикла рассказов Р. Брэдбери предстоит понять для чего они жили и что они унесут с собой в калейдоскопе жизни и смерти, в вечности и бесконечности Вселенной...

В спектакле занято 20 человек. Среди них – воспитанники театральной студии «Время добра» и одноимённой танцевальной группы для детей с синдромом Дауна, артисты детско-юношеской театральной школы театра и приглашённые артисты.

Сценография, музыкальное оформлениеАртур Чемакин и Юрий Прошин
Художник по костюмам – Артур Чемакин и Юрий Прошин
Звукорежиссёр – Михаил Чабаненко
Художник по свету – Алексей Расходчиков
Спектакль ведёт Наталья Афонина

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра - Спектакль «Калейдоскоп» - новый совместный проект Архдрамы и благотворительной организации «Время добра»
Пресс-служба театра - Премьера спектакля «Калейдоскоп» состоялась в Архдраме
Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсяи или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»


21.05.22
Подробнее