Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Ольга Егошина о спектакле «Ревизор»: «Хлестаков обещал вернуться»

30.11.18

«Сцена» - журнал по вопросам сценографии, сценической техники и технологии, архитектуры, образования и менеджмента в области зрелищных искусств.

 Издано при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и союза театральных деятелей Российской Федерации

 «Ревизор». Н.В. Гоголь. Режиссёр Андрей Тимошенко. Художник Ирина Титоренко.

Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова. Премьера 29 сентября 2018

 «Хлестаков обещал вернуться»

Новый сезон Архангельского театра драмы открылся «Ревизором»

Ольга Егошина, театральный критик, старший научный сотрудник научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ, кандидат искусствоведения

Архангельск у нас не числится в списке «театральных городов» России, в котором гордо красуются Омск и Ярославль, Казань и Вологда, Пермь и Екатеринбург. Что, безусловно, обидно. Поскольку отечественный театр начинался именно в Москве и в Архангельске.

 В разделе «История» на сайте Архангельского театра драмы им. Ломонсова с гордостью сообщается, что первое театральное представление в городе состоялось аж в 1703 году. И причастен к нему был сам Ян Сплавский – известный организатор театральных действ петровского времени.

 Город, который долго был главными воротами в Европу, и в театральном просвещении шёл в ногу со столицей. Купеческий, торговый, богатый, многоконфессиональный город (к Октябрьской революции тут насчитывались церкви двадцати религиозных конфессий) славился и насыщенной культурной жизнью – музыкальными концертами и домашними вечерами, клубами и именитыми гастролёрами.

 Уже в 1790 году Его превосходительство Иван Романович фон Ливен подал прошение на Высочайшее имя с просьбой «учредить в городе небольшой театр». Причём нашёл весьма нестандартные аргументы: «только на театре нечувствительно приобвыкает юноша к стройным и приятным человеку движениям…научается чистоте языка и его возвышению…познаёт цену сказанного в своём месте слова, силу красноречия, красоту стихотворства…видит всегда торжество добродетели, мерзость порока…и в два часа при наслаждении зрения и слуха неприметным для себя образом прочитывает истории сердца человеческого; одним словом, без личного поучения школьных наставников, а под прелестью одной забавы научается юноша быть в обращении благопристойным, в житии добродетельным и приобретает телу и разуму своему новые способности».

 Увы, благим начинаниям мешала вечная нехватка средств. Первый театр открылся в Архангельске только в декабре 1846 года. Собственно, местные историки театра и предлагают отсчитывать летоисчисление Архангельского театра драмы с этой даты, а отнюдь не с момента открытия нынешнего здания, построенного в 1932 году на площади снесённого Свято-Троицкого кафедрального собора. Пожелания знатоков лично мне кажутся вполне правомерными и оправданными. Если уж ярославский Театр им. Фёдора Волкова возводит свою родословную непосредственно к любительской труппе ярославского купца с братьями. То и архангельский Театр драмы им. Ломоносова может смело выстроить линию преемственности от первой любительской труппы, игравшей к тому же в здании, построенном специально под театр на пожертвования местных купцов и городской интеллигенции.

 Не случайно о родословной театра заговорили именно сейчас, когда после долгих лет глухого прозябания Архангельский театр шаг за шагом возвращается на авансцену российской культурной жизни.

 Став новым художественным руководителем Архангельского театра драмы, Андрей Тимошенко обновил и омолодил труппу. Взял в штат молодых режиссёров – Алексея Ермилышева и Анастаса Кичика. Решительно почистил репертуар, потеснив «хлебные комедии» и открыв пространство мировой классики. Сейчас на сцене Архангельского театр идут произведения по Софоклу, Шекспиру, Гоцци, Островскому, Абрамову. На малой сцене А\идёт «Василий Тёркин» Твардовского в постановке Алексея Ермилышева, который в прошлом году на фестивале «Уроки режиссуры» триумфально прошёл в Москве, а потом проехал по российским городам попечениями организаторов «Бессмертного полка».

 Новый сезон Архангелький театр драмы открыл комедией Гоголя «Ревизор» в постановке художественного руководителя театра Андрея Тимошенко.

                                                            сцена2.png

 С середины 19 века «Ревизор» на архангельской сцене ставился десятки раз, и новая постановка этот длинный зеркальный ряд явно учитывает. Персонажи спектакля кажутся сошедшими не столько с иллюстраций первый изданий гоголевской комедии, сколько с подмостков провинциального театра конца 19 века-начала ХХ века: утрированные гримы, гротескные костюмы, невероятные бакенбарды и бороды, толщинки и накладки, фантастические женские куафюры.

 Персонажи подчёркнуто театральны, до фарсовой остроты. Предметы интерьера ткажи утрирован: гигантский стол, вокруг которого стоят стулья для великанов. Скошенные двери, обрамляющие своей шеренгой боковые порталы.

                                                                                      сцена 1.png

 Бравая музыка, повторяющая мелодию с настойчивостью заводной шарманки. Персонажи спектакля двигаются под музыку как заведённые механизмы с застывшей маской-гримасой, точно их против воли несёт какая-то посторонняя сила, толкает пружины интриги, а невидимый кукловод заставляет то кланяться, то обратившись к залу разразиться пафосным монологом.

 Чертом из табакерки выпрыгивает Хлестаков-Михаил Кузьмин, ставший камертоном спектакля. Не выпадая из общего балаганного, плакатно-наглядного балаганного способа существования, актёр тем не менее первым планом не ограничивается. Странный инфернальный свет точно очерчивает гибкий силуэт «столичной штучки». Проигравшийся мелкий чиновник, враль и фат – да, конечно. Но и серой от него несёт явственно. В пространстве простодушных провинциальных злодеев он кажется пришельцем из мира куда более опасного. Гибкий, стремительный, легко вписывающийся в любые обстоятельства, - он пугает и завораживает, флиртует и нежится, обманывает сначала нехотя, а потом уже увлекаясь открывшимися перспективами. И – кажется, - первый раз обещание уезжающего Хлестакова «непременно вернуться», - звучит угрожающе.

 …В планах театра – режиссёрская лаборатория по произведениям Фёдора Абрамова. Публика оценит представленные эскизы, которые в дальнейшем смогут войти в репертуар театра.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее