Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

"Архангельск": «Это я сказал «Э!»

08.10.18
Источник: http://dvina29.ru/all-materials/item/19193-eto-ya-skazal-e
Автор: Людмила Ашиток

Сезон открыт – от классики Гоголя до авангарда Соколова

Осень богата не только на дары огородные, но и культурные. 5 октября праздничным представлением и бурлеском «Дон Жуан в Венеции» открывает свои двери обновленный театр кукол.

А в конце сентября премьерами по классическому «Ревизору» Гоголя и «Школе для дураков» авангардиста Саши Соколова начали свои творческие сезоны молодежный театр и театр драмы.

На столе

Мы побывали у ломоносовцев. И убедились: пьеса, впервые поставленная в 1856-м, за полтора века нисколько не устарела. К сожалению. Все так же воруют, врут, приписывают, ставят заборы к приезду высокого гостя, дают и берут взятки, оптимизируют больницы, малый бизнес (то бишь купечество) жалуется на притеснение властей, уездные чиновники мечтают о столицах, а прохиндеи процветают... Недаром в Сызрани, где тоже начали сезон с премьеры «Ревизора», говорят, по требованию начальства убрали с афиши подзаголовок «Кошмар госчиновника».

Впрочем, в нашем театре подошли к этому вечному и актуальному, старательно обойдя острые углы. Получилась веселая, хотя, конечно, очень поучительная, комедия. Где все брызжет – гротеск, эксцентрика, кураж, где все высмеяно, но вроде как не всерьез.

Режиссер и сценограф Андрей Тимошенко лаконично и выразительно оформил спектакль. Громадный канцелярский стол под зеленым сукном на тяжелых ножках – на нем все и происходит: считают деньги, кувыркаются, тут спит Хлестаков в обнимку с громадными яствами – раки, лабарданы, появляется манящий макет Санкт-Петербурга... Еще – такие же тяжеловесные стулья, на которых важные чиновники кажутся букашками, кровать в гостинице да оригинальный занавес из тыщ писем и циркуляров...

                                                               льтлждл.png

Как в цирке

Действие очень напоминает цирк. Каждая сцена – реприза. Под живой оркестр: труба, туба, барабан, тарелки, трещотки... Сами играют! Михаил Кузьмин – попрыгунчик Хлестаков – эдакий мелкий бес, у него даже на фраке некое подобие хвостика. Нельзя не выделить Землянику – Ивана Братушева, который всегда умеет найти новые краски для роли, – здесь он похож на какого-то зверька с повадками и хитрого лиса, и пугливого бурундука. Вот кто удивил, так это Нина Няникова. Сначала я не могла вообще понять, кто играет смотрителя училищ Хлопова с басо-хрипатым грубым голосом, потом увидела – это женщина, но «не узнаю вас в гриме». Ба!

И очень порадовал Евгений Нифантьев – городничий. Актер органичен, точен, за ним было очень любопытно наблюдать – столько эмоций и оттенков настроений! От самодурства до наивного простачества, от крикливого хозяина до жалкого человечишки. Пожалуй, именно его герой здесь – главный! Выступая как в том же цирке шпрехшталмейстер, ведет представление, управляет униформистами, подыгрывает клоунам... Кстати, в оркестре в его руках вместо дирижерского тамбурштока – визажные счеты с костяшками, что создает еще один комический эффект.

– Евгений, конечно, очень волновался, ведь это для него испытание, его первая такая большая классическая роль, – заметил в кулуарах режиссер, – но он с ней справился. А Нине, я считаю, играть, например, Марью Антоновну уже не так интересно, ей нужен рост – потому и предложил ей Луку Лукича.

Зрители в роли суфлеров

Еще мы, зрители, с удовлетворением отметили для себя, что очень хорошо помним комедию. То тут, то там я слышала, да и сама «подсказывала», реплики. Про унтер-офицерскую вдову, что сама себя высекла, про судью, что берет взятки борзыми щенками, и больных, выздоравливающих как мухи... Не говоря об афоризмах: «С Пушкиным на дружеской ноге», «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!», «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?», «Это я сказал «Э!»

Остается добавить, что театр посвятил спектакль погибшему «доброму другу и замечательному режиссеру» Александру Горбаню, которому в день премьеры, 29 сентября, исполнилось бы 58 лет. На нашей сцене идут его «За двумя зайцами». И «Ревизор» – это была любимая тема – ставил Гоголя четыре раза. В Краснодаре и Тюмени спектакли до сих пор идут. Наш, кстати, посетила известный театральный критик Ольга Егошина. Говорят, ее отзыв: «Замечательно!»

                                                                 дбьбюьэд.png

В Абрамовском зале

Что еще ждать театралам? Для тех, кто не успел, но наслышан об успехе на «Родниковом слове» питерского спектакля «Потеря равновесия», – бассейн появится прямо на большой сцене, а зрители будут сидеть вокруг.

К Новому году нас ждет «Конек-горбунок», тексту которого режиссер Анастас Кичик, уже поднаторевший ставить детские спектакли не для детей, присвоил бы 16+. Алексей Ермилышев готовит в серии «Сказки Пушкина» историю про царя Салтана и его сына Гвидона. Также у этих режиссеров в работе «Старший сын» и «Братья Карамазовы».

К весне обещают «Трех сестер» – это самый интересный, наверное, плюс прошедшего в конце прошлого сезона «Рыбного обоза», а лаборатория «Живое слово театра» подарила нам «Тараканов» – на камерную сцену.

Когда-то, давая мне интервью, главреж Андрей Тимошенко, оценивая рост молодых актеров, сказал, что давно хотел поставить «Грозу» и «Гамлета», но только теперь нашел их главных героев. Нину Няникову в роли Катерины мы уже видели, а Ивана Братушева – принца датского – предвкушаем узреть!

Продолжатся полюбившиеся зрителям читки в зале, объявленном в честь грядущего 100-летия писателя Абрамовским. Вторая часть «Чайки», «Нахлебник», «Пушкин – 219»... Будут обязательно «Оперные сезоны», а к 2020-му – Спиваков со своим оркестром! В концертах задействуют новый рояль, есть мечта, что на нем сыграет и Мацуев. К фестивалю «Родниковое слово» подготовят юбилейный спектакль по Абрамову, которого очень мало сегодня ставят, хотя он как раз очень сценичен.

Зрители, пришедшие на премьеру, с удовольствием делали снимки в новых фотозонах – костюмерная, гримерка – и опробовали «шумелку» – именно на ней изображали бурю в спектакле «Смерть дурака» – эолифон, фанфары и кусок громкого железа.

А я залюбовалась новыми портретами актеров – блестящая фотосессия Екатерины Чащиной. В полный рост, красивые и талантливые! Будто зовут: «Приходите на спектакли! Ведь каждый происходит только здесь и сейчас, потому неповторим!»

Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области:

2019-й объявлен президентом Годом театра. Важно, что наши региональные театры к новому творческому сезону подошли с необычайным вдохновением и высоким уровнем подготовительной работы. Так Архангельский и Котласский драматические театры представили спектакли на гастролях в районах, где их встречали аншлагами. А театр кукол начинает сезон в родных стенах обновленного, современного по своей концепции и оснащенности здания! Без преувеличения это грандиозное событие в культурной жизни региона. Театр станет настоящим домом для творческой интеллигенции, для ищущей самовыражения молодежи... Уверена, что театры будут радовать, воодушевлять, укреплять в лучших устремлениях и взрослых и детей. Приглашаю всех непременно посетить спектакли и получить яркие впечатления, помощь для осмысления важных личностных вопросов, ведь театр для зрителя – полезный, поднимающий настроение культурный витамин!

27 октября в рамках проекта «Культурный рюкзак» начнется цикл лекций по театральному искусству. Первая – «Ревизор» на архангельской сцене» от Нины Самойлович.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Подробнее
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.


В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее