Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Конкурс рецензий Биеннале театрального искусства

15.11.17
КОНКУРС РЕЦЕНЗИЙ БИЕННАЛЕ
Варя Андреева о спектакле "Василий Тёркин"
#theaterbiennale #биенналетеатральногоискусства

Реставрация «Василия Теркина»,
проведенная Алексеем Ермилышевым и Андреем Тимошенко
В Архангельском театре драмы им. М. В. Ломоносова

Два мира. Уютный мир чердака, с его забытыми книгами и вещами, со старым деревянным полом, разделенным балками. И мир дощатой стены теплушки, мир войны. Еще не забытой, но как будто очень далекой.
Вдруг забираются на чердак, нарушая его долгий-долгий покой, современные, совсем молодые люди и оживляют ненароком два этих мира. Они начинают с игры, с забавы, по очереди читая текст случайно найденной книги Твардовского — «Василий Теркин». Читают сначала по-школьному, с преувеличенными иногда интонациями. Но постепенно все больше и больше увлекаются этим, и речь их начинает звучать естественно, живо, и уже не важно, стихи это или нет. Это речь живых людей, речь живого Теркина.

Один старый мир перетекает в другой, дополняя его, оживляя. Книга становится то флягой, то биноклем, музыкальная пластинка — часами, а гитара — пилой. Все затерянное когда-то на чердаке обретает новую жизнь. И герои постепенно обретают что-то новое. Меньше и меньше они похожи на тех беззаботных ребят, что хотели посмотреть на чердаке фильм, да не получилось. Война, которую они переживают, накладывает на них свой отпечаток. Быть может, они повторяют путь своих родственников, которых такими же юными забрали на войну из дома, чтобы защищать его.

Единственная девушка (Мария Степанова) плечом к плечу идет с юношами все дальше, все глубже в войну, отправляется с ними на переправу. И она же — воплощение всего женственно-нежного, храброй, стойкой любви матери, сестры, жены. Даже Смерть не лукавит, не хитрит. Она ведь, по-своему, тоже женщина. Сочувствующая, пытающаяся на свой лад помочь. И как больно ей, что не может она выполнить условие Теркина и облегчить его страдания.
Трое ребят — трое Теркиных (Дмитрий Беляков, Михаил Кузьмин, Иван Братушев) то идут под веселый бойкий слог, то танцуют, нежно обнимая шинель — свою боевую подругу, то сталкиваются вдруг со страхами, с ужасами. Страхом перед своей смертью. И со смертью тех, кого ушел защищать. Отчаянно царапает Теркин белым мелом темную стену теплушки, повторяя рисунок своего сына — домик, труба, кудрявый дымок. А рядом — семья: папа, мама и стертый ослабшей рукой ребенок. «Ни сынка, а был, ребята».

Но не теряет Теркин присутствия духа, даже когда попадает на тот свет. В гнило-зеленый мир, смешащий и пугающий своим абсурдом. Помаявшись, потыкавшись из одной потусторонней инстанции в другую, все же, чудом, возвращается Теркин на этот свет. И уходит дальше. А за ним — второй, третий. Идут они по снегу, пока не растворятся в серой белизне. Остается Женщина ждать, замерев в обнимку с белым полотном, что было снегом. «Теченье дней, шелестенье лет»
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
В рамках проекта «Поле экспериментов»
Самостоятельная работа Михаила Андреева

Автор проекта и художественный руководитель постановки — Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 15 минут (без антракта)

Трагическая история, написанная легким языком. Написанная с юмором. Такая история вдвойне становится страшной. События более, чем столетней давности перекликаются с событиями мира нынешнего.
Спектакль создан по мотивам произведений Исаака Бабеля «Одесские рассказы». Бабеля можно сравнить с Гюго, он тоже певец лачуг и подворотен. Бабелевским «Отверженным» тоже некуда деваться, их жизнь - это преступление! На преступление идут весело, озорно, бесшабашно, очертя голову! Так это делалось в Одессе.

Идея, постановка, исполнение — Михаил Андреев
Звук — Михаил Чабаненко
Свет — Максим Надеев
Видео — Александр Дроздецкий, Евгений Рогульский

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра — «Одесские рассказы» — новая работа в рамках проекта «Поле экспериментов»
Подробнее
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию
Пресс-служба театра: «Золотой Трезини»: архангельский «Доктор Живаго» в номинации «Лучший проект театральной декорации»


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее