Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Ольга Егошина о спектакле «Ревизор»: «Хлестаков обещал вернуться»

30.11.18

«Сцена» - журнал по вопросам сценографии, сценической техники и технологии, архитектуры, образования и менеджмента в области зрелищных искусств.

 Издано при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и союза театральных деятелей Российской Федерации

 «Ревизор». Н.В. Гоголь. Режиссёр Андрей Тимошенко. Художник Ирина Титоренко.

Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова. Премьера 29 сентября 2018

 «Хлестаков обещал вернуться»

Новый сезон Архангельского театра драмы открылся «Ревизором»

Ольга Егошина, театральный критик, старший научный сотрудник научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ, кандидат искусствоведения

Архангельск у нас не числится в списке «театральных городов» России, в котором гордо красуются Омск и Ярославль, Казань и Вологда, Пермь и Екатеринбург. Что, безусловно, обидно. Поскольку отечественный театр начинался именно в Москве и в Архангельске.

 В разделе «История» на сайте Архангельского театра драмы им. Ломонсова с гордостью сообщается, что первое театральное представление в городе состоялось аж в 1703 году. И причастен к нему был сам Ян Сплавский – известный организатор театральных действ петровского времени.

 Город, который долго был главными воротами в Европу, и в театральном просвещении шёл в ногу со столицей. Купеческий, торговый, богатый, многоконфессиональный город (к Октябрьской революции тут насчитывались церкви двадцати религиозных конфессий) славился и насыщенной культурной жизнью – музыкальными концертами и домашними вечерами, клубами и именитыми гастролёрами.

 Уже в 1790 году Его превосходительство Иван Романович фон Ливен подал прошение на Высочайшее имя с просьбой «учредить в городе небольшой театр». Причём нашёл весьма нестандартные аргументы: «только на театре нечувствительно приобвыкает юноша к стройным и приятным человеку движениям…научается чистоте языка и его возвышению…познаёт цену сказанного в своём месте слова, силу красноречия, красоту стихотворства…видит всегда торжество добродетели, мерзость порока…и в два часа при наслаждении зрения и слуха неприметным для себя образом прочитывает истории сердца человеческого; одним словом, без личного поучения школьных наставников, а под прелестью одной забавы научается юноша быть в обращении благопристойным, в житии добродетельным и приобретает телу и разуму своему новые способности».

 Увы, благим начинаниям мешала вечная нехватка средств. Первый театр открылся в Архангельске только в декабре 1846 года. Собственно, местные историки театра и предлагают отсчитывать летоисчисление Архангельского театра драмы с этой даты, а отнюдь не с момента открытия нынешнего здания, построенного в 1932 году на площади снесённого Свято-Троицкого кафедрального собора. Пожелания знатоков лично мне кажутся вполне правомерными и оправданными. Если уж ярославский Театр им. Фёдора Волкова возводит свою родословную непосредственно к любительской труппе ярославского купца с братьями. То и архангельский Театр драмы им. Ломоносова может смело выстроить линию преемственности от первой любительской труппы, игравшей к тому же в здании, построенном специально под театр на пожертвования местных купцов и городской интеллигенции.

 Не случайно о родословной театра заговорили именно сейчас, когда после долгих лет глухого прозябания Архангельский театр шаг за шагом возвращается на авансцену российской культурной жизни.

 Став новым художественным руководителем Архангельского театра драмы, Андрей Тимошенко обновил и омолодил труппу. Взял в штат молодых режиссёров – Алексея Ермилышева и Анастаса Кичика. Решительно почистил репертуар, потеснив «хлебные комедии» и открыв пространство мировой классики. Сейчас на сцене Архангельского театр идут произведения по Софоклу, Шекспиру, Гоцци, Островскому, Абрамову. На малой сцене А\идёт «Василий Тёркин» Твардовского в постановке Алексея Ермилышева, который в прошлом году на фестивале «Уроки режиссуры» триумфально прошёл в Москве, а потом проехал по российским городам попечениями организаторов «Бессмертного полка».

 Новый сезон Архангелький театр драмы открыл комедией Гоголя «Ревизор» в постановке художественного руководителя театра Андрея Тимошенко.

                                                            сцена2.png

 С середины 19 века «Ревизор» на архангельской сцене ставился десятки раз, и новая постановка этот длинный зеркальный ряд явно учитывает. Персонажи спектакля кажутся сошедшими не столько с иллюстраций первый изданий гоголевской комедии, сколько с подмостков провинциального театра конца 19 века-начала ХХ века: утрированные гримы, гротескные костюмы, невероятные бакенбарды и бороды, толщинки и накладки, фантастические женские куафюры.

 Персонажи подчёркнуто театральны, до фарсовой остроты. Предметы интерьера ткажи утрирован: гигантский стол, вокруг которого стоят стулья для великанов. Скошенные двери, обрамляющие своей шеренгой боковые порталы.

                                                                                      сцена 1.png

 Бравая музыка, повторяющая мелодию с настойчивостью заводной шарманки. Персонажи спектакля двигаются под музыку как заведённые механизмы с застывшей маской-гримасой, точно их против воли несёт какая-то посторонняя сила, толкает пружины интриги, а невидимый кукловод заставляет то кланяться, то обратившись к залу разразиться пафосным монологом.

 Чертом из табакерки выпрыгивает Хлестаков-Михаил Кузьмин, ставший камертоном спектакля. Не выпадая из общего балаганного, плакатно-наглядного балаганного способа существования, актёр тем не менее первым планом не ограничивается. Странный инфернальный свет точно очерчивает гибкий силуэт «столичной штучки». Проигравшийся мелкий чиновник, враль и фат – да, конечно. Но и серой от него несёт явственно. В пространстве простодушных провинциальных злодеев он кажется пришельцем из мира куда более опасного. Гибкий, стремительный, легко вписывающийся в любые обстоятельства, - он пугает и завораживает, флиртует и нежится, обманывает сначала нехотя, а потом уже увлекаясь открывшимися перспективами. И – кажется, - первый раз обещание уезжающего Хлестакова «непременно вернуться», - звучит угрожающе.

 …В планах театра – режиссёрская лаборатория по произведениям Фёдора Абрамова. Публика оценит представленные эскизы, которые в дальнейшем смогут войти в репертуар театра.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Подробнее
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.


В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее