Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Автор костюмов «Гамлета» Ирина Титоренко: театральная мода существует

27.08.19

В Архангельский драматический с очередным визитом прибыла художник по костюмам Ирина Титоренко. В этот раз она вместе с труженицами пошивочного цеха «Архдрамы» одевает героев предстоящей премьеры «Гамлета» в постановке Андрея Тимошенко.

В первый приезд художника, как и всегда перед пошивом костюмов, состоялся поход по магазинам с заведующей художественно-постановочной частью Евгенией Смородиновой – выбирали ткани для одежд шекспировских персонажей по эскизам к спектаклю. Затем работницы пошивочного цеха делали раскрой для первой «грубой» примерки, где выверялись объёмы, длина, соотношение деталей. Такая примерка происходила в минувшие выходные.

qikTM7aXYgM.jpg

«Да, узор похож на средневековый, но упрощенный -  не хватает чего-то ещё... А почему мы решили, что на эту сцену ты должна переодеться? Не правдивей было бы выйти просто без какого-нибудь элемента? …Перчатки чудесные. Если у Маши длинные пальцы, должно быть очень хорошо... Если хотите, эти швы продолжайте... Выберите ту кожу, которая не будет собираться под машинкой... Ты не знаешь, что такое бацинет? Это шлем, Паша! …И вот здесь, девочки, у нас четыре ряда пуговиц... Да, замечательно», - всё это о будущих костюмах к осенней премьере. Скоро эта легендарная постановка шекспировской пьесы будет и в репертуаре «Архдрамы».

     gZn4pGtjC8k.jpg    gFm7aYLo6MU.jpg

Опираясь на сюжет пьесы, Ирина Игоревна предполагает, как костюмы будут «играть» на сцене. А возможностей у художника по костюмам очень много – это и цвет, и крой, и фактура, и архитектура самого костюма, и соотношение деталей. Например, у Офелии - два костюма. Сначала она – счастливая дочь, невеста, у которой всё впереди. Но рушатся надежды, она погружается в иной мир, мир отчаяния, мир безумия. Офелия «до» и Офелия «после» - это необходимо отразить и через костюм. После трагически случайной смерти отца, после встречи с Гамлетом девушка полностью забывает об условностях «дворцовой» жизни и, выходя ко двору, остаётся в  свободном, лёгком, полупрозрачном одеянии. Она как бы и освобождается, и истончается –  физически и духовно. Завязка основных коллизий пьесы - появление призрака. Призрак – в белом. Гамлет получает от него «подарок», происходит «соприкосновение» с потусторонним, инфернальным миром. Потому у Гамлета цветовое развитие костюма – от чёрного к белому, от похорон до смерти. Так как еще «на берегу» художник и режиссер договорились, что колорит будет «очень датский», а именно - вариации цвета холодного северного моря и неба, камней, много черного, серого и белого, лишь отдельные вкрапления немонотонного цвета.

Z0tUmkw7cxc.jpg

«Конечно, всей полной информацией обладает режиссёр. Он единственный видит спектакль целиком перед его появлением на свет. Так и сейчас – я получила задание от Андрея Николаевича и сначала занялась подбором материалов для обсуждения. Вообще, у меня пока нет сложностей в работе с «Архдрамовскими» режиссёрами. Сложно, когда режиссер-постановщик хочет контролировать все до мельчайших деталей и не может объяснить, чего хочет. А здесь, в театре, мы уже сработались: найдена мера между контролем и доверием, найдена дистанция между задачей и свободой ее решения. Для любого проекта необходимо просматривать и fashion-коллекции, и быть в курсе театральных премьер, тенденций развития живописи и дизайна, культуры в целом. Потому что в театральных постановках мода и тренды тоже существуют.  Интернет значительно облегчил мою работу. Мне помогает не только доступ к виртуальным экскурсиям по музеям, но и различные интернет коллекции и ресурсы. Раньше – только личное присутствие в библиотеке, визиты в которые занимали уйму времени. Затем я аккумулирую все идеи. Рисую – и на бумаге, и используя графический планшет», - рассказала Ирина Титоренко.

pLvfjoNC_eo.jpg

У Ирины Игоревны огромный опыт создания костюмов в разных российских и зарубежных театрах. По её словам, в наше время полностью эпоху на сцене редко воссоздают: «Костюмы к нашему спектаклю тоже не будут исторически правдоподобны. Нет такой задачи. К тому же, «исторические» ткани воссоздать очень сложно - их создание требует большого ресурса времени и денег. Конечно, на принадлежность к определенной эпохе мы всё равно стараемся намекнуть зрителю. Но костюмы мы стилизуем». Потому профессионализм художника по костюмам состоит не только в понимании и знании, как одевались в минувшие времена, но и в умении сделать костюмы свежими, привлекательными для современной публики.

           GNnJZz9bnSc.jpg    _zIT13ifMQo.jpg

Между приездами Ирины Титоренко в пошивочном цеху кипит работа. Но контроль за исполнением не теряется – слава Whatsapp!

FZC8DK69nRo.jpg



Юлия Сядей совмещает в одном лице две должности в театре - заведующая костюмерным цехом и помощник режиссёра. По её словам, это выходит очень удобно: «Я присутствую во время примерки, чтобы посмотреть, какие будут костюмы, как они садятся на артистов. И сразу делаю пометки, что и в каких сценах актёрам надевать, чтоб потом подсказать. Они могут не запомнить, их задача состоит в другом. Ко мне обращаются и за деталями из подбора (костюмы из снятых с репертуара спектаклей). С костюмерами мы и в процессе участвуем – пришиваем пуговицы, прорезаем петли. Позже, после финальной примерки, коллеги из пошивочного цеха отдадут костюмы нам, костюмерам, мы их подпишем и будем следить за своевременной доставкой к гримёркам и сохранностью». Юлия Александровна работает в театре уже 17 лет, и сложная кропотливая работа перед выпуском премьеры – дело привычное, не нервное: «Хорошо, когда художник по костюмам чётко знает, чего хочет. Потому с Ириной нам легко и приятно работать. Не приходится перерывать склады в поисках неизвестно чего».






В сценографии будущего спектакля будет задействован огромный бассейн – имитация вод Северного и Балтийского морей, омывающих замок «Эльсинор» (наст. – Кронборг). Здесь происходит ключевая сцена пьесы. Зрелищность и натуралистичность постановки усложняет задачу по уходу за костюмами. Но на что не пойдёшь ради искусства! А дабы артистам не пришлось три часа находиться с сырыми ногами, обувь, возможно, обернут клеёнкой, если не будет слишком скользко передвигаться. О практичности такого варианта команда узнает в процессе репетиций. Вообще, полиэтилен - стилизация всех костюмов к этому спектаклю. Стоит отметить, что рабочий процесс в самом разгаре, и потому решение некоторых элементов может измениться.

mUOG8kWUcVQ.jpgПремьера спектакля «Гамлет» Андрея Тимошенко состоится 28-29 сентября в 17:00. Билеты стремительно раскупаются.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»
«Архангельск - город воинской славы»: https://arhdrama.culture29.ru/news/2493/?bitrix_include_areas=Y 

Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
6+

Чтение французских сказок для детей 
Режиссёр —  Андрей Гогун

Французские народные сказки в прочтении Константина Феофилова.

Иногда для того чтобы рассказать историю, нужно просто рассказать историю. Хороший рассказчик — сам по себе интереснее, глубже и объемнее любых декораций, светового и музыкального дизайна и спецэффектов. Константин Феофилов поведает детям и взрослым две французские сказки про драконов. Этот простой пересказ, как нам кажется — стоит больше, чем многие нашумевшие блокбастеры и раскрученные бестселлеры. Истории эти о борьбе людей с чудовищами — но насколько же разными и неожиданными оказываются и способы этой борьбы и её результаты.

«Маленьких зрителей ждет не только сама читка текста сказки, но и небольшая театрализация, сценический образ, атрибуты. При этом текст все же первичен, мы хотим этим проектом научить детей воспринимать на слух большие объемы повествования, чего сейчас, как мне кажется, дети часто лишены из-за засилья визуальных образов. Мы сознательно выбирали сказки народов мира, чтобы расширить кругозор детей, показать пласт мировой культуры. С этим материалом мы обычно сталкиваемся только во взрослом возрасте, поэтому планируем на читках делать и введение, этакий ликбез о той или иной стране и культуре», — рассказал  режиссер Андрей Гогун.

«Сказки в избе» —  это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест. Стоимость билета — на одного взрослого и одного ребенка (один билет на двоих) — 100 рублей.

Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее