"Регион 29": В Архангельске состоялась премьера спектакля «Игра о заячьем тулупчике»
Фото: Роман Филковский
Спектакль по мотивам «Капитанской дочки» Александра Пушкина представили актёры Архангельского театра кукол Елена Антушева и Алексей Бурмагин, под руководством режиссёра Архангельского театра драмы Андрея Гогуна. Премьера постановки состоялась 23 марта на камерной сцене Архангельского театра драмы.
Классическая повесть Александра Пушкина «Капитанская дочка» о приключениях и любовных страстях молодого Петруши Гринева вновь рассказывает юным зрителям и их родителям о чести и долге, любви и преданности, предательстве и малодушии. Главный мотив постановки неизменен, как и сами русские пословицы — «береги платье снову, а честь смолоду». Именно этим напутствием провожает юного сына на службу отец главного героя, именно с этой установкой проходит свой путь Петр Гринев.
Всего два актёра на сцене, но какое изобилие образов — более 20 персонажей! Елена и Алексей ловко преображаются в своих героев буквально одним движением руки, небольшой сменой интонации. В этом им помогает авторская задумка, по которой каждая вещь в спектакле что-то означает, символизирует конкретного героя или ждёт взаимодействия с актёром: зелёная треуголка — образ молодого и несмышлёного шестнадцатилетнего Петруши Гринёва, красные бусики — образ капитанской дочки Маши Мироновой, а грозная казацкая папаха на меху — разумеется, образ жестокого, но справедливого разбойника Емельяна Пугачёва.
Декораций в привычном значении у спектакля практически нет. По ходу действия актёры вместе со зрителями перемещаются по самым разнообразным локациям Оренбургской губернии XVIII века, но делают это при помощи собственной фантазии, сторителлинга и приёмов театра объекта, в котором каждая вещь что-то значит, имеет особое место и значение.
Помогает зрителю в этом путешествии по литературным локациям и компактность декораций, некоторые из которых представлены в виде самых абстрактных образов, но неизменно изготовленных из природных материалов — дерева, ткани, бумаги и стали. Так, например, для сцены в заснеженном Оренбургском поле, где произошла первая встреча главных героев истории с Пугачёвым, перед зрителями расстилают большое белое полотно, из которого, как из сугроба, появляется замерзающий в буране разбойничий предводитель Пугачёв. А для сцены в бильярдной Симбирского кабака, где Петруша проигрывает в бильярд Зурину «легко ли дело» — 100 рублей, из под белого сукна появляется характерное зелёное сукно, вдалеке звучат пьяные разговоры кабацких гуляк, застольные песни и бряцанье посуды. Легко поверить, что мы попали в кабак вместе с Петрушей и переживаем события повести вместе, практически можем принять в них участие — до актёров нужно буквально руку протянуть.
— Больше всего я опасалась, что зрители не примут эту игру с предметами и минимализм постановки. Мне самой очень нравится театр объекта и бесконечные возможности трансформации каждого предмета, они просто будоражат моё воображение. Опасалась, что будет сложно воспринимать 20 персонажей, сыгранных всего двумя людьми, что при этих перевертышах возникнет ненужный эффект комизма. Однако, кажется, зритель включился в игру и очень сочувственно следил за приключениями и преображениями деревянных чурбачков. У каждого предмета в спектакле есть свой «маршрут» — как и куда он перемещается, почему и во что превращается. Я бы хотела посмотреть на это, как зритель, и, может быть, даже не один раз, чтоб отследить все эти маршруты. Очень хорошо, что маленькая дистанция до зрителя — можно с ними разговаривать, рассказывать им историю, которая мне самой очень важна. У нас не было задачи никого удивить — мы делали то, что нам самим было дорого и интересно. Очень радостно, что, кажется, «совпали» со зрителем, но спокойно относимся и к тем, кому театр объекта не близок. Это, действительно, игра, похожая на то, как играют дети — из того, что попалось под руку, но максимально честная, — рассказала о постановке актриса Елена Антушева.
В дополнение к композициям Артёма Татаринского, атмосферу спектакля создавали сами актёры, играя на глюкофоне — специальном инструменте для медитации, а также при помощи народных песен про Емельяна Пугачёва. Песни как бы умышленно звучат слегка невпопад, с намёком на широкую вариативность «народных» мотивов, в которых даже сами герои постановки иногда фальшивят и путают слова. Всё это создаёт неописуемую ауру театрального уюта и переносит зрителей в атмосферу Пугачёвского лихолетья.
Посмотреть показы спектакля «Игра о заячьем тулупчике» по мотивам исторического романа «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина можно в Архангельском театре драмы 25 и 26 марта, 15 и 23 апреля, а также 7 мая.