Новая комедия Архангельского театра драмы - «Собака на сене»
Сценографическое решение принадлежит главному режиссёру театра Андрею Тимошенко. Художник воссоздает условный и одновременно стилистически точный образ внутреннего дворика богатого испанского дома. Балконы, скамейки, фонтан, апельсиновые деревья - все это утопает в ярких красках, насыщенной росписи деталей, создавая неповторимую атмосферу жарких неаполитанских дней и дышащих прохладой и негой ночей. Костюмы к спектаклю художника Ирины Титоренко содержат как исторические аллюзии, так и современную стилизацию под наиболее подходящее по темпу спектакля и накалу страстей времени - времени господства музыки, свободы и любви; времени трубадуров и поэтов - 70-е годы 20 века. Отдаётся дань исторической родине и времени Лопе де Вега - кружево и аппликации, насыщенные цвета костюмов и форма головных уборов. Всё буйство красок поддерживается изысканным художественным светом, перенося героев, а с ними и зрителей, то в апельсиновую рощу, то на приморский берег, то в дом графини де Бельфлор. Художник по свету - Ольга Раввич (главный художник по свету московского театра «Сатирикон»). Музыка композитора Светланы Голыбиной - не просто музыка, а «дизайн» звуков, мелодий и ритмов. Особый колорит музыкальное оформление спектакля приобретает, дополняясь живым звучанием «Трио дуэний» (гитара - засл. арт. РФ Елена Смородинова, мелодика - Татьяна Боченкова, ударные - Наталия Латухина). Звукорежиссёры спектакля – Леонид Лещёв, Михаил Чабаненко. Пластическое решение характеров и танцевальных фрагментов в стиле 70-80-х годов легко узнают зрители как старшего поколения, так и молодёжь. Балетмейстер спектакля – Павел Ивлев (главный балетмейстер МОГ ТЮЗа). С первых репетиций над стихами Лопе де Вега в переводе М. Лозинского с артистами работала педагог Елена Ласкавая (актриса театра и кино, режиссёр, театральный педагог, доцент кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина, педагог по сценической речи Театра им. Е. Вахтангова, почетный работник культуры города Москвы, основатель «Школы Речи и ораторского искусства #1 Елены Ласкавой»).
Размышления о спектакле – в небольшом интервью с режиссёром.
- Вы уже работали с нашими артистами над спектаклем «А зори здесь тихие» по повести Б. Васильева. Как сложилась работа сейчас?
- Артистам Архангельского театра интересна творческая работа, для них её много не бывает. Они с большим воодушевлением работали над пьесой, изучали эпоху и всё, что сопутствовало сюжету и образам персонажей. И я, собственно, ничего другого не ожидала от артистов этого театра, вспоминая плодотворную работу над предыдущим спектаклем. Актёры очень серьёзно относятся к своей профессии, к поддержанию себя «в форме», к зрительской оценке их творчества.
- Жанр пьесы «комедия», но там присутствуют довольно драматичные, жизненные вещи. Для Вас это больше комедия или драма?
- Я люблю идти за автором. Автор написал комедию, значит, это должна быть комедия. Конечно, персонажи очень драматично относятся ко всему происходящему с ними. Суть этой пьесы, её основная мысль для меня, как для режиссёра, заключается в том, что настоящая любовь творит невозможное, она творит чудеса. Любовь покрывает всё. Любовь - тайна творения мира, который без любви – ничто. Это самое главное. Комедия комедией, но эта тема никуда не пропадает. В данной пьесе, почему мне кажется, что всё так благополучно складывается, почему главным героям удаётся соединиться, - так это потому, что их чувства истинны, глубоки. Но перипетии и поступки действующих лиц, конечно же, комичны.
- Не переживаете, что комедийность может повредить глубине?
- Нет, не переживаю. Без чувства юмора нет творчества, нет искусства. Как говорил известный персонаж фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Умное лицо — ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь!»
- Роль Дианы исполняют две актрисы – Мария Новикова и Мария Беднарчик. Абсолютно разные персонажи получились. Влияет ли это на то, каким получился спектакли с одним и с другим составом?
- Диана Марии Новиковой больше светская дама, которая действительно блюдёт своё положение. А у Марии Беднарчик Диана более открытая, эмоциональная. И спектакли с разными Мариями, конечно, получились разные. С Марией Новиковой спектакль о женщине, о её внутреннем мире, желании любить и быть любимой, счастливой. А с Марией Беднарчик больше про Теодоро. Про то, как он открывает для себя настоящее чувство. Думаю, в дальнейших спектаклях артистки сделают рисунок своих ролей более тонким и абсолютно присвоят его, тогда можно будет судить точнее. Артисту всегда сложно поначалу существовать в яркой комедийной форме, выполнять жёсткие требования этого жанра. Все привыкли играть переживания на сцене, в этом спектакле все переживания снаружи, в реакциях, в отношениях. У нас не мелодрама, а комедия положений. Пьесы Лопе де Вега, как и комедии Мольера, как и комедии Гольдони, Гоцци и Шекспира, прежде всего играли для простой публики, поэтому исполнять их надо как в площадном театре, поэтому здесь очень яркая манера игры. Здесь всё надо делать чётко. Иначе – шаг влево, шаг вправо – зритель уже ничего не понимает. Тем более - стихотворный текст. И абсолютно точно могу сказать, что это спектакль для большой сцены.
Следующий показ спектакля состоится 18 октября в 18:30.