Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Журнал «Театрал»: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке»

08.11.17
Источникhttp://www.teatral-online.ru/news/20049/
Текст: Светлана Васильева


Спектакль «Василий Теркин» Архангельского театра драмы им. Ломоносова, показанный в рамках Биеннале театрального искусства заявляет о себе скромно: «реставрация в одном действии».

Ставят задачу слой за слоем очистить поэму Александра Твардовского, некогда получившую всенародное признание и Сталинскую награду, а ныне хранящуюся на чердаках памяти. Впрочем, из слуха не вытряхнешь то, что проходили по школьной программе, заучивая наизусть: «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый»…

В театре актеры находят на заброшенном чердаке старые вещи – чемодан мирного времени, изнутри оклеенный цветными открытками, патефон, шинели, потрепанный томик. «Кому память, кому слава, кому темная вода…» К залу обратятся с вопросом: а кто такой Василий Теркин? Ответят кто как: простой солдат, герой...

Слово за слово начинается игра – играют, трогая листочки походных писем, клочки исписанных страниц, которые сыпятся, превращаются в снег, в белое полотно. Дощатая стена в финале становится экранной поверхностью с проекцией лиц крупным планом и уходящими вдаль, по шпалам, солдатскими фигурами. Фигура вечно провожающей и встречающей Женщины (Мария Степанова) отбрасывает на экран осторожную тень, полотно сворачивается (впечатляющее решение сценографа Андрея Тимошенко).

Было бы неправильно сказать, что масштабное лироэпическое произведение Твардовского очищают от пыли – скорее ищут свой масштаб события, создают собственный поэтический язык общения с современным зрителем. Стихи-песни Новеллы Матвеевой о «гвозде», Булата Окуджавы о «бумажном солдате», звуковая дорожка фильмов Джармуша включаются в спектакль не потому, что теркинской поэзии и музыки стиха не хватает. Хватает с избытком: 30 глав-новелл, три части с прологом, эпилогом и четырьмя авторскими отступлениями. К «мифу» о герое-балагуре, которому все нипочем, театр подходит с осторожностью, пробуют нового героя – собирательного (за Василия Теркина – троица: Дмитрий Беляков, Михаил Кузьмин, Иван Братушев.) Нужен большой такт, чтобы актерам не впасть в жанр солдатских баек на привале, в соцреалистический плакат или, упаси боже, в пародию на лубок. Вместо заливистой гармони – гитара, да и то ее струны не тронут. И залихватская пляска на сцене не состоится.

У создателей спектакля как будто охранная грамота Ивана Бунина, писавшего о поэме: «Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость…. ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова». «Редкая книга».

И спектакль получился – редкий. Без резких стыков «монтажа аттракционов», какими нас обычно пугают или развлекают. Прореживание текста дает режиссеру воздух для актеров, вольное соединение отдельных частей – свободу сценической композиции, паузы умолчания, точность развития главных тем спектакля. Живая и мертвая вода. Живая душа на этом и на том свете. «Теркин на том свете», написанный Твардовским с большим разрывом и в другом временном контексте, – органический ход спектакля, возводящий его в ранг размышления о «правде сущей», которая бередила поэта в авторских отступлениях поэмы. Не взятие Берлина, чтоб «зачерпнуть воды немецкой». Не богатырская победа «русского чудо-человека». Не даже умение героя «всё перетерпеть» А сказ про солдата-сироту, который оказался в отечественном раздолье меж жизнью и смертью. Можно на стене слово «Сталинград» написать, а можно рядом детской рукой нарисовать дом с трубой. Чувство неведомой грани, границы – одно из главных, наполняющее чтение со сцены стихов живым смыслом.

– «Отчий край, ты есть иль нет? Чем я жил – за той, за той – За неписанной границей, Поперек страны самой…» Сцена, где Теркин снова переходит границу, прорываясь из преисподней, где ему глотка воды не дали, обратно в жизнь, – одна из сильных. «Поискал во тьме руками, Чтоб за ощупь по стене… И пошло все то кругами, Отчего кричат во сне…» Большая поэзия рождает большую отдачу, когда видится не персонаж, а его «дыханье одинокое в груди». Описание Твардовским «редкого случая в медицине», воскрешения из мертвых отдельно взятого человеческого винтика, – тоже осязаемое свидетельство существования единой души, народной.

В спектакле архангелогородцев с народом вообще все в порядке. И мы, сидящие в зале тоже не делимся, по иронической сентенции Дмитрия Александровича Пригова, на «ненарод» и на «народ в буквальном смысле». Актеры на сцене и люди в зале – один хороший народ. И работа режиссера Алексея Ермилышева, раскрывающего на подмостках сцены, «как слово наше отзовется», многое обещает.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Лирический хоррор без антракта по мотивам произведений С. Козлова (камерная сцена)
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 50 минут (без антракта)

Совместный проект Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова и благотворительной организации "Время добра". В постановке театральной студии "Время добра" участвуют режиссеры и актеры Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова и дети с ограниченными возможностями здоровья. Спектакль "Сказок нет" поставлен по сказкам Сергея Козлова.

Зрителей ожидает необычная интерпретация сказок о любимых и известных всем персонажах – ёжике, медвежонке, зайце и других. Спектакль представляет собой цепь из 8 коротких новелл, среди которых «Чёрный омут», «Не смотри на меня так, ёжик», «Как ёжик и медвежонок приснились зайцу», и отдельной главой – одно из немногочисленных взрослых стихотворений Сергея Козлова.

Режиссёр спектакля Анастас Кичик определяет спектакль как «инверсивно-инклюзивный», потому что в этот раз ребята из театральной студии для детей с ограниченными возможностями здоровья практически самостоятельно реализуют показ. Режиссёр обращает внимание и на то, что этот спектакль - для взрослых или детей от 12 лет.


sw0a6445-_.jpg
Анастас Кичик, режиссёр спектакля: 

Конечно, без участия артистов не обходится. Но играют они совсем немного, - больше помогают с передвижением юных артистов и за сценой. Получается некий арт-хаус. Моё видение этих рассказов подкрепляется видеопроекцией с текстовой информацией – такой художественный приём, несомненно, поможет и артистам.


В 2018 году показ этого спектакля состоялся и в Санкт-Петербурге в театре имени Ленсовета в рамках XI фестиваля «Шаг навстречу». 


СМИ о спектакле:

Газета «Архангельск»: Сказки будут!

«Архангельск - город воинской славы»: Сказок нет, но есть место чуду

«Регион 29»: А вы видели «Ёжика в тумане»?: в архангельском драмтеатре — «Сказок нет»

«News29»: Архангельский театр драмы ждет зрителей на новый спектакль «Сказок нет»


Премьера состоялась 23 мая 2018 года 


Режиссеры-педагоги — Иван БратушевМихаил Кузьмин

Продюсер — Инна Соловьева, учредитель благотворительной организации "Время добра" 
Координатор проекта - Полина Мусихина 
Художник по свету — Роман Коломыцев, Алексей Расходчиков 
Звукорежиссер — Михаил Чебаненко 
Художник мультимедиа — Егор Тимошенко 
Художник по костюмам — Светлана Чиркова 
Хореограф — Ольга Мурашова
Спектакль ведёт Наталья Афонина


Подробнее
12+
Древнегреческий комикс по мифам Древней Греции (камерная сцена)
Режиссёр – Андрей Воробьёв

Продолжительность спектакля — 1 час 10 минут (без антракта)

В спектакле соединились два мифа – миф о похищении Персефоны Аидом и миф об Орфее и Эвридике.

Спектакль обращается к теме любви в её исконном понимании. Мы часто в жизни произносим слово «любовь», признаемся в любви, но понимаем ли мы о чем говорим? Мифы, древняя энциклопедия человеческих страстей, помогут разобраться в этом чувстве. Рано или поздно любовь настигает всех, будь то боги или обыкновенные люди: она дает удивительную силу и приближает обычных людей к божеству, ставит их наравне с богом.

«Жанр мы обозначили как «древнегреческий комикс». Это будет смешение жанров от клоунады до серьёзных драматических кусков, от комедии de l’arte до гротесковой трагедии. Мне хотелось бы намешать коктейль, в котором соберутся совершенно разные театральные жанры и способы существования артистов. В спектакле задействованы четыре актёра – это бродячая труппа античного театра. Это важный акцент, мы играем не богов и смертных, которые описаны в мифах, а мы играем актёров древнегреческого театра, которые играют этих персонажей. На словах выходит какая-то очень сложная дуга, но на деле это получается интересно», - объясняет режиссер Андрей Воробьёв.



Премьера состоялась 2 апреля 2021 года.

Инсценировка, сценография, костюмы, муз. оформление - Андрей Воробьёв
Художник по свету - Максим Надеев
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ О СПЕКТАКЛЕ:

ИА Регион 29: «О театре с любовью: в «архдраме» произошли «Метаморфозы»

Отзыв Андрея Петрова (режиссёр театра «Балаганчик»)

ИА NEWS 29: «О любви и немножко о театре: в Архдраме прошла премьера спектакля «Метаморфозы»


Подробнее
18+
История одного возможного подвига (основная сцена)
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: Андрей Тимошенко: «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

Пресс-служба: В Архдраме — премьера «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Надежды Петровой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее