Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Ольга Егошина о спектакле «Ревизор»: «Хлестаков обещал вернуться»

30.11.18

«Сцена» - журнал по вопросам сценографии, сценической техники и технологии, архитектуры, образования и менеджмента в области зрелищных искусств.

 Издано при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и союза театральных деятелей Российской Федерации

 «Ревизор». Н.В. Гоголь. Режиссёр Андрей Тимошенко. Художник Ирина Титоренко.

Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова. Премьера 29 сентября 2018

 «Хлестаков обещал вернуться»

Новый сезон Архангельского театра драмы открылся «Ревизором»

Ольга Егошина, театральный критик, старший научный сотрудник научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ, кандидат искусствоведения

Архангельск у нас не числится в списке «театральных городов» России, в котором гордо красуются Омск и Ярославль, Казань и Вологда, Пермь и Екатеринбург. Что, безусловно, обидно. Поскольку отечественный театр начинался именно в Москве и в Архангельске.

 В разделе «История» на сайте Архангельского театра драмы им. Ломонсова с гордостью сообщается, что первое театральное представление в городе состоялось аж в 1703 году. И причастен к нему был сам Ян Сплавский – известный организатор театральных действ петровского времени.

 Город, который долго был главными воротами в Европу, и в театральном просвещении шёл в ногу со столицей. Купеческий, торговый, богатый, многоконфессиональный город (к Октябрьской революции тут насчитывались церкви двадцати религиозных конфессий) славился и насыщенной культурной жизнью – музыкальными концертами и домашними вечерами, клубами и именитыми гастролёрами.

 Уже в 1790 году Его превосходительство Иван Романович фон Ливен подал прошение на Высочайшее имя с просьбой «учредить в городе небольшой театр». Причём нашёл весьма нестандартные аргументы: «только на театре нечувствительно приобвыкает юноша к стройным и приятным человеку движениям…научается чистоте языка и его возвышению…познаёт цену сказанного в своём месте слова, силу красноречия, красоту стихотворства…видит всегда торжество добродетели, мерзость порока…и в два часа при наслаждении зрения и слуха неприметным для себя образом прочитывает истории сердца человеческого; одним словом, без личного поучения школьных наставников, а под прелестью одной забавы научается юноша быть в обращении благопристойным, в житии добродетельным и приобретает телу и разуму своему новые способности».

 Увы, благим начинаниям мешала вечная нехватка средств. Первый театр открылся в Архангельске только в декабре 1846 года. Собственно, местные историки театра и предлагают отсчитывать летоисчисление Архангельского театра драмы с этой даты, а отнюдь не с момента открытия нынешнего здания, построенного в 1932 году на площади снесённого Свято-Троицкого кафедрального собора. Пожелания знатоков лично мне кажутся вполне правомерными и оправданными. Если уж ярославский Театр им. Фёдора Волкова возводит свою родословную непосредственно к любительской труппе ярославского купца с братьями. То и архангельский Театр драмы им. Ломоносова может смело выстроить линию преемственности от первой любительской труппы, игравшей к тому же в здании, построенном специально под театр на пожертвования местных купцов и городской интеллигенции.

 Не случайно о родословной театра заговорили именно сейчас, когда после долгих лет глухого прозябания Архангельский театр шаг за шагом возвращается на авансцену российской культурной жизни.

 Став новым художественным руководителем Архангельского театра драмы, Андрей Тимошенко обновил и омолодил труппу. Взял в штат молодых режиссёров – Алексея Ермилышева и Анастаса Кичика. Решительно почистил репертуар, потеснив «хлебные комедии» и открыв пространство мировой классики. Сейчас на сцене Архангельского театр идут произведения по Софоклу, Шекспиру, Гоцци, Островскому, Абрамову. На малой сцене А\идёт «Василий Тёркин» Твардовского в постановке Алексея Ермилышева, который в прошлом году на фестивале «Уроки режиссуры» триумфально прошёл в Москве, а потом проехал по российским городам попечениями организаторов «Бессмертного полка».

 Новый сезон Архангелький театр драмы открыл комедией Гоголя «Ревизор» в постановке художественного руководителя театра Андрея Тимошенко.

                                                            сцена2.png

 С середины 19 века «Ревизор» на архангельской сцене ставился десятки раз, и новая постановка этот длинный зеркальный ряд явно учитывает. Персонажи спектакля кажутся сошедшими не столько с иллюстраций первый изданий гоголевской комедии, сколько с подмостков провинциального театра конца 19 века-начала ХХ века: утрированные гримы, гротескные костюмы, невероятные бакенбарды и бороды, толщинки и накладки, фантастические женские куафюры.

 Персонажи подчёркнуто театральны, до фарсовой остроты. Предметы интерьера ткажи утрирован: гигантский стол, вокруг которого стоят стулья для великанов. Скошенные двери, обрамляющие своей шеренгой боковые порталы.

                                                                                      сцена 1.png

 Бравая музыка, повторяющая мелодию с настойчивостью заводной шарманки. Персонажи спектакля двигаются под музыку как заведённые механизмы с застывшей маской-гримасой, точно их против воли несёт какая-то посторонняя сила, толкает пружины интриги, а невидимый кукловод заставляет то кланяться, то обратившись к залу разразиться пафосным монологом.

 Чертом из табакерки выпрыгивает Хлестаков-Михаил Кузьмин, ставший камертоном спектакля. Не выпадая из общего балаганного, плакатно-наглядного балаганного способа существования, актёр тем не менее первым планом не ограничивается. Странный инфернальный свет точно очерчивает гибкий силуэт «столичной штучки». Проигравшийся мелкий чиновник, враль и фат – да, конечно. Но и серой от него несёт явственно. В пространстве простодушных провинциальных злодеев он кажется пришельцем из мира куда более опасного. Гибкий, стремительный, легко вписывающийся в любые обстоятельства, - он пугает и завораживает, флиртует и нежится, обманывает сначала нехотя, а потом уже увлекаясь открывшимися перспективами. И – кажется, - первый раз обещание уезжающего Хлестакова «непременно вернуться», - звучит угрожающе.

 …В планах театра – режиссёрская лаборатория по произведениям Фёдора Абрамова. Публика оценит представленные эскизы, которые в дальнейшем смогут войти в репертуар театра.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Комедия (основная сцена)
Пьеса — Ж.-Б. Мольер
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 2 часа 20 минут (с антрактом)

Комедия, которая поможет сбросить "финансовую серьёзность" и посмотреть на деньги шутя.  
Гарпагон, богач и настоящий скряга, любит деньги больше своей семьи и даже больше себя, так что прячет их от всех в шкатулке, зарытой в саду. 

Это одна из лучших пьес Мольера, одна из четырёх его «золотых» комедий, которая быстро сошла с афиш  — Франция в середине XVII века еще не была готова к такой «самокритике». Но, её время пришло позже. В советские годы пьеса была поставлена как обличение чуждой буржуазной морали, а новая волна «скупых» хлынула в двухтысячные. Бесспорно, на фоне особой актуальности проблематики в эпоху власти денег. Теперь мы снова попробуем смеяться над собой.

Премьера состоялась 22 ноября 2015 года. 

Сценография — Наталья Яковчик 
Хореограф — Никита Чурилов 
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Спектакль ведет Наталья Афонина
Подробнее
16+
Чёрно-белая комедия (камерная сцена)
Пьеса — П. Нотт
Режиссёр — Алексей Ермилышев

Продолжительность — 1 час 25 минут (без антракта)

Пьеса Пьера Нотта была объявлена критиками Франции лучшей пьесой 2008 года. Щемящая и остроумная история о двух несколько эксцентричных сёстрах, которые отправились на поиски могилы своего отца, чтобы похоронить прах матери. Это дорога обернётся для них искромётным путешествием, наполненным воспоминаниями, историями, шутками, ссорами, примирениями, а так же  философскими размышлениями о смерти и любви к жизни.

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр:

«Эта пьеса о  семейных ценностях, о любви к жизни, о философском отношении к смерти. Это европейская „чёрная“ комедия — здесь шутят над темой, которую у нас принято замалчивать. Поэтому для русского уха некоторые шутки будут звучать непривычно. Так что спектакль — это ещё и возможность проникнуться европейским менталитетом. Здесь будет царить французское настроение, он насыщен французской музыкой, сценографией. Мы хотим сделать красивую, мистическую, возвышенную историю, но при этом живую, интерактивную и комичную».


Блогер lisisica: Я, вообще, театр не люблю

СМИ о спектакле:
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Отправились «Две дамочки в сторону Севера»
Газета «Правда Севера»: Чёрно-белая комедия
Газета «МК в Архангельске»: «Две дамочки в сторону Севера»: нечерная комедия в поисках детства
Газета «Архангельск»: Три бука на Пуленвиле
Газета «Бизнес-класс Архангельск»: Две дамочки и Смерть: в театре драмы поставили модную «чёрную комедию»
«29.ru»: Две старухи с планеты Земля
«Регион 29»: Время жить и время умирать: В драмтеатре представили «Двух дамочек в сторону Севера»
«Двина сегодня»: Две дамочки добрались до Севера
«Регион 29»: Художник Александр Менухов создал песочные картины для спектакля про двух дамочек

Премьера состоялась 19 февраля 2017 года

Музыкальное оформление — Алексей Ермилышев
Сценограф, художник по костюмам — Андрей Тимошенко
ХореографОльга Мурашова
Художник видеоконтента — Александр Менухов 
Спектакль ведет Ирина Варенцова

В спектакле содержатся сцены, демонстрирующие табачные изделия и процесс потребления табака. Курение вредит вашему здоровью.

Подробнее
12+
Семейная драма глазами ребёнка (камерная сцена)
Пьеса - П. Бабушкина (по рассказу А. Варламова)
Режиссёр - Полина Золотовицкая

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Тараканий язык, тараканья песня, тараканий смех, - никто и не думал, что это возможно. А в спектакле это настолько естественно, будто существует в обиходе в реальной жизни.

"Спектакль - интересная возможность поговорить со сцены одновременно и с детьми, и со взрослыми о семейных проблемах. Каждый найдет в этой истории что-то для себя и о себе", - Полина Золотовицкая.

Действие происходит в конце 80-х годов. Страшный дефицит. Перед зрителем предстанет история не очень благополучной семьи, которая живет в панельном доме. В квартире - тараканы, а родители всё время ссорятся. Это достаточно жёсткая история про развод, про нелюбовь в семье, которую наблюдает самый младший член семьи. Отец уходит. Уходит, потому что мечтает о чём-то большем. Не может говорить с ребенком, не хочет находить с ним общий язык, потому что слишком погряз в себе и своих «Тараканах». А ребенок просто хочет диалога и понимания. Не просто так Тараканы, с которыми он разговаривает в своих фантазиях, – это тараканья семья. История написана как детский спектакль. В нём много узнаваемых и забавных вещей. Полет фантазии обеспечен, - ведь главный герой хочет стать писателем, как мечтали многие наряду с грёзами о профессии космонавта, ветеринара, художника...

“Спектакль получился искренний,простой,изящный и внятный. История трогает за сердце, за душу. Побывав на предпоказе, на премьеру я с большим удовольствием сходил ещё раз. Хочу пригласить Полину на работу над новыми постановками”, - главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. 

СМИ о спектакле:

«Регион 29»: Трое в одиночестве, не считая тараканов: в архангельском драмтеатре показали семейную драму глазами ребёнка

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера спектакля «Тараканы» 

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи 


Премьера состоялась 28 февраля 2019 года


Сценограф, художник по костюмам, музыкальное оформление - Полина Золотовицкая

Художник по свету - Иван Гуринов
Адаптация тараканьей песни - Мария Степанова, Леонид Лещёв
Спектакль ведёт Ирина Варенцова 


Подробнее