Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Вторая лаборатория «Рыбный обоз»: зона, в которую стоит ступать осторожно

10.06.19
В Архангельском театре драмы состоялся показ театральных эскизов лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз-2019». В этом году событие было посвящено творчеству Фёдора Абрамова в преддверии векового юбилея автора.

Театральный сезон закрылся 2го июня, но до 9го июня включительно жизнь в «Архдраме» кипела: четыре приезжих режиссёра работали с труппой и цехами театра над созданием четырёх эскизов – небольших постановок по произведениям Фёдора Абрамова. Напомним, что первая лаборатория «Рыбного обоза» была реализована под конец прошлого сезона ещё до его закрытия. В этом году решили сделать наоборот – чтобы дать простор для репетиций «Обоза». «Художественная идея Архангельского драматического – театр для людей. Мы показываем то, что нашего зрителя волнует, делает его лучше, вселяет в него надежду и в глобальном смысле - то, что помогает ему жить. В каждом спектакле мы следуем этой идее, и «Рыбный обоз» – не исключение», - рассказал главный режиссёр театра Андрей Тимошенко.

                                        i0Ts4CiW3Y8.jpg

Об аншлаге стало известно ещё за неделю до показа. Это говорит о возросшем интересе к молодому проекту. Посмотреть эскизы, созданные в рамках лаборатории, приехали и представители региональных театров – Анастас Кичик, главный режиссёр Северодвинского драматического театра, и Мирослав Вельган, директор Котласского драматического театра. Также на показ приехал Владимир Хрущёв, главный режиссёр Калужского драматического театра, который сейчас тоже занимается исследованием творчества Фёдора Абрамова. «В любой из театральных лабораторий, в которых я сам принимал участие или организовывал, самое главное – посмотреть другие режиссёрские языки. Также это, безусловно, полезно для труппы, которая, находясь в стрессовой ситуации ввиду сжатых сроков, должна снять все штампы и наработки и выдать качественный результат. В данном случае, я считаю, тема лаборатории выбрана совершенно правильно. Фёдор Абрамов – автор, на которого стоит посмотреть по-новому, понять, чем он современен, как он стыкуется с сегодняшним зрителем, актуален ли он вообще. Это хитрый писатель, который за простотой своей кроет множество всего. И если, будучи режиссёром, к нему подойти формально, сгоришь на первой же секунде. И я увидел, что автор актуален, и что замечательно – он считывается зрителем. Произведения Фёдора Абрамова - ваш местный колорит, и этим надо гордиться и всячески развивать. Конечно, когда молодёжным, трендовым языком исследуют Абрамова – Абрамов сопротивляется. Как бы ни было озорно и весело при создании эскизов, я убеждён: это зона, в которую стоит ступать осторожно», - прокомментировал Владимир Хрущёв.

«Сёмужка» Ольги Левковской (г. Москва), показанная на камерной сцене, получилась комедийной, острой и лёгкой, несмотря на то, что саму сказку воспринимают и читают как лирическую историю. В своей работе режиссёр представила материал под более циничным углом - сделала современную версию, подняв женскую тему и рассказав о том, как устроен этот мир и что такое Родина. В сравнении со сказкой - чуть смещены акценты, более выпуклыми сделаны некоторые персонажи, - и в итоге зритель реагирует, потому что это про него. Ведь и в театр идут затем, чтоб посмотреть на себя, а не на тех, кто жил когда-то или будет жить.

                            zY2yeEKHOe0.jpg

«Безотцовщина» Алексея Шавлова (г. Минск) вполне справедливо началась с таких слов режиссёра: «Сейчас на сцене будет происходить то, к чему вы, вероятно, не совсем привыкли. Если станет не по себе – позволительно встать, выйти из зала и переждать до следующего эскиза». Интрига была тут же раскрыта – под ненормативную лексику «Оксиморона» живут и действуют низшие слои общества. На сцене - драки, алкоголь, жаргонные реплики. Арьерсцена из театрального пространства с хранящимися ранее масштабными декорациями трансформировалось в голое, унылое и опасное своими нравами российское гетто. «Я совсем не ретроград и люблю современное искусство. В этом эскизе мне показался интересным стиль и найденный образ бунтующего молодого человека. Но персонаж взрослого русского мужика, с которым главный герой отправляется на сенокос и благодаря которому последний превращается из подростка в бравого мужчину, - отодвинут на задний план. Тогда получается, что произведение Абрамова здесь потеряло ценность, смысл. Положительный персонаж, который учит жизни молодого лентяя, пропал. На кого равняться? Но то, что получилось свежо, весело, озорно, красиво - факт», - поделился мнением Владимир Хрущёв.

                                       zqpMH_St6XQ.jpg

«Поездка в прошлое» Игоря Лебедева (г. Керчь) от аскетичности сценографии до костюмов и скандирования реплик пропитана советской эпохой. На фоне железного занавеса рассказана история идеального образа бойца, который из-за одного поступка сошёл на «нет». Как часто наши идеалы рушатся на наших же глазах? Почти у всякого – ищущего и теряющего – есть такой горький опыт. Владимир Хрущёв отмечает: «На мой взгляд, к этой теме подошли слишком издалека. Я увидел поиск того, как решить ту или иную сцену. Но смысла в действиях не обнаружил и, как следствие, эмоционально не откликнулся. Не хватило кристаллизации этой истории, чтобы был понятней смысл. Но работа очень непростая. Может, просто не хватило времени для создания ясной картины». Стоит учитывать и то, что молодые режиссёры, как правило, работают в камерных пространствах. В данном случае режиссёром был выбран формат авансцены, - большая локация, требующая иного построения мизансцен, принципов, языка. Рассуждая об эскизе, художественный совет лаборатории предположил, что, возможно, на камерной сцене эскиз предстал бы совсем в другом свете.

             K-D4Qka8HFc.jpg  uGYuRnzzy-A.jpg

«Сарафан» Марии Критской (г. Санкт-Петербург) за видимой традиционной формой оказался весьма современным. Сценография на камерной сцене - пёстрая, но работающая вплоть до лежащего на полу каната. Игорь Патокин при помощи синтезатора, пилы, медной поварёшки и других средств создавал саунд-дизайн. Рассказана история о том, как жили наши родители, поднимается тема пенсионной проблемы, поставлен вопрос «Как жить дальше»? У Марии получились очень современные точки соприкосновения, при этом эскиз визуально соответствует традиционному представлению. Через этнически архитипичный язык со зрителем говорят, и зритель понимает, возможно даже - проживает. Художественный совет отметил эскиз как перспективно-брендовый, с которым можно ездить по всей России. Не примитивно и с юмором - о боли России, об отношениях к женщинам, о том, как живёт русский народ.

   agdyAKGdAeA.jpg   qo7znFu3noQ.jpg

Зрителям, просмотревшим все эскизы, было предложено принять участие в голосовании. Не в разрез с мнением художественного совета, как лучшие отметили эскизы «Сарафан» и «Сёмужка». В новом театральном сезоне из этих эскизов вырастут полноценные спектакли, которые покажут в специально оборудованном к премьерам Абрамовском зале.

«Я очень доволен этим «Рыбным обозом» и получил истинное удовольствие от работы с режиссёрами. Эта лаборатория показала высокий уровень режиссёрских и актёрских работ. Фёдор Абрамов прозвучал в абсолютно разножанровых постановках. И это было интересно, пусть где-то и неожиданно. Таков северный автор глазами молодых режиссёров. Театру от такого опыта - большая польза. Главным критерием в утверждении эскизов был масштаб, намёк на большую постановку. В «Сёмужке» и «Сарафане» я и художественный совет это увидели. Первый эскиз - это сказка-притча, неожиданная по жанру. Хороши её прочтение и образы, созданные актёрами. История получилась эффектная, трогательная и точная по идейному содержанию. «Сарафан» при всей традиционности формы предложил очень много новаторских приёмов. Это действительно Фёдор Абрамов, которого мы знаем и любим, потому эскиз достоин того, чтобы разрастись в полномасштабный спектакль. А с режиссёрами, эскизы которых мы не приняли для дальнейших постановок, мы не прощаемся. Им предложено прислать нам материал, с которым они хотели бы поработать. И в будущем, возможно, возникнут спектакли их авторства на нашей сцене», - резюмировал Андрей Тимошенко.


Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
6+
В рамках Всероссийского Виртуального Концертного Зала 17 и 29 июня состоятся трансляции концертов XVI международного конкурса им. П.И. Чайковского. Архангелогородцы смогут посмотреть музыкальное состязание и в «Архдраме».

Международный конкурс им. П.И. Чайковского традиционно является стартовой площадкой для молодых одаренных музыкантов, дает им возможность обрести любовь публики и признание мирового профессионального сообщества, начать блестящую международную карьеру.

В России Конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры. Каждый раз его проведение становится одним из главных событий общественной и культурной жизни страны.

В мае этого года в Архангельском драматическом давал концерт Денис Мацуев, победитель конкурса в 1988 году. Аншлаг был объявлен задолго до даты события, которое после собрало несметное количество восторженных отзывов, что ясно говорит: наша публика любит классическую музыку.

17 июня 19:00 – открытие конкурса, 29 июня 21:00 – закрытие

Подробнее
16++
Трагедия (основная сцена)
Пьеса - У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко
Подробнее
16++
Трагедия (основная сцена)
Пьеса - У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко
Подробнее