Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

"Архангельск": «Это я сказал «Э!»

08.10.18
Источник: http://dvina29.ru/all-materials/item/19193-eto-ya-skazal-e
Автор: Людмила Ашиток

Сезон открыт – от классики Гоголя до авангарда Соколова

Осень богата не только на дары огородные, но и культурные. 5 октября праздничным представлением и бурлеском «Дон Жуан в Венеции» открывает свои двери обновленный театр кукол.

А в конце сентября премьерами по классическому «Ревизору» Гоголя и «Школе для дураков» авангардиста Саши Соколова начали свои творческие сезоны молодежный театр и театр драмы.

На столе

Мы побывали у ломоносовцев. И убедились: пьеса, впервые поставленная в 1856-м, за полтора века нисколько не устарела. К сожалению. Все так же воруют, врут, приписывают, ставят заборы к приезду высокого гостя, дают и берут взятки, оптимизируют больницы, малый бизнес (то бишь купечество) жалуется на притеснение властей, уездные чиновники мечтают о столицах, а прохиндеи процветают... Недаром в Сызрани, где тоже начали сезон с премьеры «Ревизора», говорят, по требованию начальства убрали с афиши подзаголовок «Кошмар госчиновника».

Впрочем, в нашем театре подошли к этому вечному и актуальному, старательно обойдя острые углы. Получилась веселая, хотя, конечно, очень поучительная, комедия. Где все брызжет – гротеск, эксцентрика, кураж, где все высмеяно, но вроде как не всерьез.

Режиссер и сценограф Андрей Тимошенко лаконично и выразительно оформил спектакль. Громадный канцелярский стол под зеленым сукном на тяжелых ножках – на нем все и происходит: считают деньги, кувыркаются, тут спит Хлестаков в обнимку с громадными яствами – раки, лабарданы, появляется манящий макет Санкт-Петербурга... Еще – такие же тяжеловесные стулья, на которых важные чиновники кажутся букашками, кровать в гостинице да оригинальный занавес из тыщ писем и циркуляров...

                                                               льтлждл.png

Как в цирке

Действие очень напоминает цирк. Каждая сцена – реприза. Под живой оркестр: труба, туба, барабан, тарелки, трещотки... Сами играют! Михаил Кузьмин – попрыгунчик Хлестаков – эдакий мелкий бес, у него даже на фраке некое подобие хвостика. Нельзя не выделить Землянику – Ивана Братушева, который всегда умеет найти новые краски для роли, – здесь он похож на какого-то зверька с повадками и хитрого лиса, и пугливого бурундука. Вот кто удивил, так это Нина Няникова. Сначала я не могла вообще понять, кто играет смотрителя училищ Хлопова с басо-хрипатым грубым голосом, потом увидела – это женщина, но «не узнаю вас в гриме». Ба!

И очень порадовал Евгений Нифантьев – городничий. Актер органичен, точен, за ним было очень любопытно наблюдать – столько эмоций и оттенков настроений! От самодурства до наивного простачества, от крикливого хозяина до жалкого человечишки. Пожалуй, именно его герой здесь – главный! Выступая как в том же цирке шпрехшталмейстер, ведет представление, управляет униформистами, подыгрывает клоунам... Кстати, в оркестре в его руках вместо дирижерского тамбурштока – визажные счеты с костяшками, что создает еще один комический эффект.

– Евгений, конечно, очень волновался, ведь это для него испытание, его первая такая большая классическая роль, – заметил в кулуарах режиссер, – но он с ней справился. А Нине, я считаю, играть, например, Марью Антоновну уже не так интересно, ей нужен рост – потому и предложил ей Луку Лукича.

Зрители в роли суфлеров

Еще мы, зрители, с удовлетворением отметили для себя, что очень хорошо помним комедию. То тут, то там я слышала, да и сама «подсказывала», реплики. Про унтер-офицерскую вдову, что сама себя высекла, про судью, что берет взятки борзыми щенками, и больных, выздоравливающих как мухи... Не говоря об афоризмах: «С Пушкиным на дружеской ноге», «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!», «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?», «Это я сказал «Э!»

Остается добавить, что театр посвятил спектакль погибшему «доброму другу и замечательному режиссеру» Александру Горбаню, которому в день премьеры, 29 сентября, исполнилось бы 58 лет. На нашей сцене идут его «За двумя зайцами». И «Ревизор» – это была любимая тема – ставил Гоголя четыре раза. В Краснодаре и Тюмени спектакли до сих пор идут. Наш, кстати, посетила известный театральный критик Ольга Егошина. Говорят, ее отзыв: «Замечательно!»

                                                                 дбьбюьэд.png

В Абрамовском зале

Что еще ждать театралам? Для тех, кто не успел, но наслышан об успехе на «Родниковом слове» питерского спектакля «Потеря равновесия», – бассейн появится прямо на большой сцене, а зрители будут сидеть вокруг.

К Новому году нас ждет «Конек-горбунок», тексту которого режиссер Анастас Кичик, уже поднаторевший ставить детские спектакли не для детей, присвоил бы 16+. Алексей Ермилышев готовит в серии «Сказки Пушкина» историю про царя Салтана и его сына Гвидона. Также у этих режиссеров в работе «Старший сын» и «Братья Карамазовы».

К весне обещают «Трех сестер» – это самый интересный, наверное, плюс прошедшего в конце прошлого сезона «Рыбного обоза», а лаборатория «Живое слово театра» подарила нам «Тараканов» – на камерную сцену.

Когда-то, давая мне интервью, главреж Андрей Тимошенко, оценивая рост молодых актеров, сказал, что давно хотел поставить «Грозу» и «Гамлета», но только теперь нашел их главных героев. Нину Няникову в роли Катерины мы уже видели, а Ивана Братушева – принца датского – предвкушаем узреть!

Продолжатся полюбившиеся зрителям читки в зале, объявленном в честь грядущего 100-летия писателя Абрамовским. Вторая часть «Чайки», «Нахлебник», «Пушкин – 219»... Будут обязательно «Оперные сезоны», а к 2020-му – Спиваков со своим оркестром! В концертах задействуют новый рояль, есть мечта, что на нем сыграет и Мацуев. К фестивалю «Родниковое слово» подготовят юбилейный спектакль по Абрамову, которого очень мало сегодня ставят, хотя он как раз очень сценичен.

Зрители, пришедшие на премьеру, с удовольствием делали снимки в новых фотозонах – костюмерная, гримерка – и опробовали «шумелку» – именно на ней изображали бурю в спектакле «Смерть дурака» – эолифон, фанфары и кусок громкого железа.

А я залюбовалась новыми портретами актеров – блестящая фотосессия Екатерины Чащиной. В полный рост, красивые и талантливые! Будто зовут: «Приходите на спектакли! Ведь каждый происходит только здесь и сейчас, потому неповторим!»

Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области:

2019-й объявлен президентом Годом театра. Важно, что наши региональные театры к новому творческому сезону подошли с необычайным вдохновением и высоким уровнем подготовительной работы. Так Архангельский и Котласский драматические театры представили спектакли на гастролях в районах, где их встречали аншлагами. А театр кукол начинает сезон в родных стенах обновленного, современного по своей концепции и оснащенности здания! Без преувеличения это грандиозное событие в культурной жизни региона. Театр станет настоящим домом для творческой интеллигенции, для ищущей самовыражения молодежи... Уверена, что театры будут радовать, воодушевлять, укреплять в лучших устремлениях и взрослых и детей. Приглашаю всех непременно посетить спектакли и получить яркие впечатления, помощь для осмысления важных личностных вопросов, ведь театр для зрителя – полезный, поднимающий настроение культурный витамин!

27 октября в рамках проекта «Культурный рюкзак» начнется цикл лекций по театральному искусству. Первая – «Ревизор» на архангельской сцене» от Нины Самойлович.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее