Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

"Независимая" газета: "Гроза" возвращается на круги своя

21.05.18
Автор: Галина Коваленко
Источник: "Независимая" газета

К VI Международному фестивалю имени Федора Абрамова «Родниковое слово» в Архангельске «Гроза» стала прологом, не входя в основную программу. Режиссер и сценограф спектакля Андрей Тимошенко поставил мощную драму. Его Калинов расположен не на Волге, а на суровой северной реке, возможно даже, подобно Архангельску, на Северной Двине, берег которой заполнен старыми, явно дающими течь лодками.

Если начать отсчет постановок «Грозы» Островского с fin de siиcle, то это спектакль Генриетты Яновской в Московском ТЮЗе. Классическая пьеса была деконструирована в традициях «постмодернистской чувствительности» с ее чутким прислушиванием к жизни. В спектакле не было Волги; были то ли ирригационные сооружения, то ли водопроводные трубы, и действие происходило в тесном коммунальном пространстве. Далее деконструкция пьесы ужесточалась. Спектакль Нины Чусовой в «Современнике» запомнился посещением Путина и гэгами, один из которых имел особенный успех. Спускаясь по лестнице с голубятни, Катерина спотыкалась и падала с восклицанием «Отчего люди не летают?» У Льва Эренбурга в спектакле Магнитогорского театра Катерина остается жива. У Михаила Бычкова, фаната Андрея Платонова, действие переносится в советскую эпоху. Эту линию можно продолжить. Деконструкция «Грозы» талантливыми режиссерами убеждала. Добролюбову с его темным царством и лучом в нем мстили за школьные годы и насильственные культпоходы в театр. Но случился перелом. Андрей Могучий поставил «Грозу» в БДТ в жанре трагедии, насытив действо не только песенной стихией, но и оригинальной музыкой Александра Маноцкова. Борис же получил оперную партию, исполнявшуюся солистом Михайловского театра Александром Кузнецовым. Цветной певучий мир спектакля связан с публикой «дорогой цветов», помостом, идущим от сцены через зрительный зал, как в японском театре кабуки, символизируя связь артистов и зрителей. В «Грозе» Архангельского театра драмы имени Ломоносова, премьера которой состоялась одновременно со спектаклем БДТ, так же возведена «дорога цветов». На этом совпадения заканчиваются.

У Тимошенко неброско одетый под стать неяркой природе люд в праздничные дни гуляет по берегу. Действие разворачивается в пасхальные дни. Люди поют – вдохновенно церковные песнопения, задорно – шуточные песни, широко, протяжно – лирические. Слаженная работа композитора Леонида Лещёва и хормейстера Олега Щукина создает особую атмосферу, в которой контрастируют поэтичность и будничный быт с домостроевскими правилами. Выразительно, с большим чувством исполняемые песни странно и дико сочетаются с грубостью общения, продиктованной патриархальными порядками. Но быт - только оболочка происходящих душевных драм. Среди этих людей нет злодеев. Они обыкновенны. Как писал о них Добролюбов в статье «Темное царство», «если и угнетают других, то больше потому, что это никакого усилия не стоит, так все податливы и покорны». Такими предстают в спектакле Кабаниха (Гульсина Гусева) и Дикой (Виктор Гусев). На них лежат их обязанности, продиктованные вековым опытом предков и генетически им передавшимся. Режиссер не отступает от классической традиции, отлично вписавшейся в поэтику спектакля. Не они протагонисты. Протагонисты - молодое поколение, и оно психологически далеко не однородно. Брат и сестра, Тихон и Варвара, настолько разные, что кажется, что их не связывают родственные отношения. Покорный, трепещущий перед грозной матерью Тихон (Михаил Кузьмин) затаился до поры до времени, смиряя бушующие в нем силы. Артист дает понять скрытую в нем удаль, нетерпеливо выслушивая наставления матери перед тем, как тронуться в путь. Он переступает с ноги на ногу, выдавая свое нетерпение, но слепо выполняет все материнские приказы, касающиеся жены.

Варвара (Мария Беднарчик) предстает вовсе не бедовой девчонкой, которой всё нипочем. Она скрытная, внутренне деликатная, потому ее и любит Катерина. Их отношения тонко прочерчены. Варвара по-русски жалеет Катерину, презирая брата за его покорность матери.

Кудряш (Иван Братушев) решен неожиданно. Он знает, что Дикому без него не обойтись, потому и позволяет ему хозяин всякие вольности. Горячий, страстный, темпераментный, он верховодит местными парнями. Шапкин (Евгений Нифантьев) во всем ему подчиняется. Борис (Дмитрий Беляков) – птица, залетевшая с чужого берега. К нему относятся с толикой уважения не потому, что он племянник Дикова, но потому, что в нем чтут человека ученого и порядочного.

Нетрадиционно решены некоторые представители старшего поколения. На «дороге цветов» появлялся Кулигин (Александр Дубинин) с деревянным велосипедом Карла Дрейза, который приводился в движение ногами, находящимися на земле. Эффектный выход носителя прогресса говорит сам за себя. Он человек действия, и ругательства Дикова он воспринимает с достоинством человека, знающего цену себе и другим.

На «дороге цветов» дважды в сопровождении безмолвных, вышколенных лакеев появляется сумасшедшая барыня - филигранная работа Ольги Зубковой. Это не городская сумасшедшая, но древняя Пифия, пророчица, внутренним зрением уже прозревшая судьбу Катерины, внося мистическое начало в спектакль. Образ барыни рифмуется с образом Феклуши с ее рассказами о людских грехах, дальних странах, где она никогда не бывала, о людях с песьими головами. Она видела в каком-нибудь ближнем монастыре икону Святого Христофора Псоглавца. По одной из легенд он избавился от соблазнов, которые несла ему красота, попросив у Бога песью голову. Проклятья барыни красоте, которая есть грех, раскрывает этот символ. Феклуша (Елена Смородинова) уходит по «дороге цветов», выпевая древние, полные тайны стихи, которые подхватывает сопровождавший ее хор жителей Калинова. В этот миг в повествование вторгается Рок. Сцена поднимает на гребень действие, ускоряя его и предсказывая трагический исход.

Катерина (Нина Няникова) удивительно самобытна. Актриса создает лирический образ женщины, наделенной поэзией, прорывающейся внезапными озарениями – из нее вырывается признание о видении столба света в церкви, в котором ангелы поют; не удивляет ее восклицание «Почему люди не летают?». Вся она находится в каком-то ей непонятном ожидании. Это ожидание любви. Сцена любви решена символически, но вся пронизана эротизмом. Со дна лодок иногда появляются озаренные счастьем лица Катерины и Бориса, Варвары и Кудряша. Это история любви человеческой, как у Варвары и Кудряша, и любви Катерины к Борису, которая сильна как смерть. Катерина стала женщиной, и ее одухотворенная красота, видная только сумасшедшей барыне, проявилась воочию. Неподдельно отчаяние Тихона, склонившегося над мертвой женой, впервые восставшего против матери.

Островский писал Катерину для актрисы Любови Павловны Косицкой, которую любил, и вложил в уста Катерины некоторые моменты из рассказов актрисы. Драматург написал о любви Катерины и о своей любви. Как сказано в Первом послании Иоанна Богослова: «Пребывающий в любви пребывает в Боге».

«Гроза» возвращается на круги своя.    

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
6+
Волшебное путешествие (камерная сцена)
А.С. Пушкин
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 55 минут (без антракта)

«Сказка о царе Салтане» продолжает размышления о вечных ценностях, которые мы воспитываем в своих детях: победе добра над злом и тем, что справедливость всегда берёт верх, а жадность и зависть ждёт наказание.

Постановка по Александру Пушкину “Сказка о царе Салтане” (режиссёр - Алексей Ермилышев) приглашает самых маленьких зрителей на камерную сцену. С первых минут просмотра спектакль намекает, что скучать не придётся, - здесь и динамичные пластические рисунки, и мультфильм прямо на декорации, и театр теней, и чревовещание, и летающий над зрителями комар, и преображения артистов из роли в роль прямо на сцене...А прекрасный добрый юмор особенно заинтересует взрослых.

_-_.jpg

Алексей Ермилышев, режиссёр театра: 

«Получился целый мультфильм. Он украсил нашу постановку, ориентированную на самых маленьких: огромные корабли ходят перед самым носом у зрителей. Задействуем приём 3D-мэппинга. Спектакль получился волшебным, как вечер, когда для детей читают сказку перед сном. Вообще, в создании сказки много свободы. Законы для сохранения «сказочности» придумали сами и им следуем. Интерактив, который мы приготовили для детей, также вписался в эти рамки, не нарушив атмосферу».

Интересный факт: вязаные элементы костюмов и реквизита принадлежат ловким рукам актрисы театра и засл.арт. РФ Елены Смородиновой, исполняющей в спектакле роль Ткачихи.

СМИ о спектакле: 
«Регион 29»: «Гвидон носа не подточит: «архдрама» превратила «Сказку о царе Салтане» в 5D-мультфильм»

Премьера состоялась 23 декабря 2018 года

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Сценография, костюмы - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Михаил Юданов 
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Хореограф - Ольга Мурашова
Видеоконтент - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее