Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Глеб Володин о постановках Архангельского театра драмы: «Между сценой и залом всегда есть ощутимая связь»

26.02.19

В Архангельском театре драмы идёт работа над созданием спектакля по пьесе А.П. Чехова «Три сестры». Режиссёр постановки Глеб Володин воспользовался возможностью стать активным зрителем «Архдрамы». Это помогает оценить навыки артистов, их взаимодействие на сцене, что помогает в работе с актерами над премьерой. Итак, взгляд со стороны на спектакли Архангельского драматического…

 Я несколько сумбурно выскажу свои впечатления. И сразу за это прошу прощения. Я не критик. В театре можно выделить как минимум четыре абсолютно разные профессии: драматург, режиссер, актер и критик. И каждый должен заниматься своим делом. И вообще, критику, такой, наверное, какой она должна быть, я видел всего два раза в своей жизни. И всегда это был разговор не о постановке, а о том пути, которым идет режиссер спектакля, что его на этом пути ждет, и к чему это всё может привести. То есть говорилось о неком процессе. Ведь театр — это искусство процесса. Все про это говорят, но почему-то всегда оценивают результат, а не процесс. Я так конструктивно оценивать чужие спектакли пока не умею. А раз не умею — и не берусь за это. Я лишь расскажу о каких-то своих впечатлениях. Кстати, на работу в журнал в отдел критики из «Братьев Карамазовых» Достоевский определил чёрта. Мне кажется, это очень точное назначение. Вообще, зачастую вижу, когда человек начинает что-то критиковать, так сразу из него начинают «бесы вылезать».

 В свободное от репетиций время я с удовольствием хожу и смотрю спектакли из репертуара «Архдрамы». Разумеется, что-то мне в них нравится, что-то не нравится – и это субъективно. Потому что у любого режиссёра, художника есть свой путь, который может не совпадать с моим, что вполне естественно. Я, например, сейчас стараюсь больше внимания уделять содержанию текста: как оно развивается в артистах, в постановке. Может, не всё и не всегда получается, но я стараюсь идти именно этим путём. Где-то я вижу, что режиссёр и актёры занимаются формой. И я знаю, что это тоже сложный труд. И с уважением отношусь к таким работам. Но сам я немножко отстраняюсь тогда, - просто потому, что для меня сейчас важнее другое - содержание, а не форма. Может быть, когда-нибудь уделю и форме больше внимания. Но у меня алгоритм развития именно такой.

                           HBFUCsHPuzs.jpg

 Я видел несколько спектаклей в Архангельском театре драмы. Например, «Грозу» Андрея Николаевича Тимошенко. Кстати, это была первая «Гроза» в моей жизни. Прекрасная постановка, отлично сыгранные роли замечательными архангельскими актёрами. Но в какой-то момент вдруг чувствую, что в меня попадают только парные сцены. Начинаю анализировать, думать, что же здесь не так, и понимаю, что, здесь-то всё в порядке! Это, значит, у меня на репетициях «Трёх сестёр» есть такая проблема, и мне нужно обратить внимание на свои многофигурные композиции, что это мне надо проверить, так ли в нашем будущем спектакле всё хорошо? Имеют ли сцены с задействованием от трёх человек достаточную смысловую нагруженность, попадут ли они в зрителя?

 В «Грозе» мне многое, что понравилось. Но первое, что приходит на ум, когда начинаю вспоминать спектакль - это диалог непутёвого муженька Тиши со своей женой, когда он говорит ей, что хочет сбежать от маменьки. Сильно тронула меня слёзная мольба Катерины о том, чтобы муж остался, сберёг её от беды или взял с неё самую страшную клятву, через которую бы она не смогла переступить. Очень понравилась артистка, которая исполняет главную роль (Нина Няникова). Мне кажется, у неё большой потенциал, который нужно раскрывать, работать с ним. Она держит внимание, с обменом энергии у неё всё в порядке. Её партнёр по сцене Михаил Кузьмин замечателен везде. Я видел его в нескольких работах. И даже несмотря на это, мне думается, что у Миши «топовые» роли ещё впереди, - у этого артиста определённо большее будущее в театре. Мне кажется, что он ещё развернётся во всей палитре, покажет, на что способен. Интересно, какой, например, глубокий из него мог бы получиться Раскольников в «Преступлении и наказании»?

 Дмитрий Беляков хорош всегда, во всех своих ролях. У него очень высокая актёрская культура. И человеческая. Он всегда занят делом. И это подкупает. У Димы тонкий камертон внутри, помогающий ему правильно слышать текст и то, как этот текст связан с ним, с ситуацией. Самое главное у артиста – не интеллект, не «физика», не эрудированность, а его «чувствилище». С ним у Димы всё в порядке точно. И он умеет правильно использовать свой внутренний слух. Думаю, что и он ещё больше раскроется с течением времени. Я его видел в разных спектаклях – в «Загадочном ночном убийстве собаки», в «Мороженых песнях». И на репетициях с ним регулярно встречаюсь. Могу высказать в его адрес только добрые, хорошие слова благодарности за работу, за процесс.

 Так вышло, что у спектакля «Загадочное ночное убийство собаки» Алексея Ермилышева я посмотрел только второй акт. Какой там шикарный финал с протягиванием руки! Когда один артист протягивают свою руку другому, тот третьему, а он уже в свою очередь протягивает руку зрителю, тот следующему зрителю, - и так до тех пор, пока все вместе - и артисты, и зрители, - не возьмутся за руки, пока не станут одним целым. Это то самое настоящее, мимо которого не пройдёшь. Точно чувствуешь, что действие происходит здесь и сейчас, на наших глазах. И будет происходить из спектакля в спектакль. Я ценю такие «взаправдашние» моменты. И ведь такой образный жест взят не с потолка, а прямо из истории, из текста. Сильно.

 Такой момент правдивый я помню и в «Царе Эдипе» Андрея Тимошенко: финальный монолог Александра Дубинина («Если бы Господь Бог на секунду забыл о том, что я тряпичная кукла, и даровал мне немного жизни, вероятно, я не сказал бы всего, что думаю…»). Как будто про себя говорит. Очень честно, «настояще».

 И в «Ревизоре» - отмечаю в самом конце, когда режиссер спектакля Андрей Николаевич от имени ревизора обращается к героям с предупреждением о своём приезде — приезде настоящего ревизора, призывает всех к себе. Он обращается как бы от имени ревизора, но и от своего имени — как режиссер. И понимаешь, что после спектакля будет «разбор полетов» с артистами, где он выскажет какие-то замечания, кого-то похвалит. Здесь виден стык реальности и игры - где то, что происходит – амбивалентно.

 «Сказка о царе Салтане» понравилась! У Алексея Ермилышева видел уже несколько спектаклей. И мне думается, что я бы уже смог угадать почерк этого режиссёра, если б не знал, что постановка его. Со вкусом решена и сценография, и работа со стихотворным текстом.

 «Две дамочки в сторону Севера» - прекрасная работа у всех артистов: и у девушек, и у ребят – Александра Зимина и Павла Каныгина. Последние, например, ни слова не говорят в постановке, но весь спектакль существуют, и как насыщенно, с какой энергией!

 «Миленький ты мой» - отметил бы работу режиссёра с Александром Дубининым. Андрей Николаевич Тимошенко отлично умеет устанавливать контакт со зрителем. Он всегда в своих работах делает это точно. Между сценой и залом всегда есть ощутимая связь. И это невероятно важно, ибо без такого контакта никакой спектакль не имел бы смысла. В «Ревизоре», например, первые такты игры начинаются с оркестра чиновников. Их мини-концерт в самом начале вызывает бурю зрительских аплодисментов, и устанавливает связь между артистами и зрителями.

 В действительности впечатлений гораздо больше, чем позволяет формат. Например, постановка Анастаса Кичика «Конек-горбунок» невероятно замечательная. А какие-то работы еще не видел, но очень хотелось бы.

 Почему так много говорю об артистах – потому что считаю, что если артист органичен в спектакле, то без заслуги режиссёра здесь обойтись не могло. Значит, сделано всё правильно, - именно через артиста, который живёт, страдает, радуется и так далее.

 Надеюсь, что просмотром спектаклей в вашем театре не ограничусь, а вынесу что-то полезное и для себя, смотря на режиссёрские и актёрские работы со стороны. И что смогу это использовать в своих репетициях.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
12+
Комедия (основная сцена)
Пьеса — Ж.-Б. Мольер
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 2 часа 20 минут (с антрактом)

Комедия, которая поможет сбросить "финансовую серьёзность" и посмотреть на деньги шутя.  
Гарпагон, богач и настоящий скряга, любит деньги больше своей семьи и даже больше себя, так что прячет их от всех в шкатулке, зарытой в саду. 

Это одна из лучших пьес Мольера, одна из четырёх его «золотых» комедий, которая быстро сошла с афиш  — Франция в середине XVII века еще не была готова к такой «самокритике». Но, её время пришло позже. В советские годы пьеса была поставлена как обличение чуждой буржуазной морали, а новая волна «скупых» хлынула в двухтысячные. Бесспорно, на фоне особой актуальности проблематики в эпоху власти денег. Теперь мы снова попробуем смеяться над собой.

Премьера состоялась 22 ноября 2015 года. 

Сценография — Наталья Яковчик 
Хореограф — Никита Чурилов 
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Спектакль ведет Наталья Афонина
Подробнее
16+
Чёрно-белая комедия (камерная сцена)
Пьеса — П. Нотт
Режиссёр — Алексей Ермилышев

Продолжительность — 1 час 25 минут (без антракта)

Пьеса Пьера Нотта была объявлена критиками Франции лучшей пьесой 2008 года. Щемящая и остроумная история о двух несколько эксцентричных сёстрах, которые отправились на поиски могилы своего отца, чтобы похоронить прах матери. Это дорога обернётся для них искромётным путешествием, наполненным воспоминаниями, историями, шутками, ссорами, примирениями, а так же  философскими размышлениями о смерти и любви к жизни.

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр:

«Эта пьеса о  семейных ценностях, о любви к жизни, о философском отношении к смерти. Это европейская „чёрная“ комедия — здесь шутят над темой, которую у нас принято замалчивать. Поэтому для русского уха некоторые шутки будут звучать непривычно. Так что спектакль — это ещё и возможность проникнуться европейским менталитетом. Здесь будет царить французское настроение, он насыщен французской музыкой, сценографией. Мы хотим сделать красивую, мистическую, возвышенную историю, но при этом живую, интерактивную и комичную».


Блогер lisisica: Я, вообще, театр не люблю

СМИ о спектакле:
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Отправились «Две дамочки в сторону Севера»
Газета «Правда Севера»: Чёрно-белая комедия
Газета «МК в Архангельске»: «Две дамочки в сторону Севера»: нечерная комедия в поисках детства
Газета «Архангельск»: Три бука на Пуленвиле
Газета «Бизнес-класс Архангельск»: Две дамочки и Смерть: в театре драмы поставили модную «чёрную комедию»
«29.ru»: Две старухи с планеты Земля
«Регион 29»: Время жить и время умирать: В драмтеатре представили «Двух дамочек в сторону Севера»
«Двина сегодня»: Две дамочки добрались до Севера
«Регион 29»: Художник Александр Менухов создал песочные картины для спектакля про двух дамочек

Премьера состоялась 19 февраля 2017 года

Музыкальное оформление — Алексей Ермилышев
Сценограф, художник по костюмам — Андрей Тимошенко
ХореографОльга Мурашова
Художник видеоконтента — Александр Менухов 
Спектакль ведет Ирина Варенцова

В спектакле содержатся сцены, демонстрирующие табачные изделия и процесс потребления табака. Курение вредит вашему здоровью.

Подробнее
12+
Семейная драма глазами ребёнка (камерная сцена)
Пьеса - П. Бабушкина (по рассказу А. Варламова)
Режиссёр - Полина Золотовицкая

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Тараканий язык, тараканья песня, тараканий смех, - никто и не думал, что это возможно. А в спектакле это настолько естественно, будто существует в обиходе в реальной жизни.

"Спектакль - интересная возможность поговорить со сцены одновременно и с детьми, и со взрослыми о семейных проблемах. Каждый найдет в этой истории что-то для себя и о себе", - Полина Золотовицкая.

Действие происходит в конце 80-х годов. Страшный дефицит. Перед зрителем предстанет история не очень благополучной семьи, которая живет в панельном доме. В квартире - тараканы, а родители всё время ссорятся. Это достаточно жёсткая история про развод, про нелюбовь в семье, которую наблюдает самый младший член семьи. Отец уходит. Уходит, потому что мечтает о чём-то большем. Не может говорить с ребенком, не хочет находить с ним общий язык, потому что слишком погряз в себе и своих «Тараканах». А ребенок просто хочет диалога и понимания. Не просто так Тараканы, с которыми он разговаривает в своих фантазиях, – это тараканья семья. История написана как детский спектакль. В нём много узнаваемых и забавных вещей. Полет фантазии обеспечен, - ведь главный герой хочет стать писателем, как мечтали многие наряду с грёзами о профессии космонавта, ветеринара, художника...

“Спектакль получился искренний,простой,изящный и внятный. История трогает за сердце, за душу. Побывав на предпоказе, на премьеру я с большим удовольствием сходил ещё раз. Хочу пригласить Полину на работу над новыми постановками”, - главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. 

СМИ о спектакле:

«Регион 29»: Трое в одиночестве, не считая тараканов: в архангельском драмтеатре показали семейную драму глазами ребёнка

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера спектакля «Тараканы» 

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи 


Премьера состоялась 28 февраля 2019 года


Сценограф, художник по костюмам, музыкальное оформление - Полина Золотовицкая

Художник по свету - Иван Гуринов
Адаптация тараканьей песни - Мария Степанова, Леонид Лещёв
Спектакль ведёт Ирина Варенцова 


Подробнее