Премьера «Сарафан»: деревня и космос, лошади и люди
Сценарий спектакля составлен из рассказов «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади», «Старухи» и некоторых записей из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава». Рассаживающегося зрителя встречали действием – этакая деревушка, в которой идёт размеренная жизнь. Постепенно наращивалась динамика, звуки, шумы – то переливающаяся вода, то пила, то молоток, то – (?) космос. Пока загадка, к чему здесь, в деревне, летающий корабль, где всё выглядит так аутентично. Художнику спектакля Елене Соколовой удалось создать многофункциональную сценографию: здесь и писательский стол-синтезатор, и деревенский колодец, и трибуна Председателя, и каменный Питер, и деревенский двор, и изба. Но к чему же космос?

А это Писатель (Игорь Патокин) получил возможность вернуться на родину, услышать героев собственных рассказов и поговорить с ними. Как они живут теперь, когда столько лет прошло? Возвращаясь в русскую «вселенную», он слушает рассказы односельчан. «Писатель идёт…Писатель!» - шепчутся на лавке деревенские, улыбаются. «А вы-то как живёте? Какие новости?» - спрашивает автор, раскладывая «ноты» на пюпитр-грабли.
Режиссёр спектакля Мария Критская хотела, чтоб в спектакле прозвучали голоса односельчан Фёдора Абрамова, жителей любой русской деревни, чтоб их услышали хотя бы сейчас. Голос пинежской девушки, которая отправилась за своей мечтой, голос любимой автором лошади Рыжухи, голос переживших войну и сидящих у разбитого корыта… «Нет—нет, не болото наша деревня. А если и болото, то что с того? Журавли тоже из болота вылетают вот» - восклицает девушка (Мария Степанова). И деревня без единой новой постройки за несколько десятилетий, и прохудившаяся крыша – это реалии, с которыми мирятся жители – но – иногда вопрошают «А когда жилось на Руси хорошо? Жилось ли по-другому?» Или голоса полувековой давности просят всё о том же? А всё же, деревня – это мир пахучих трав, стрекоз и бабочек. И конечно же мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола. Здесь дождь – это радость спелого урожая. Вода – самая чистая и вкусная, особенно после трудового дня.

Старухи (засл.арт. Людмила Советова, Татьяна Боченкова, Мария Степанова, Анна Патокина) до того настоящие, что их причитания, подвывания и беседы вызывают неоднозначную, как в жизни, реакцию – то ли смешно, то ли грустно. «Положите на могилу плуг» - говорит Крестьянка (засл.арт. РФ Людмила Советова). Это её заслуга, её гордость. Абрамов, как всегда, о трудолюбии. «Спасибо власти за нашу старость» - то ли с сарказмом, то ли чистосердечно завершает спор о пенсии деревенская жительница.
В конце постановки проплывает сарафан, за которым ездила юная Филиппьевна (Мария Степанова), как фантом несбыточной мечты о другой жизни. Через него, как через форточку, пытается докричаться до своего предшественника Ломоносова Писатель. А тот никакого ответа не даёт.

«В истории мы должны черпать мудрость, чтобы не совершать ошибок», - прокомментировал посыл постановки Михаил Андреев, исполняющий в спектакле роль Парторга, Председателя и др. А одна из зрительниц отметила, что режиссёр и артисты не побоялись обратиться к болевым точкам Абрамова. Для этого нужно мужество.

«Для Абрамова каждое слово – это бой, битва. Мы надеемся, что со следующими показами этот бой по-настоящему разыграется. Мне кажется, что самолёт пока только взлетел, но он на верном пути. Пока летает над полем и присматривается, как там внутри», - поделилась впечатлениями о премьерных показах Мария Критская, - «Почему писатель из космоса, а не ближе, с небес? Для меня то, что происходит со всей вселенной – каких-то космических масштабов. Сердце автора – в деревне. А думы его принимают масштаб огромный, океанский. Мы говорим о русской душе, что с ней происходит и что вокруг неё – доколе это всё? Говорим о Земле, необъятной. Архангельская земля ведь тоже необъятная, с разбросанными на большую площадь деревнями. Русский человек живёт и ходит по этой огромной земле, вступая в диалог с космосом. Вселенная должна стать для нас собеседником, и не может им не быть, потому что в деревне каждый человек вступает в эту беседу со светилами, выходя под небо вечером. И все мы, к тому же, загадываем желание на падающую звезду. Даже в самой безнадёжной ситуации. И верим. А когда лошадям будет житься хорошо? (читай: не только «лошадям») Мы не знаем. Что герои в спектакле, что мы – не приходим к какому-то логическому завершению. Жизнь продолжается с новыми людьми, а уходящие – это россыпь точек. Без единого итога».
В день рождения Абрамова, 29 февраля, спектакль «Сарафан» показали в Верколе. 24 марта состоится показ в Санкт-Петербурге. А 21 и 22 марта – снова премьера по Фёдору Абрамову – «Пряслины. Две зимы и три лета» в постановке Владимира Хрущева.