Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

«Архангельск - город воинской славы»: На Лимпопо через телепорт

24.01.20
Автор: Наталья Захарова
Фото: Иван Малыгин и Екатерина Чащина
Источник: http://xn--80aec1d.xn--p1ai/archives/21934

На камерной сцене Архангельского театра драмы – «Айболит».

«Айболит» – премьера Архангельского драмтеатра. Режиссер Алексей Ермилышев взял за основу инсценировки три произведения Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». Но знакомые с детства сюжеты предстают в совершенно новом обрамлении.

Так, постановку нарекли футуристической сказкой. Герои перемещаются вовсе не на своих двоих, как предписывал Корней Иванович, а путешествуют во времени и пространстве благодаря телепорту. Роль самого Айболита (Юрий Прошин) выходит далеко за рамки гениального звериного врачевателя – на сцене архдрамы он то ли волшебник, то ли одержимый наукой изобретатель, кто-то вроде Дока Брауна, трудившегося над машиной времени в фильме «Назад в будущее». У каждого в голове рождается свой образ.

– Мы решили добавить ему волшебные предметы, потому что задавали себе вопрос: кто он? Только ли медик? Я подумал, что он, может быть, какой-нибудь изобретатель. Поэтому у него такой магический пульт, – делится режиссер Алексей Ермилышев. – Вообще, Айболит для меня сродни Деду Морозу. Кто знает, как выглядит этот зимний герой по-настоящему? Не тот, который живет в Великом Устюге, а тот, в которого мы верим. Ведь каждый себе представляет его по-своему. То есть он такой универсальный персонаж и в то же время мистический. С Айболитом та же история. Вот Чуковский придумал доктора, и его имя стало нарицательным. А кто он? Ведь про него мы знаем очень мало – он добрый, и у него все в руках горит, как по волшебству, – он даже комарика лечит! Представляете, какие у него для этого должны быть приборы? Такие вопросы можно задавать бесконечно – он очень загадочный.

DSC02824.jpgВообще, режиссерских ходов, необычных моментов в постановке немало, даже если вынести за скобки само обрамление спектакля. Алексей Ермилышев попытался придумать для сказочного ветеринара новые приключения. Например, по его задумке, Айболит в финале действа вылечил всех животных. В произведениях Чуковского процесс врачевания был постоянным, а тут новый поворот – все здоровы. И что же теперь он будет делать?

А еще «архдрамовский» Айболит вовсе не седовласый старичок, а молодой и энергичный врач. Его ближайшие помощники – собака Авва (Наталия Латухина) и обезьянка Чи Чи (Мария Степанова). Трем положительным персонажам, как в самом классическом сюжете, противостоят отрицательные. Варвара (Татьяна Боченкова) – злая сестра доктора. Она, мало кому известная героиня, пришла в инсценировку из повести «Доктор Айболит», прозаического переложения по Хью Лофтингу. Варвара не питает страсти ни к зайчаткам, ни к газелям и строит козни брату, пытаясь избавиться от живности, а заодно и от родственника, сослав всех разом в Африку.

DSC02531.jpgВ этом ей помогает компания злодеев: самый главный – Бармалей (Евгений Нифантьев) и его соратники-разбойники (Павел Каныгин и Вадим Винтилов). Однако в этой шайке вряд ли кто разглядит душегубов и маститых преступников: треуголка и тельняшка, цветные носочки с сандалиями, почти клоунские клетчатые брючки и задранные штанины – зло здесь с первых секунд кажется безобидным. А еще эта забавная банда очень уж напоминает гайдаевскую троицу, на роль Бармалея вообще будто бы позвали Бывалого. Такой же крепкий, с запоминающимися усиками. Да и внушительный шприц, которым Айболит делает прививку банде, ассоциируется со сценами из «Шурика».

Кстати, по сюжету, бармалейство – это болезнь, и, по словам доктора, «очень запущенный случай». Но, как водится в сказках, добро всегда побеждает зло. И Бармалей, и его «коллеги», и Варвара от недуга излечились, переметнувшись на светлую сторону.

Чтобы известная всем сказка стала ультрасовременной, старались художники мультимедиа: Александр Менухов создавал иллюстрации, а Сергей Жигальцов превращал их в активную анимацию. Именно благодаря им бесцветные декорации больничной палаты наполняются жизнью: белые ширмы превращаются то в шкафчики для хранения медицинских инструментов и склянок, то в капсулы времени, с помощью которых герои перемещаются в пространстве. А зритель, как по волшебству, переносится из кабинета Айболита в леса, в моря или поднимается в небо. И вот уже бегут по чаще волки, плывут по волнам киты…

DSC02788.jpg

Неслучайно «Айболита» в театре драмы показывают на камерной сцене. Все герои – нос к носу с публикой, декорации словно можно потрогать. И зрители будто сами становятся участниками приключений любимых персонажей. Сами актеры выходят в зал, выстраивая диалог с маленькими посетителями. Оттого один и тот же спектакль звучит всегда по-разному.

– Для детей, конечно, сложнее играть, их гораздо труднее обмануть, чем взрослых. Но в то же время они верят практически во все, что ты можешь им предложить. И если ты сам в это веришь, то дети очень увлекаются и идут за тобой, – делится Юрий Прошин. – Но порой увлекаются слишком сильно, сложность в том, что они непредсказуемы и все может пойти не по плану – малыши что-то выкрикивают, подсказывают, иногда выбегают принять участие в действии. И в то же время это очень интересно – каждый раз все проходит иначе, и часто приходится импровизировать.

Детская сказка получилась интересной не только для маленьких гостей театра. Взрослые в финале спектакля аплодируют актерам едва ли не громче детей. Потому что мамы и папы нашли в постановке что-то для себя: шутки, цитаты, отсылки к известным комедиям, музыку, под которую многие из них танцевали на дискотеках 80-х.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Деревенская хроника (основная сцена)
Инсценировка - Максим Васюнов (по роману Ф. Абрамова)
Режиссёр - Владимир Хрущёв

Продолжительность - 3 часа (с антрактом)


Режиссёр спектакля старался заложить смысл, понятный всем – «от шестнадцати до шестидесяти». Кристально ясный и для тех, кто помнит эти годы и ценит Абрамова, и для тех, кто проходит материал в школе, но зачастую мало представляет, что это за автор…Шестнадцать-восемнадцать лет – время первой влюблённости у молодых людей, сидящих в зале. Поэтому на первом плане история трёх молодых – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных. Совсем молодые зелёные ребята. Как через них проходит послевоенное время, даёт ли им автор, деревня, время право любить, быть человеком? Имеют ли они право на счастье? Этот вопрос и Абрамов постоянно задавал в своих дневниках.


«Я хочу, чтобы и молодёжи было интересно смотреть. Не потому, что там будут молодёжные мотивы или современные решения, нет. Всё в спектакле будет достаточно аутентично. Я для себя определил, что это история не про горести деревни. Не про то, как тяжело им жилось. Это лишь обстоятельство, которое само собой разумеется. Мы это предполагаем, оно идёт вторым планом. И выражается это темпом спектакля, музыкальным оформлением, какими-то определёнными образами, метафорами» - Владимир Хрущёв.


*Композитор Евгений Габов, написавший музыку для нового спектакля Архангельского театра драмы – «Пряслины», стал лауреатом первой степени Международного конкурса композиторов «Карусель мелодий».

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра - Премьера «Пряслины. Две зимы и три лета»: современные отношения в аутентичных предлагаемых обстоятельствах
Пресс-служба театра - В премьерном спектакле одну из ролей исполнит специалист по говоре

Газета «Архангельск - город воинской славы»: При пустом зале, но с аплодисментами
Газета «Правда Севера»: В Архангельском театре драмы состоялась премьера без зрителей
«Регион 29»: Сказка о двух братьях: «Две зимы и три лета» Мишки и Егорши прошли в архангельском театре драмы
Газета «Бизнес-класс»: Архангельский театр в условиях пандемии: экономические потери и выход в онлайн
«Петербургский театральный журнал»: о человеческом и космическом

«… Книга полна горчайшего недоумения, огненной боли за людей деревни и глубокой любви к ним»
А.Т. Твардовский 

Сценограф - Анатолий Шикуля
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Хормейстер - Олег Щукин
Композитор, аранжировщик - Евгений Габов
Художник по свету - Лариса Максимова
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв
Видеосопровождение - Александр Дроздецкий
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоялась 21 марта 2020 года

Подробнее
6+
Познавательное хулиганство с элементами драмы и балета (камерная сцена)
Автор - А.С. Пушкин
Режиссёр – Анастас Кичик

Продолжительность — 45 минут (без антракта)

Перед вами по-новому развернется всемирно известная история о рыбаке и рыбке.

Простой сюжет, имеющий воплощение на сцене, это сказка, которая разворачивается здесь и сейчас, и заставляет сопереживать героям сильнее.

Жил-жил Старик со своею Старухой у самого синего моря в ветхой землянке, ловил неводом рыбу. И вытянул однажды неводом Золотую рыбку. Стала она откупаться, чем только ни пожелаешь, за свободу свою. Рассказал Старик обо всем старухе. Разохотилась та, разошлась в желаниях своих. Чем больше давала ей Золотая рыбка, тем больше Старуха требовала…

СМИ о спектакле: 
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы приглашает детей на премьеру «Сказки о рыбаке и рыбке»

Премьера состоялась 23 декабря 2017 года

Музыкальное оформление — Анастас Кичик
Художник — Андрей Тимошенко
Художники мультимедиа — Александр Дроздецкий, Егор Тимошенко
Хореограф — Ольга Мурашова
Звукорежиссер — Ярослав Антропов
Художник по свету — Алексей Расходчиков
Подробнее
12+

Лирическая комедия (основная сцена)
Пьеса — М. Ладо
Режиссер — Пётр Орлов


Продолжительность — 2 часа 5 минут (с антрактом)


Героиня спектакля ждёт ребенка, но отцу не нравится ее избранник, и он настаивает, чтобы она сделала аборт. Но тут в дело вмешиваются животные со скотного двора: Лошадь, Петух, Пес, Корова и Свинья, они и помогают сохранить ребенка.


Спектакль был признан по итогам зрительского опроса лучшим спектаклем сезона 2009—2010 гг.


Премьера состоялась 9 октября 2009 года 

Сценограф, художник по костюмам — Ольга Верёвкина 
Композитор — Владимир Брусс 

Спектакль ведет Наталья Афонина


Подробнее