Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Пластические рисунки в трагедии: над «Гамлетом» работает московский балетмейстер

13.09.19
Близится премьера «Гамлет» в постановке Андрея Тимошенко, которой откроется 87-й театральный сезон 28 сентября. Для работы над спектаклем в Архангельский драматический приезжал балетмейстер Алишер Хасанов, выпускник Алма-Атинского государственного хореографического училища и РАТИ (ГИТИСа).

Алишер Хасанов - дипломант 11-го Московского Международного конкурса хореографов, дипломант Первого Всероссийского конкурса народного танца. Участник спектакля Пины Бауш «Мазурка фого» в рамках Чеховского фестиваля в Москве. На его счету более полусотни спектаклей на различных площадках мира: Шанхайский драматический центр, Израильский театр «Гешер», Большой Театр России, Челябинский театр оперы и балета, Театр на Малой Бронной, БДТ, МДТ, Театр п/р Олега Табакова, ТЮЗ имени Брянцева и многие другие. Работал хореографом сборной России по фигурному катанию; режиссёром-постановщиком программ для гастролей в Японии и Англии Цирка на Цветном бульваре. Закончил свою карьеру танцовщика в театре им. Станиславского – Немировича-Данченко.

Уже 15 лет Алишер работает как свободный художник, пользуясь популярностью среди режиссёров драматических театров. «Мне кажется, я попал в свою нишу. Что-то понимаю в театре, есть интуиция и чувство жанра. Наверное, оттого меня и приглашают для театральных постановок», - говорит балетмейстер.

fsEvOGZYJg4.jpg


В «Архдраме» Алишер не впервые. Сегодня зритель может увидеть несколько спектаклей, над которыми он работал с постановочной группой в Архангельском театре: комедия «Ревизор» Андрея Тимошенко, комедия эпохи перемен «Золотой слон» Игоря Меркулова. О работе над «Гамлетом» Алишер Хасанов отзывается так: «С Андреем Николаевичем мы друг друга слышим. Чувствую, что ко мне есть доверие. До репетиций мы с ним всегда обсуждаем какие-то генеральные линии, а после, при работе с артистами, всегда есть место импровизации и свободному полёту. В данном случае, дважды усердно поработав с «Гамлетом» в других театрах, я не вижу смысла в заблаговременной подготовке, когда материал (пьеса) так знакома. Я должен видеть артиста, видеть ситуацию, обстановку, сценографию, пространство. И тогда всё складывается. Ваши артисты меня всегда очень тепло встречают, и этому я уже радуюсь не как профессионал, а как живой человек».

6w1QencwtFU.jpg

За плечами у Алишера уже три работы с «Гамлетом» у разных режиссёров. А работа с этой пьесой для любого хореографа является редкостью. Андрей Тимошенко предложил интересную формулировку выхода из жанра – зрелище, когда артисты вдруг выходят из трагедии в клоунаду – на мгновение – и потом возвращаются обратно. И это всё – пластические этюды. Профессия хореографа в драматическом театре иногда несёт функцию построения мизансцен, а не только постановки танца или характерного пластического рисунка. Потому Алишер копает вглубь, вникая в глубины сюжета. В «Гамлете» основной задачей балетмейстера является решение сцены с мышеловкой. Это момент, когда Принц датский устраивает представление с актерами, чтобы вывести на чистую воду главного антагониста Клавдия. По словам балетмейстера, чем чаще он работает с «Гамлетом», тем больше вопросов возникает, тем темнее становится лес: «Режиссёр Иван Диденко как-то высказывал интересную мысль, что пьеса, которую написал Шекспир – это своеобразный средневековый блокбастер. Он выражал удивление, что в блокбастер он поселил меланхоличного главного героя. Это своеобразный перевёртыш, провокация. Принц датский Любимова, Высоцкого – он не может быть таким же, как сегодня. Любого Гамлета время «выжимает» – создаёт нового, отличного от Гамлета других времён. А Ваня Братушев – прекрасный артист. Он очень мобилен в предложениях, быстро соображает. Задачу ему поставил, дорогу показал – и он тут же что-то придумывает. Впитывает и слышит хорошо. И это очень важно. Есть артисты, которые любят долго копать и затем – не делать ничего. Это не тот случай. Ваня и думает, и делает».

Казалось бы, такой простой сюжет, а почему нас так волнует проблема этой датской семьи? Шекспир - гений, ведь мы до сих пор проживаем эту пьесу – и на сцене, и в зале, и за пределами того, что создаёт искусство. Проблема, которая поднимается в тексте, – глобальна. В сюжете много тайн, которые тяжело раскрываются или не раскрываются вообще. Но каждый новый Гамлет должен вырасти внутри постановки, внутри своего времени. Прожить ситуацию страны, города, и - театра. Всё, что в пьесе, – всё это вокруг нас. Потому что шедевр Уильяма Шекспира – о любви и о смерти, вокруг которых крутится мир.

Ближайшие показы спектакля «Гамлет» в Архангельском драматическом 28,29 сентября в 17:00, 2 ноября в 18:00.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+

Спектакль о бесконечности (Абрамовский зал)
По мотивам рассказов Рэя Брэдбери
Режиссёры — Артур Чемакин и Юрий Прошин

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Представьте, что вы оказались выброшенным в космос в результате взрыва космического корабля. Вы летите по инерции, связи с внешним миром нет, скоро у вас закончится кислород в скафандре. Вы ничего не можете с этим сделать и летите навстречу смерти, не в силах что-либо изменить. Что же остаётся? Героям цикла рассказов Р. Брэдбери предстоит понять для чего они жили и что они унесут с собой в калейдоскопе жизни и смерти, в вечности и бесконечности Вселенной...

В спектакле занято 20 человек. Среди них – воспитанники театральной студии «Время добра» и одноимённой танцевальной группы для детей с синдромом Дауна, артисты детско-юношеской театральной школы театра и приглашённые артисты.

Сценография, музыкальное оформлениеАртур Чемакин и Юрий Прошин
Художник по костюмам – Артур Чемакин и Юрий Прошин
Звукорежиссёр – Михаил Чабаненко
Художник по свету – Алексей Расходчиков
Спектакль ведёт Наталья Афонина

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра - Спектакль «Калейдоскоп» - новый совместный проект Архдрамы и благотворительной организации «Время добра»
Пресс-служба театра - Премьера спектакля «Калейдоскоп» состоялась в Архдраме
Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсяи или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»


21.05.22
Подробнее