Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

«Архангельск - город воинской славы»: На Лимпопо через телепорт

24.01.20
Автор: Наталья Захарова
Фото: Иван Малыгин и Екатерина Чащина
Источник: http://xn--80aec1d.xn--p1ai/archives/21934

На камерной сцене Архангельского театра драмы – «Айболит».

«Айболит» – премьера Архангельского драмтеатра. Режиссер Алексей Ермилышев взял за основу инсценировки три произведения Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». Но знакомые с детства сюжеты предстают в совершенно новом обрамлении.

Так, постановку нарекли футуристической сказкой. Герои перемещаются вовсе не на своих двоих, как предписывал Корней Иванович, а путешествуют во времени и пространстве благодаря телепорту. Роль самого Айболита (Юрий Прошин) выходит далеко за рамки гениального звериного врачевателя – на сцене архдрамы он то ли волшебник, то ли одержимый наукой изобретатель, кто-то вроде Дока Брауна, трудившегося над машиной времени в фильме «Назад в будущее». У каждого в голове рождается свой образ.

– Мы решили добавить ему волшебные предметы, потому что задавали себе вопрос: кто он? Только ли медик? Я подумал, что он, может быть, какой-нибудь изобретатель. Поэтому у него такой магический пульт, – делится режиссер Алексей Ермилышев. – Вообще, Айболит для меня сродни Деду Морозу. Кто знает, как выглядит этот зимний герой по-настоящему? Не тот, который живет в Великом Устюге, а тот, в которого мы верим. Ведь каждый себе представляет его по-своему. То есть он такой универсальный персонаж и в то же время мистический. С Айболитом та же история. Вот Чуковский придумал доктора, и его имя стало нарицательным. А кто он? Ведь про него мы знаем очень мало – он добрый, и у него все в руках горит, как по волшебству, – он даже комарика лечит! Представляете, какие у него для этого должны быть приборы? Такие вопросы можно задавать бесконечно – он очень загадочный.

DSC02824.jpgВообще, режиссерских ходов, необычных моментов в постановке немало, даже если вынести за скобки само обрамление спектакля. Алексей Ермилышев попытался придумать для сказочного ветеринара новые приключения. Например, по его задумке, Айболит в финале действа вылечил всех животных. В произведениях Чуковского процесс врачевания был постоянным, а тут новый поворот – все здоровы. И что же теперь он будет делать?

А еще «архдрамовский» Айболит вовсе не седовласый старичок, а молодой и энергичный врач. Его ближайшие помощники – собака Авва (Наталия Латухина) и обезьянка Чи Чи (Мария Степанова). Трем положительным персонажам, как в самом классическом сюжете, противостоят отрицательные. Варвара (Татьяна Боченкова) – злая сестра доктора. Она, мало кому известная героиня, пришла в инсценировку из повести «Доктор Айболит», прозаического переложения по Хью Лофтингу. Варвара не питает страсти ни к зайчаткам, ни к газелям и строит козни брату, пытаясь избавиться от живности, а заодно и от родственника, сослав всех разом в Африку.

DSC02531.jpgВ этом ей помогает компания злодеев: самый главный – Бармалей (Евгений Нифантьев) и его соратники-разбойники (Павел Каныгин и Вадим Винтилов). Однако в этой шайке вряд ли кто разглядит душегубов и маститых преступников: треуголка и тельняшка, цветные носочки с сандалиями, почти клоунские клетчатые брючки и задранные штанины – зло здесь с первых секунд кажется безобидным. А еще эта забавная банда очень уж напоминает гайдаевскую троицу, на роль Бармалея вообще будто бы позвали Бывалого. Такой же крепкий, с запоминающимися усиками. Да и внушительный шприц, которым Айболит делает прививку банде, ассоциируется со сценами из «Шурика».

Кстати, по сюжету, бармалейство – это болезнь, и, по словам доктора, «очень запущенный случай». Но, как водится в сказках, добро всегда побеждает зло. И Бармалей, и его «коллеги», и Варвара от недуга излечились, переметнувшись на светлую сторону.

Чтобы известная всем сказка стала ультрасовременной, старались художники мультимедиа: Александр Менухов создавал иллюстрации, а Сергей Жигальцов превращал их в активную анимацию. Именно благодаря им бесцветные декорации больничной палаты наполняются жизнью: белые ширмы превращаются то в шкафчики для хранения медицинских инструментов и склянок, то в капсулы времени, с помощью которых герои перемещаются в пространстве. А зритель, как по волшебству, переносится из кабинета Айболита в леса, в моря или поднимается в небо. И вот уже бегут по чаще волки, плывут по волнам киты…

DSC02788.jpg

Неслучайно «Айболита» в театре драмы показывают на камерной сцене. Все герои – нос к носу с публикой, декорации словно можно потрогать. И зрители будто сами становятся участниками приключений любимых персонажей. Сами актеры выходят в зал, выстраивая диалог с маленькими посетителями. Оттого один и тот же спектакль звучит всегда по-разному.

– Для детей, конечно, сложнее играть, их гораздо труднее обмануть, чем взрослых. Но в то же время они верят практически во все, что ты можешь им предложить. И если ты сам в это веришь, то дети очень увлекаются и идут за тобой, – делится Юрий Прошин. – Но порой увлекаются слишком сильно, сложность в том, что они непредсказуемы и все может пойти не по плану – малыши что-то выкрикивают, подсказывают, иногда выбегают принять участие в действии. И в то же время это очень интересно – каждый раз все проходит иначе, и часто приходится импровизировать.

Детская сказка получилась интересной не только для маленьких гостей театра. Взрослые в финале спектакля аплодируют актерам едва ли не громче детей. Потому что мамы и папы нашли в постановке что-то для себя: шутки, цитаты, отсылки к известным комедиям, музыку, под которую многие из них танцевали на дискотеках 80-х.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»
«Архангельск - город воинской славы»: https://arhdrama.culture29.ru/news/2493/?bitrix_include_areas=Y 

Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
6+

Чтение французских сказок для детей 
Режиссёр —  Андрей Гогун

Французские народные сказки в прочтении Константина Феофилова.

Иногда для того чтобы рассказать историю, нужно просто рассказать историю. Хороший рассказчик — сам по себе интереснее, глубже и объемнее любых декораций, светового и музыкального дизайна и спецэффектов. Константин Феофилов поведает детям и взрослым две французские сказки про драконов. Этот простой пересказ, как нам кажется — стоит больше, чем многие нашумевшие блокбастеры и раскрученные бестселлеры. Истории эти о борьбе людей с чудовищами — но насколько же разными и неожиданными оказываются и способы этой борьбы и её результаты.

«Маленьких зрителей ждет не только сама читка текста сказки, но и небольшая театрализация, сценический образ, атрибуты. При этом текст все же первичен, мы хотим этим проектом научить детей воспринимать на слух большие объемы повествования, чего сейчас, как мне кажется, дети часто лишены из-за засилья визуальных образов. Мы сознательно выбирали сказки народов мира, чтобы расширить кругозор детей, показать пласт мировой культуры. С этим материалом мы обычно сталкиваемся только во взрослом возрасте, поэтому планируем на читках делать и введение, этакий ликбез о той или иной стране и культуре», — рассказал  режиссер Андрей Гогун.

«Сказки в избе» —  это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест. Стоимость билета — на одного взрослого и одного ребенка (один билет на двоих) — 100 рублей.

Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее