Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Премьера «Сарафан»: «шумовой» спектакль по произведениям Фёдора Абрамова в «Архдраме»

23.01.20
Режиссёр Мария Критская ставит спектакль «Сарафан» по рассказам Фёдора Абрамова «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади» и «Старухи», а также по некоторым записям из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава». Премьера состоится на камерной сцене Архангельского театра драмы 28 февраля в 17:00

Напомним, что 2020 год – юбилейный для северного писателя. 29 февраля ему бы исполнилось 100 лет. Подробнее о том, как первая премьера «Архдрамы» в этом году отметит дату, - в интервью с режиссёром.

- Расскажите, пожалуйста, как будет объединён сюжет по трём рассказам.

- История немного фантастичная. Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил. И снова видит всё, что было ему близко… Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново. В попытке уловить суть непростого жанра, мы дали спектаклю подзаголовок: «Были. Небыли. Отголоски». Материал - это голоса, которые хотели бы быть услышанными, но - не были. Или были услышаны давно, но забылись, несмотря на то, что актуальны сейчас. Это голоса, которые Абрамов успел запечатлеть в своих книгах, очерках, записках и дневниках, но которые сегодня хотелось бы расслышать по-новому. Конечно, и что произошло за время, пока писатель отсутствовал, что не случилось при нём - тоже хочет быть услышанным. В результате должен сложиться такой калейдоскоп, мозаика из голосов. То мы слышим историю простой пинежской девушки, пошедшей за мечтой так же далеко, что и её знаменитый земляк Михаил Ломоносов. Мечта воплотилась по-земному странно, жизнь девушки вроде бы "не удалась", но, тем не менее, свой загадочный подвиг она совершила и он остался в памяти людей. То выныривает голос любимой лошади писателя, которая недоумевает вместе с ним: «А были ли когда-нибудь времена, когда людям и лошадям жилось иначе, и какой тогда был смысл всей этой жизни?». То прорываются голоса родных Абрамова, соседей, односельчан. Голоса непонимающие: как же так, почему - всю жизнь проработали и ничего за это не получили?

Хотим создать этакую симфонию голосов в поиске слушателя. Но насыщенную действием, конечно же. В каком-то смысле это звуковой спектакль, в котором поднимается много разных тем. Вообще, творчество Абрамова - в гармонии с автором - задевает и очень острые вопросы. Обойти ни один из них нельзя. Поэтому хотелось бы, чтобы всё прозвучало объёмно. Разумеется, визуально и действенно спектакль тоже будет богат.

50pNCB90few.jpg

- Вы не видите в этом идею дежавю? Писатель возвращается туда, где был, проживает заново то, что было и - не было - в том числе.

- Всё верно. Но в меньшей степени для героя. Для него это скорее ожившее воспоминание. А для нас – и зрителей, и создателей спектакля, - этот эффект неминуем, потому что суть рассказов, написанных пятьдесят лет назад, не утратила ни грамма актуальности. Вот это настоящее дежавю - немного в других реалиях, но с той же сутью. Мы, люди 21-го века, не знаем, как выбраться из старого сценария. «Так что же нам делать?» – спрашивал и сам автор.

- Спектакль – результат лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз», который ежегодно организовывает главный режиссёр Андрей Тимошенко в «Архдраме». На эскизе вы удивили нас музыкальным оформлением. Звуковые приёмы остаются те же?

- Да. В постановке мы ищем путь сочетать традицию и современность. Так, с нами работает крупнейший специалист по северной традиции Екатерина Владимировна Головкина. Вот уже 20 лет она является руководителем фольклорного ансамбля Санкт-Петербургского государственного университета, и каждый год они ездят в фольклорные экспедиции сюда, на север области. С ней актёры погружаются в песенную традицию, с которой неразрывно связано и понятие «говоря». Вряд ли достижимо, чтобы актёры заговорили как в Верколе, да и носителям говори было бы смешно нас слушать. Скорее мы стараемся создать правдоподобную среду, которая бы никому не мешала воспринимать материал. Ищем нашу уникальную гармонию, которая вбирала бы в себя черты народной традиции - и песенной, и разговорной. Язык Абрамова особенный. Хотим проникнуться его интонацией, поэтому стремимся к достоверности. Все актёры сейчас практикуются на сложнейших примерах пинежской песни - независимо от того, будут они в итоге петь в постановке или нет. Это необходимо для общего предчувствия среды.

TZhSGYvHyXY.jpg

- Как пришла идея совместить аутентичность и современные шумовые мотивы?

- Эта идея отталкивалась от сути. Я сама очень часто пишу инсценировки, и принцип коллажа мне свойственен. Люблю из разных кусочков собирать мозаику. Когда я стала перечитывать Абрамова, мне запал в душу рассказ «Старухи». Удивительная актуальность текста, которому ровно 50 лет! Это показалось очень символичным, учитывая столетний юбилей автора. После этого, конечно, случилось много чего интересного именно в Архангельске. Если бы раньше я дала заголовок этому всему «Почему народ безмолвствует», то сейчас наоборот – «Народ хочет быть услышанным». А дальше всё развивается – что происходит, когда он услышан? Так ли услышан?

Хочется уделить внимание и взаимоотношениям Абрамова со своими, так сказать, информантами, с теми, кого он записывал. Ведь мы знаем, что эти отношения были сложными. Люди, с чьих слов он писал, часто негодовали, когда узнавали, что их истории записывали. Другие недовольствовали, если потом в истории что-то менялось из-за творческого замысла, или когда понимали, что их сокровенное явили всему миру. Этот момент тоже сложный.

Но я знала, что будет непросто. Кого мы увидим в зале? Я понимаю, что празднование юбилея — это часто дело чрезмерного информационного давления, которое «наваливается» на публику со всех сторон. Хотелось бы увидеть зрителя, который открыт и готов к нашему разговору, - потому что это именно разговор Абрамова со зрителем. Мы лишь помогаем ему прозвучать. Хочется непосредственности. Но я верю, что, если и возникнет барьер «переинформированности», мы его преодолеем достоверной интонацией, которую сейчас ищем.

Бок о бок с режиссёром работает Елена Соколова, молодой художник из Петербурга, которая по зову сердца уже давно занимается русским севером со своей позиции художника-оформителя.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее