Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

"Архангельск": «Это я сказал «Э!»

08.10.18
Источник: http://dvina29.ru/all-materials/item/19193-eto-ya-skazal-e
Автор: Людмила Ашиток

Сезон открыт – от классики Гоголя до авангарда Соколова

Осень богата не только на дары огородные, но и культурные. 5 октября праздничным представлением и бурлеском «Дон Жуан в Венеции» открывает свои двери обновленный театр кукол.

А в конце сентября премьерами по классическому «Ревизору» Гоголя и «Школе для дураков» авангардиста Саши Соколова начали свои творческие сезоны молодежный театр и театр драмы.

На столе

Мы побывали у ломоносовцев. И убедились: пьеса, впервые поставленная в 1856-м, за полтора века нисколько не устарела. К сожалению. Все так же воруют, врут, приписывают, ставят заборы к приезду высокого гостя, дают и берут взятки, оптимизируют больницы, малый бизнес (то бишь купечество) жалуется на притеснение властей, уездные чиновники мечтают о столицах, а прохиндеи процветают... Недаром в Сызрани, где тоже начали сезон с премьеры «Ревизора», говорят, по требованию начальства убрали с афиши подзаголовок «Кошмар госчиновника».

Впрочем, в нашем театре подошли к этому вечному и актуальному, старательно обойдя острые углы. Получилась веселая, хотя, конечно, очень поучительная, комедия. Где все брызжет – гротеск, эксцентрика, кураж, где все высмеяно, но вроде как не всерьез.

Режиссер и сценограф Андрей Тимошенко лаконично и выразительно оформил спектакль. Громадный канцелярский стол под зеленым сукном на тяжелых ножках – на нем все и происходит: считают деньги, кувыркаются, тут спит Хлестаков в обнимку с громадными яствами – раки, лабарданы, появляется манящий макет Санкт-Петербурга... Еще – такие же тяжеловесные стулья, на которых важные чиновники кажутся букашками, кровать в гостинице да оригинальный занавес из тыщ писем и циркуляров...

                                                               льтлждл.png

Как в цирке

Действие очень напоминает цирк. Каждая сцена – реприза. Под живой оркестр: труба, туба, барабан, тарелки, трещотки... Сами играют! Михаил Кузьмин – попрыгунчик Хлестаков – эдакий мелкий бес, у него даже на фраке некое подобие хвостика. Нельзя не выделить Землянику – Ивана Братушева, который всегда умеет найти новые краски для роли, – здесь он похож на какого-то зверька с повадками и хитрого лиса, и пугливого бурундука. Вот кто удивил, так это Нина Няникова. Сначала я не могла вообще понять, кто играет смотрителя училищ Хлопова с басо-хрипатым грубым голосом, потом увидела – это женщина, но «не узнаю вас в гриме». Ба!

И очень порадовал Евгений Нифантьев – городничий. Актер органичен, точен, за ним было очень любопытно наблюдать – столько эмоций и оттенков настроений! От самодурства до наивного простачества, от крикливого хозяина до жалкого человечишки. Пожалуй, именно его герой здесь – главный! Выступая как в том же цирке шпрехшталмейстер, ведет представление, управляет униформистами, подыгрывает клоунам... Кстати, в оркестре в его руках вместо дирижерского тамбурштока – визажные счеты с костяшками, что создает еще один комический эффект.

– Евгений, конечно, очень волновался, ведь это для него испытание, его первая такая большая классическая роль, – заметил в кулуарах режиссер, – но он с ней справился. А Нине, я считаю, играть, например, Марью Антоновну уже не так интересно, ей нужен рост – потому и предложил ей Луку Лукича.

Зрители в роли суфлеров

Еще мы, зрители, с удовлетворением отметили для себя, что очень хорошо помним комедию. То тут, то там я слышала, да и сама «подсказывала», реплики. Про унтер-офицерскую вдову, что сама себя высекла, про судью, что берет взятки борзыми щенками, и больных, выздоравливающих как мухи... Не говоря об афоризмах: «С Пушкиным на дружеской ноге», «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!», «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?», «Это я сказал «Э!»

Остается добавить, что театр посвятил спектакль погибшему «доброму другу и замечательному режиссеру» Александру Горбаню, которому в день премьеры, 29 сентября, исполнилось бы 58 лет. На нашей сцене идут его «За двумя зайцами». И «Ревизор» – это была любимая тема – ставил Гоголя четыре раза. В Краснодаре и Тюмени спектакли до сих пор идут. Наш, кстати, посетила известный театральный критик Ольга Егошина. Говорят, ее отзыв: «Замечательно!»

                                                                 дбьбюьэд.png

В Абрамовском зале

Что еще ждать театралам? Для тех, кто не успел, но наслышан об успехе на «Родниковом слове» питерского спектакля «Потеря равновесия», – бассейн появится прямо на большой сцене, а зрители будут сидеть вокруг.

К Новому году нас ждет «Конек-горбунок», тексту которого режиссер Анастас Кичик, уже поднаторевший ставить детские спектакли не для детей, присвоил бы 16+. Алексей Ермилышев готовит в серии «Сказки Пушкина» историю про царя Салтана и его сына Гвидона. Также у этих режиссеров в работе «Старший сын» и «Братья Карамазовы».

К весне обещают «Трех сестер» – это самый интересный, наверное, плюс прошедшего в конце прошлого сезона «Рыбного обоза», а лаборатория «Живое слово театра» подарила нам «Тараканов» – на камерную сцену.

Когда-то, давая мне интервью, главреж Андрей Тимошенко, оценивая рост молодых актеров, сказал, что давно хотел поставить «Грозу» и «Гамлета», но только теперь нашел их главных героев. Нину Няникову в роли Катерины мы уже видели, а Ивана Братушева – принца датского – предвкушаем узреть!

Продолжатся полюбившиеся зрителям читки в зале, объявленном в честь грядущего 100-летия писателя Абрамовским. Вторая часть «Чайки», «Нахлебник», «Пушкин – 219»... Будут обязательно «Оперные сезоны», а к 2020-му – Спиваков со своим оркестром! В концертах задействуют новый рояль, есть мечта, что на нем сыграет и Мацуев. К фестивалю «Родниковое слово» подготовят юбилейный спектакль по Абрамову, которого очень мало сегодня ставят, хотя он как раз очень сценичен.

Зрители, пришедшие на премьеру, с удовольствием делали снимки в новых фотозонах – костюмерная, гримерка – и опробовали «шумелку» – именно на ней изображали бурю в спектакле «Смерть дурака» – эолифон, фанфары и кусок громкого железа.

А я залюбовалась новыми портретами актеров – блестящая фотосессия Екатерины Чащиной. В полный рост, красивые и талантливые! Будто зовут: «Приходите на спектакли! Ведь каждый происходит только здесь и сейчас, потому неповторим!»

Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области:

2019-й объявлен президентом Годом театра. Важно, что наши региональные театры к новому творческому сезону подошли с необычайным вдохновением и высоким уровнем подготовительной работы. Так Архангельский и Котласский драматические театры представили спектакли на гастролях в районах, где их встречали аншлагами. А театр кукол начинает сезон в родных стенах обновленного, современного по своей концепции и оснащенности здания! Без преувеличения это грандиозное событие в культурной жизни региона. Театр станет настоящим домом для творческой интеллигенции, для ищущей самовыражения молодежи... Уверена, что театры будут радовать, воодушевлять, укреплять в лучших устремлениях и взрослых и детей. Приглашаю всех непременно посетить спектакли и получить яркие впечатления, помощь для осмысления важных личностных вопросов, ведь театр для зрителя – полезный, поднимающий настроение культурный витамин!

27 октября в рамках проекта «Культурный рюкзак» начнется цикл лекций по театральному искусству. Первая – «Ревизор» на архангельской сцене» от Нины Самойлович.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Комедия (основная сцена)
Пьеса — Ж.-Б. Мольер
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 2 часа 20 минут (с антрактом)

Комедия, которая поможет сбросить "финансовую серьёзность" и посмотреть на деньги шутя.  
Гарпагон, богач и настоящий скряга, любит деньги больше своей семьи и даже больше себя, так что прячет их от всех в шкатулке, зарытой в саду. 

Это одна из лучших пьес Мольера, одна из четырёх его «золотых» комедий, которая быстро сошла с афиш  — Франция в середине XVII века еще не была готова к такой «самокритике». Но, её время пришло позже. В советские годы пьеса была поставлена как обличение чуждой буржуазной морали, а новая волна «скупых» хлынула в двухтысячные. Бесспорно, на фоне особой актуальности проблематики в эпоху власти денег. Теперь мы снова попробуем смеяться над собой.

Премьера состоялась 22 ноября 2015 года. 

Сценография — Наталья Яковчик 
Хореограф — Никита Чурилов 
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Спектакль ведет Наталья Афонина
Подробнее
16+
Чёрно-белая комедия (камерная сцена)
Пьеса — П. Нотт
Режиссёр — Алексей Ермилышев

Продолжительность — 1 час 25 минут (без антракта)

Пьеса Пьера Нотта была объявлена критиками Франции лучшей пьесой 2008 года. Щемящая и остроумная история о двух несколько эксцентричных сёстрах, которые отправились на поиски могилы своего отца, чтобы похоронить прах матери. Это дорога обернётся для них искромётным путешествием, наполненным воспоминаниями, историями, шутками, ссорами, примирениями, а так же  философскими размышлениями о смерти и любви к жизни.

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр:

«Эта пьеса о  семейных ценностях, о любви к жизни, о философском отношении к смерти. Это европейская „чёрная“ комедия — здесь шутят над темой, которую у нас принято замалчивать. Поэтому для русского уха некоторые шутки будут звучать непривычно. Так что спектакль — это ещё и возможность проникнуться европейским менталитетом. Здесь будет царить французское настроение, он насыщен французской музыкой, сценографией. Мы хотим сделать красивую, мистическую, возвышенную историю, но при этом живую, интерактивную и комичную».


Блогер lisisica: Я, вообще, театр не люблю

СМИ о спектакле:
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Отправились «Две дамочки в сторону Севера»
Газета «Правда Севера»: Чёрно-белая комедия
Газета «МК в Архангельске»: «Две дамочки в сторону Севера»: нечерная комедия в поисках детства
Газета «Архангельск»: Три бука на Пуленвиле
Газета «Бизнес-класс Архангельск»: Две дамочки и Смерть: в театре драмы поставили модную «чёрную комедию»
«29.ru»: Две старухи с планеты Земля
«Регион 29»: Время жить и время умирать: В драмтеатре представили «Двух дамочек в сторону Севера»
«Двина сегодня»: Две дамочки добрались до Севера
«Регион 29»: Художник Александр Менухов создал песочные картины для спектакля про двух дамочек

Премьера состоялась 19 февраля 2017 года

Музыкальное оформление — Алексей Ермилышев
Сценограф, художник по костюмам — Андрей Тимошенко
ХореографОльга Мурашова
Художник видеоконтента — Александр Менухов 
Спектакль ведет Ирина Варенцова

В спектакле содержатся сцены, демонстрирующие табачные изделия и процесс потребления табака. Курение вредит вашему здоровью.

Подробнее
12+
Семейная драма глазами ребёнка (камерная сцена)
Пьеса - П. Бабушкина (по рассказу А. Варламова)
Режиссёр - Полина Золотовицкая

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Тараканий язык, тараканья песня, тараканий смех, - никто и не думал, что это возможно. А в спектакле это настолько естественно, будто существует в обиходе в реальной жизни.

"Спектакль - интересная возможность поговорить со сцены одновременно и с детьми, и со взрослыми о семейных проблемах. Каждый найдет в этой истории что-то для себя и о себе", - Полина Золотовицкая.

Действие происходит в конце 80-х годов. Страшный дефицит. Перед зрителем предстанет история не очень благополучной семьи, которая живет в панельном доме. В квартире - тараканы, а родители всё время ссорятся. Это достаточно жёсткая история про развод, про нелюбовь в семье, которую наблюдает самый младший член семьи. Отец уходит. Уходит, потому что мечтает о чём-то большем. Не может говорить с ребенком, не хочет находить с ним общий язык, потому что слишком погряз в себе и своих «Тараканах». А ребенок просто хочет диалога и понимания. Не просто так Тараканы, с которыми он разговаривает в своих фантазиях, – это тараканья семья. История написана как детский спектакль. В нём много узнаваемых и забавных вещей. Полет фантазии обеспечен, - ведь главный герой хочет стать писателем, как мечтали многие наряду с грёзами о профессии космонавта, ветеринара, художника...

“Спектакль получился искренний,простой,изящный и внятный. История трогает за сердце, за душу. Побывав на предпоказе, на премьеру я с большим удовольствием сходил ещё раз. Хочу пригласить Полину на работу над новыми постановками”, - главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. 

СМИ о спектакле:

«Регион 29»: Трое в одиночестве, не считая тараканов: в архангельском драмтеатре показали семейную драму глазами ребёнка

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера спектакля «Тараканы» 

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи 


Премьера состоялась 28 февраля 2019 года


Сценограф, художник по костюмам, музыкальное оформление - Полина Золотовицкая

Художник по свету - Иван Гуринов
Адаптация тараканьей песни - Мария Степанова, Леонид Лещёв
Спектакль ведёт Ирина Варенцова 


Подробнее