Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

"Архангельск - город воинской славы": Суета в уездном городе

01.10.18
Автор: Алексей МОРОЗОВ
Источник: http://xn--80aec1d.xn--p1ai/archives/16063
Фото: Иван Малыгин

В Архангельске областной театр драмы имени М.В.Ломоносова открыл новый сезон бессмертным “Ревизором”.

Комедия Николая Гоголя “Ревизор” что острый перец, который не дает спокойно жить многим и многим поколениям “власть имущих”. Говорят, после первой премьеры император Николай I был так возмущен, что поначалу даже не мог найти слов. Разозлила монарха финальная фраза Городничего: “Чего смеетесь? Над собой смеетесь!” С тех пор у “Ревизора” была блестящая сценическая судьба. “Разбудите меня через 100 лет, и спросите, что делается в России? Я вам отвечу: пьют и воруют”, – говорил последователь Гоголя Михаил Салтыков-Щедрин. Да, созданное Гоголем более 150 лет назад творение не теряет актуальности и сегодня, а некоторые диалоги и монологи просто-таки ошеломляют точностью и современностью.

                                   SE4A0614.jpg

Архангельский театр драмы имени Ломоносова тоже решил взяться за Николая нашего Васильевича. Думается, режиссер, ставя в план “Ревизора”, понимал, что с такой высокой драматургией шутки плохи. И если случится провал, так тут уже не спишешь на классика, – ведь сам текст зрителю знаком еще со школы, и смеяться можно через десятки лет. А сколько всего ставлено-переставлено этих “Ревизоров”: талантливых и не очень, долгоживущих на сцене и легко слетающих с нее! Андрей Тимошенко, видимо, посчитал, что созрел до сатирического шедевра, и репетиции начались еще в прошлом сезоне.

Еще до начала действа зритель наблюдал элементы сценографии: кучу наклеенных на занавесе бумаг с печатями. Да, такова Россия: здесь контора пишет без остановки, и людей тут заменяют сплошные директивы, постановления, решения, бланки, анкеты… Другой элемент, придуманный художником, – огромный стол, напоминающий то ли канцелярский, то ли игровой, то ли обеденный. Сюда забираются герои и произносят свои монологи, видимо, находясь в своем естественном состоянии. Стулья разной высоты иногда кажутся на фоне чиновников просто-таки громадными, определяют их истинную “мизерную” роль в судьбе страны. Зато, сев на такой стул, ты кажешься себе и окружающим важным и сановным. Иногда даже генералом, министром, императором!

                                      SE4A0576.jpg

Режиссер спектакля решил отдать все ведущие роли молодежи Архангельского театра драмы. С одной стороны, это некий карт-бланш, с другой – весьма рискованное решение. В некоторых местах возникало ощущение, что на сцене не важные и возрастные чиновники, а заигравшиеся дети. Было ли это режиссерским приемом или возникло случайно, походя? Ближе к концу спектакля, лично я больше склонился ко второму варианту. Хотя несколько актерских работ я все же отметил.

Очень убедителен был Городничий в исполнении Евгения Нифантьева. Ворюга и мерзавец, хитрый, подлый, изворотливый, но не лишенный чувств, – таким мы видим его в первом акте. В финале второго акта разыгрывается настоящая трагикомедия, когда Сквозник-Дмухановский читает свой монолог “обманутого”. Мечта стать генералом внезапно обращается перспективой быть увезенным в Сибирь (а то и подальше). И на глазах коварного Городничего зритель видит слезы. Но это даже не жалость к самому себе, это впервые пришедшая мысль о несправедливости бытия. Герой Нифантьева становится ничтожным и раздавленным, а суетящаяся вокруг чиновничья челядь даже нисколько не сочувствует ему.

                                        SE4A0588.jpg

Теперь о “челяди” и “суете”. Чиновники в спектакле Тимошенко карикатурны вдвойне. Режиссер, увлекшись своей идеей, сделал их не людьми, а функциональными предметами. Роль смотрителя училищ Хлопова и вовсе была отдана женщине – актрисе Нине Няниковой. Признаюсь, образ получился совсем не реалистичным, – смесь современного “ужастика” и “хармсовщины”. Смотритель богоугодных заведений в исполнении Ивана Братушева все время описывал какие-то кульбиты. Иногда это казалось явным перебором. Слишком суетливы получились Бобчинский с Добчинским, которые, признаюсь, вообще не прозвучали в спектакле, хотя именно они всю кашу и заварили. Единственным удачным из всей этой когорты можно признать образ судьи Ляпкина-Тяпкина в исполнении молодого актера Александра Субботина: получился этакий холеный барин, и обаятельный вор и мерзейший трус в одном лице.

В целом же в спектакле Тимошенко слишком много суеты. Персонажи бегают и прыгают, танцуют, причем даже современные ритмы, носятся по зрительному залу и балкону. Складывалось ощущение, что эта “физкультура” была задумана с целью увести внимание от основного действия и диалогов. Зритель во втором акте уже устал вертеть головой, – то на сцену надо было смотреть, а то в зал, и так много-много раз. Однако и экшна никакого от этого не случилось. Хотя сам режиссер вполне мог оправдать это сценическим приемом, ведь в России чиновники всегда суетятся, когда начинаются ревизии и проверки. Вот бегают-бегают, семенят ножками, трясутся. И в этом есть своя правда, даже через 100 лет.

                                    SE4A0585.jpg

Суетливыми получились и женские персонажи – жена Городничего Анна Андреевна (артистка Татьяна Боченкова) и его дочь Мария Антоновна (артистка Мария Беднарчик). При том, что обе выглядели достаточно выигрышно внешне, – не зря Хлестаков запутался, кому отдать предпочтение. Однако кроме “комикования” и “хореографии” супруга и дочь городничего, увы, никакими другими выразительными средствами, не воспользовались.

Отдельная тема – Хлестаков в исполнении подающего надежды молодого артиста Михаила Кузьмина. Я его героя назвал для себя “Хлестаковым для бедных”, и вот почему. Все мы привыкли видеть гоголевского “ревизора” этаким виртуозным мошенником, артистичным и блестящим на фоне замшелых уездных чиновников. Но это не более, чем стереотип, созданный в хрестоматийных спектаклях по пьесе Гоголя. Михаил Кузьмин играет самого обыкновенного человека, без талантов и заслуг, серого, пошлого, врущего, временами расцветающего в цветастости собственных высокопарных речей. Хлестаков у Кузьмина именно случайный персонаж, рядовой, а вовсе не главная роль, как мы это привыкли видеть. Скорее, главным в спектакле Тимошенко получился Городничий, – он и колоритнее и трагикомичнее. А Хлестаков, как возник из ниоткуда, непонятно какими ветрами заброшенный, так и исчез. Конечно, Михаилу Кузьмину эта роль была дана “на сопротивление” и образ получился таким вот середнячковым. Хотя эта трактовка, безусловно, имеет право на существование.

Неплохой получилась финальная сцена разоблачения: просто смех сквозь слезы. Как внезапно поникли еще недавно кривляющиеся “земляники”, “шпекины” и “бобчинско-добчинские”. Сколько елея растрачено зря, сколько денег выдано впустую! А впереди где-то там, за кулисами, слышатся “шаги командора” – нового, настоящего, Ревизора. И что будет дальше с уездным городом и его горе-руководителями, остается только догадываться.

                                   SE4A0617.jpg

Режиссер Андрей Тимошенко в одном из интервью заявил, что не хотел делать спектакль о политике. И это несмотря на то, что каждый гоголевский символ – разбитые дороги, не построенные дома и церкви, подрядные откаты и многое другое читается сегодня весьма и весьма остро. Возможно, режиссеру не хотелось, чтобы его обвинили в прямолинейности. Но “зубов” этому “Ревизору” явно не доставало. И та самая, необходимая, как перец в супе, сатира, заменялась суетой и многословием. А многие сцены, где зритель должен был бы хохотать до упаду, смотрелись всего лишь как декламация хрестоматийного и смешного текста. Однако все это можно объяснить сложностью материала: за Гоголя возьмется далеко не каждый режиссер. Слишком это опасное дело, – как с политической, так и с творческой стороны.

Лично я долго переваривал ощущения после архангельского “Ревизора” и никак не мог понять, чего же мне в нем не хватило. А потом понял, что в постановке Андрея Тимошенко я не увидел открытий. Казалось бы, фантазируй и фонтанируй, – ведь перед тобой сам Гоголь, который дает столько пищи для ума и сердца. Но режиссера тяготит “суета в уездном городе”, которая подменяет глубину чувств и россыпь эмоций. Потому и Хлестаков вовсе не лицедей и импровизатор, а такой же серый человек, как все остальные. Наверное, это легче, чем в каждом герое найти и раскрыть психологические черты индивидуальности. А ведь у Гоголя-то все это есть…

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее