Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Премьера «Сарафан»: деревня и космос, лошади и люди

04.03.20
Ещё один спектакль появился на камерной сцене Архангельского драматического. Режиссёр Мария Критская совместила паззлы-рассказы Фёдора Абрамова, объединив их в единую историю под названием «Сарафан». Своё начало постановка берёт от организованной театром лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз», где её эскиз (отрывок) был представлен на суд зрителя и главного режиссёра театра Андрея Тимошенко. 

Сценарий спектакля составлен из рассказов «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади», «Старухи» и некоторых записей из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава». Рассаживающегося зрителя встречали действием – этакая деревушка, в которой идёт размеренная жизнь. Постепенно наращивалась динамика, звуки, шумы – то переливающаяся вода, то пила, то молоток, то – (?) космос. Пока загадка, к чему здесь, в деревне, летающий корабль, где всё выглядит так аутентично. Художнику спектакля Елене Соколовой удалось создать многофункциональную сценографию: здесь и писательский стол-синтезатор, и деревенский колодец, и трибуна Председателя, и каменный Питер, и деревенский двор, и изба. Но к чему же космос? 

DSC03844.JPG
А это Писатель (Игорь Патокин) получил возможность вернуться на родину, услышать героев собственных рассказов и поговорить с ними. Как они живут теперь, когда столько лет прошло? Возвращаясь в русскую «вселенную», он слушает рассказы односельчан. «Писатель идёт…Писатель!» - шепчутся на лавке деревенские, улыбаются. «А вы-то как живёте? Какие новости?» - спрашивает автор, раскладывая «ноты» на пюпитр-грабли. 

Режиссёр спектакля Мария Критская хотела, чтоб в спектакле прозвучали голоса односельчан Фёдора Абрамова, жителей любой русской деревни, чтоб их услышали хотя бы сейчас. Голос пинежской девушки, которая отправилась за своей мечтой, голос любимой автором лошади Рыжухи, голос переживших войну и сидящих у разбитого корыта… «Нет—нет, не болото наша деревня. А если и болото, то что с того? Журавли тоже из болота вылетают вот» - восклицает девушка (Мария Степанова). И деревня без единой новой постройки за несколько десятилетий, и прохудившаяся крыша – это реалии, с которыми мирятся жители – но – иногда вопрошают «А когда жилось на Руси хорошо? Жилось ли по-другому?» Или голоса полувековой давности просят всё о том же? А всё же, деревня – это мир пахучих трав, стрекоз и бабочек. И конечно же мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола. Здесь дождь – это радость спелого урожая. Вода – самая чистая и вкусная, особенно после трудового дня. 

DSC03205.JPG
Старухи (засл.арт. Людмила Советова, Татьяна Боченкова, Мария Степанова, Анна Патокина) до того настоящие, что их причитания, подвывания и беседы вызывают неоднозначную, как в жизни, реакцию – то ли смешно, то ли грустно. «Положите на могилу плуг» - говорит Крестьянка (засл.арт. РФ Людмила Советова). Это её заслуга, её гордость. Абрамов, как всегда, о трудолюбии. «Спасибо власти за нашу старость» - то ли с сарказмом, то ли чистосердечно завершает спор о пенсии деревенская жительница. 

В конце постановки проплывает сарафан, за которым ездила юная Филиппьевна (Мария Степанова), как фантом несбыточной мечты о другой жизни. Через него, как через форточку, пытается докричаться до своего предшественника Ломоносова Писатель. А тот никакого ответа не даёт. 

DSC03909.JPG
«В истории мы должны черпать мудрость, чтобы не совершать ошибок», - прокомментировал посыл постановки Михаил Андреев, исполняющий в спектакле роль Парторга, Председателя и др. А одна из зрительниц отметила, что режиссёр и артисты не побоялись обратиться к болевым точкам Абрамова. Для этого нужно мужество. 

DSC03342.JPG
«Для Абрамова каждое слово – это бой, битва. Мы надеемся, что со следующими показами этот бой по-настоящему разыграется. Мне кажется, что самолёт пока только взлетел, но он на верном пути. Пока летает над полем и присматривается, как там внутри», - поделилась впечатлениями о премьерных показах Мария Критская, - «Почему писатель из космоса, а не ближе, с небес? Для меня то, что происходит со всей вселенной – каких-то космических масштабов. Сердце автора – в деревне. А думы его принимают масштаб огромный, океанский. Мы говорим о русской душе, что с ней происходит и что вокруг неё – доколе это всё? Говорим о Земле, необъятной. Архангельская земля ведь тоже необъятная, с разбросанными на большую площадь деревнями. Русский человек живёт и ходит по этой огромной земле, вступая в диалог с космосом. Вселенная должна стать для нас собеседником, и не может им не быть, потому что в деревне каждый человек вступает в эту беседу со светилами, выходя под небо вечером. И все мы, к тому же, загадываем желание на падающую звезду. Даже в самой безнадёжной ситуации. И верим. А когда лошадям будет житься хорошо? (читай: не только «лошадям») Мы не знаем. Что герои в спектакле, что мы – не приходим к какому-то логическому завершению. Жизнь продолжается с новыми людьми, а уходящие – это россыпь точек. Без единого итога». 

В день рождения Абрамова, 29 февраля, спектакль «Сарафан» показали в Верколе. 24 марта состоится показ в Санкт-Петербурге. А 21 и 22 марта – снова премьера по Фёдору Абрамову – «Пряслины. Две зимы и три лета» в постановке Владимира Хрущева. 


Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее