Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

«Архангельск - город воинской славы»: На Лимпопо через телепорт

24.01.20
Автор: Наталья Захарова
Фото: Иван Малыгин и Екатерина Чащина
Источник: http://xn--80aec1d.xn--p1ai/archives/21934

На камерной сцене Архангельского театра драмы – «Айболит».

«Айболит» – премьера Архангельского драмтеатра. Режиссер Алексей Ермилышев взял за основу инсценировки три произведения Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». Но знакомые с детства сюжеты предстают в совершенно новом обрамлении.

Так, постановку нарекли футуристической сказкой. Герои перемещаются вовсе не на своих двоих, как предписывал Корней Иванович, а путешествуют во времени и пространстве благодаря телепорту. Роль самого Айболита (Юрий Прошин) выходит далеко за рамки гениального звериного врачевателя – на сцене архдрамы он то ли волшебник, то ли одержимый наукой изобретатель, кто-то вроде Дока Брауна, трудившегося над машиной времени в фильме «Назад в будущее». У каждого в голове рождается свой образ.

– Мы решили добавить ему волшебные предметы, потому что задавали себе вопрос: кто он? Только ли медик? Я подумал, что он, может быть, какой-нибудь изобретатель. Поэтому у него такой магический пульт, – делится режиссер Алексей Ермилышев. – Вообще, Айболит для меня сродни Деду Морозу. Кто знает, как выглядит этот зимний герой по-настоящему? Не тот, который живет в Великом Устюге, а тот, в которого мы верим. Ведь каждый себе представляет его по-своему. То есть он такой универсальный персонаж и в то же время мистический. С Айболитом та же история. Вот Чуковский придумал доктора, и его имя стало нарицательным. А кто он? Ведь про него мы знаем очень мало – он добрый, и у него все в руках горит, как по волшебству, – он даже комарика лечит! Представляете, какие у него для этого должны быть приборы? Такие вопросы можно задавать бесконечно – он очень загадочный.

DSC02824.jpgВообще, режиссерских ходов, необычных моментов в постановке немало, даже если вынести за скобки само обрамление спектакля. Алексей Ермилышев попытался придумать для сказочного ветеринара новые приключения. Например, по его задумке, Айболит в финале действа вылечил всех животных. В произведениях Чуковского процесс врачевания был постоянным, а тут новый поворот – все здоровы. И что же теперь он будет делать?

А еще «архдрамовский» Айболит вовсе не седовласый старичок, а молодой и энергичный врач. Его ближайшие помощники – собака Авва (Наталия Латухина) и обезьянка Чи Чи (Мария Степанова). Трем положительным персонажам, как в самом классическом сюжете, противостоят отрицательные. Варвара (Татьяна Боченкова) – злая сестра доктора. Она, мало кому известная героиня, пришла в инсценировку из повести «Доктор Айболит», прозаического переложения по Хью Лофтингу. Варвара не питает страсти ни к зайчаткам, ни к газелям и строит козни брату, пытаясь избавиться от живности, а заодно и от родственника, сослав всех разом в Африку.

DSC02531.jpgВ этом ей помогает компания злодеев: самый главный – Бармалей (Евгений Нифантьев) и его соратники-разбойники (Павел Каныгин и Вадим Винтилов). Однако в этой шайке вряд ли кто разглядит душегубов и маститых преступников: треуголка и тельняшка, цветные носочки с сандалиями, почти клоунские клетчатые брючки и задранные штанины – зло здесь с первых секунд кажется безобидным. А еще эта забавная банда очень уж напоминает гайдаевскую троицу, на роль Бармалея вообще будто бы позвали Бывалого. Такой же крепкий, с запоминающимися усиками. Да и внушительный шприц, которым Айболит делает прививку банде, ассоциируется со сценами из «Шурика».

Кстати, по сюжету, бармалейство – это болезнь, и, по словам доктора, «очень запущенный случай». Но, как водится в сказках, добро всегда побеждает зло. И Бармалей, и его «коллеги», и Варвара от недуга излечились, переметнувшись на светлую сторону.

Чтобы известная всем сказка стала ультрасовременной, старались художники мультимедиа: Александр Менухов создавал иллюстрации, а Сергей Жигальцов превращал их в активную анимацию. Именно благодаря им бесцветные декорации больничной палаты наполняются жизнью: белые ширмы превращаются то в шкафчики для хранения медицинских инструментов и склянок, то в капсулы времени, с помощью которых герои перемещаются в пространстве. А зритель, как по волшебству, переносится из кабинета Айболита в леса, в моря или поднимается в небо. И вот уже бегут по чаще волки, плывут по волнам киты…

DSC02788.jpg

Неслучайно «Айболита» в театре драмы показывают на камерной сцене. Все герои – нос к носу с публикой, декорации словно можно потрогать. И зрители будто сами становятся участниками приключений любимых персонажей. Сами актеры выходят в зал, выстраивая диалог с маленькими посетителями. Оттого один и тот же спектакль звучит всегда по-разному.

– Для детей, конечно, сложнее играть, их гораздо труднее обмануть, чем взрослых. Но в то же время они верят практически во все, что ты можешь им предложить. И если ты сам в это веришь, то дети очень увлекаются и идут за тобой, – делится Юрий Прошин. – Но порой увлекаются слишком сильно, сложность в том, что они непредсказуемы и все может пойти не по плану – малыши что-то выкрикивают, подсказывают, иногда выбегают принять участие в действии. И в то же время это очень интересно – каждый раз все проходит иначе, и часто приходится импровизировать.

Детская сказка получилась интересной не только для маленьких гостей театра. Взрослые в финале спектакля аплодируют актерам едва ли не громче детей. Потому что мамы и папы нашли в постановке что-то для себя: шутки, цитаты, отсылки к известным комедиям, музыку, под которую многие из них танцевали на дискотеках 80-х.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)
Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.
Подробнее
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»
«Архангельск - город воинской славы»: https://arhdrama.culture29.ru/news/2493/?bitrix_include_areas=Y 

Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее