Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Андрей Тимошенко: «Спасти камер-юнкера Пушкина»

19.02.21

В Архангельском театре драмы готовится премьера спектакля по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина», которая состоится 25, 26 февраля. Режиссёр – Андрей Тимошенко.

«Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. Причём смешного до коликов. И текст смешной, и артисты смешно работают, и ситуации смешные. Но при этом всё выводится в серьёзность. И тем острее трагичность финала. Спектакль, я бы сказал, светло-трагический. По форме спектакль очень театральный, потому что наши артисты здесь играют по несколько ролей и делают это тонко, перевоплощаясь на глазах у зрителей. Невозможно будет не получить наслаждение от их мастерства, от галереи образов, которые они представляют зрителю», - прокомментировал Андрей Тимошенко.

Подробнее о спектакле – в интервью с режиссёром.

- О Пушкине много пишут и говорят уже сотни лет. Есть ли у этой истории особенный посыл, идея?

- Все говорят об этом человеке, - каким он стал великим, какую роль сыграл в истории русской литературы. А какой он был на самом деле, в обычной жизни? Александр Сергеевич действительно обладал недюжинным умом, силой духа. Об этом говорит не только его творчество, но и поступки. Мы привыкли говорить: «Пушкин - наше всё». А почему? Не каждому ведь расскажешь, что это первый поэт, кто начал писать стихи «человеческим», то есть, простым и понятным языком. Безусловно, он автор высокой поэзии. Но отличие её от творений авторов, живших до него, в том, что она наконец стала легко понятна людям. В этом Пушкин революционер.

- В пьесе Пушкин не заявлен как действующее лицо. Но спектакль и о нём тоже. Расскажите о сюжете повествования.

- Спектакль о судьбе человека, который прожил определённую часть своей жизни и считает, что она прошла впустую. Не знает, как жить дальше. Здесь уместна цитата Данте Алигьери «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу». Этакий кризис среднего возраста. Но интересно то, что такой кризис происходит у людей в разное время, даже и в 25 лет, если ты бурно и интересно живёшь: развиваешься, строишь планы…но в какой-то момент оказываешься в тупике. И ведь надо как-то двигаться дальше. В какой-то момент большинству из нас надо остановиться и проанализировать: «куда меня занесло?». Это касается и жизни, и творчества, и любви. Вопрос в том, куда человек вырулит. Потому он должен видеть смысл своей жизни. Герою пьесы удаётся найти и выполнить своё предназначение буквально у нас на глазах.

2021-02-07-124620080.jpg

Михаил Питунин (роль сыграет Михаил Кузьмин) проживает в спектакле свою жизнь с детского сада до средних лет. В момент переосмысления он пытается понять, что в его жизни было ценного. А вся его жизнь прошла под знаком Пушкина, причём большая часть - под негативным. Его проблемой стало то, что Пушкин возведён в некую икону, фетиш. Мы разрушаем этот миф, мы хотим вытащить живого человека, который был талантливым, простым, не очень красивым, но остроумным и поистине великим. Почему же он нам так дорог и важен, почему мы его так любим и жалеем? У нас в спектакле поэт представлен в виде мишени, центра притяжения. И герой, получается, любит Пушкина. Проанализировав свою жизнь, поняв, что дальше так жить нельзя, он готов умереть за Пушкина.

Мы начинаем спектакль тем, что Питунин приходит на место дуэли, чтобы закончить свою жизнь самоубийством, а потом задумывается и вспоминает, что в его жизни было важное событие - любовь. Он думает о том, можно ли было её сохранить, и как это надо было сделать. Он любил. Пусть безответно, но любовь - это дар. Именно этот эпизод осветил всю его жизнь. И он понимает, что за это нужно быть благодарным именно Пушкину. Именно в этот момент Михаил Питунин становится человеком, способным на подвиг.

Проживая судьбу героя Михаила Питунина, мы параллельно проживаем судьбу Пушкина. В каком-то плане мы даже просвещаем зрителя, потому что многие ведь не знают о многих событиях. У Питунина интерес не к литературному обезличенному Пушкину, а к живому человеку. В спектакле две параллельные жизни соединяются смертью Пушкина в 1837 году и смертью героя в пьесе, когда он «спасает» Пушкина. Он его по-настоящему любит, хоть пьеса и начинается со слов «Пушкина я возненавидел ещё в детстве».

2021-02-07-125051946.jpg

Мы стреляем в нашего Пушкина-мишень, он постоянно падает и встаёт. Получается такой непотопляемый Пушкин, потому что после всех выстрелов он поднимается. И мишень перестаёт падать после того, как Питунин встречает свою любовь - Леру. В этот момент герой начинает спасать поэта. Они вместе ищут пути, по которым можно было избежать дуэли. Это главная линия сюжета. И в итоге после того, как Питунин встречает Леру, они влюбляются и вместе ищут пути спасения Пушкина. Так жизнь героя проходит не зря.

- Жанр Вы определили как «история одного возможного подвига». Раскройте это обозначение.

Мы говорим о том, что любой человек способен на подвиг. У автора Михаила Хейфеца жанр определён как «история одного несостоявшегося подвига», а у нас – «возможного». Потому что, я считаю, каждый человек на это способен. Случается, что тот, от кого ты этого совершенно не ожидаешь, совершает такой поступок, за который ты его бесконечно уважаешь и любишь. Наша задача в том, чтобы зрители, сидящие в зале, понимали, что и они на такое способны. И актуальность материала, я считаю, в поиске своего назначения, в поиске смысла жизни.

- Кто является целевой аудиторией этого спектакля?

- Я думаю, это спектакль для широкой публики. Молодёжи будет интересно потому, что у нас можно будет узнать про Пушкина то, чего они ещё не знали, например. Или они посмотрят и задумаются о смысле жизни. Ведь необходимо понимать, что человек приходит в этот мир, чтобы совершить какой-то поступок. И этот поступок будет главным событием его жизни. И когда человека не станет, его будут вспоминать, как «человек, который сделал вот это». Для молодёжи этот спектакль о том, что жизнь не стихийна. Вижу, что в основном молодёжь стремится к тому, чтоб всё было легко. Потом они начнут понимать, что жизнь действительно сложная штука. И этот спектакль, надеюсь, сподвигнет их к тому, чтобы задуматься быстрее.

2021-02-06-113613235 (1).jpg

Поскольку в спектакле много флэшбеков (детсад, армия), и всё это советские времена, то, я думаю, старшее поколение сможет даже ностальгию испытать. Потому что есть узнаваемые вещи из той жизни, из молодости. И им тоже будет интересно задуматься о своей жизни, но уже в другом возрасте. Совершенно по-другому.

Нас очень часто заносит куда-то и мы думаем, что живём не здесь и сейчас, а в будущем: потом я что-то совершу, и вот сейчас я к этому готовлюсь. Самое сложное – делать важным то, что происходит сегодня, а не случится потом. Кто знает, может, и будущего-то не будет? В спектакле звучит песня группы «Аукцыон», где поётся «Завтра я ещё не умру. А кто его знает?». И ведь правда, кто знает, что там завтра произойдёт?

- Кто ещё, помимо Михаила Кузьмина, занят в спектакле?

Все артисты, кроме главного героя, проходят через перевоплощения, являясь разными персонажами. Главный герой возвращается в другое время, но всегда остаётся собой.

Нина Няникова предстаёт в образах безумной школьной учительницы. Также не менее безумной, но очень смешной воспитательницы детского сада. Она же трогательная мама главного героя. Она же девушка во дворе, потом ПТУ’шница в курилке. Она же Наталья Николаевна Гончарова. Она же Лера - любовь всей жизни главного героя. Она же одна из женщин, которая подстроила дуэль Пушкина - Идалия Полетика. Ещё Нина играет мужскую роль торговца книгами в 90-е.

2021-02-07-124829448.jpg2021-02-12-013727535.jpg2021-02-12-012842077.jpg

А Александр Зимин и Александр Субботин, и стоящие в другом составе Иван Братушев и Дмитрий Беляков играют секундантов, дуэлянтов, одногруппников в детском саду, одноклассников в школе. Беляков/Субботин в разных составах играют Дантеса, в армии полковника, а Зимин/Братушев барона Геккерена и солдата Мамедова.

2021-02-07-124528119.jpg2021-02-12-012942127.jpg

- Расскажите о сценографии спектакля, костюмах и музыкальном оформлении.

- Место действия нашего спектакля - место дуэли Пушкина. На это место приходит главный герой. Мы выстраиваем дуэльную дорожку, на которую ступает Питунин. Антураж создают болдинские пушкинские скамейки и две урны. Мизансцена у нас получается крестовая, - как бы дорога судьбы героя, и дорога бытовая. На самой сцене стоит четырёхметровый памятник Пушкину, он же мишень, в которую мы постоянно стреляем. Там тоже появляются некие образы (есть инфернальная история с Лерой в финале, а есть комические сцены вокруг Пушкина).

Костюмами является абсолютно обычная одежда, которая соответствует тем эпохам, в которых происходят события - это 19-й век, советское время и современные вещи.

Основной музыкальной темой является композиция группы «Аукцыон». Это душа спектакля. Есть музыкальная цитата из Ералаша. Мы дышим пост-модернизмом, поэтому есть узнаваемые вещи. Но основная тема Санкт-Петербурга создаётся музыкой Леонида Фёдорова. Она даёт этот воздух Петербурга и ощущение зыбкости пространства.

«Дал слово Пушкин «Весь я не умру!»
И весь не умер, как и обещал.
А Ленин тоже умер, но не весь.
И Сталин. Тоже ведь не весь он умер.
И мы пока что умерли не все.
А этому нас Пушкин научил.»


Фото - Алёна Головина

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
18+

Просто комедия (основная сцена)
Пьеса — И. В. Лысов
Режиссер — Алексей Ермилышев


Продолжительность — 1 час 25 минут (без антракта)

Пьеса – о воздействии театрального искусства на простого человека. Лёгкая постановка, при просмотре которой зритель отдохнёт и от души посмеётся.

По долгу службы милиционер Пешкин попадает за кулисы во время спектакля – следить за порядком. Впечатляется жизнью актёров на сцене и за кулисами настолько, что на ближайшее время становится «домашним» режиссёром: ставит с семьёй «Ревизора», несмотря на насмешки жены и недоверие дочери. Жена – за Анну Андреевну, дочь – за Марью Антоновну. Пешкин, разумеется, - городничий. Не хватает центральной фигуры – Хлестакова. Проблема решается очень просто: милиционер приводит из отделения задержанного молодого человека. Милиционер Николай и не предполагал, что жизнь и театр переплетутся настолько, что их нельзя будет отличить. 

_-_.jpg

Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Это мой первый опыт в жанре комедии и на большой сцене. Особая сложность для меня и актёров состояла в том, что в предлагаемых обстоятельствах играть нужно было не как актёрам. Это же семья милиционера в гостиной, а не профессионалы на сцене. Постановка о том, как театр может изменить жизнь любого человека. Ради этого чуда мы все и работаем в театре. Пешкин, простой милиционер, ведь впечатлился игрой и жизнью артистов. Взял в библиотеке Гоголя, пришёл домой с горящими глазами. Потому одна из первых реплик пьесы - «Родня! Я в театре сегодня был». 
СМИ о спектакле: 
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы прошла премьера – «Случайное счастье милиционера Пешкина»
«Двина сегодня»: «Родня! Я в театре сегодня был»: в Архангельске показали «Случайное счастье милиционера Пешкина»

Премьера состоялась 20 октября 2018 года

*Обращаем ваше внимание на то, что в этом спектакле присутствуют сцены распития алкогольных напитков. Употребление алкоголя вредит вашему здоровью.

Сценография и костюмыАндрей Тимошенко
Спектакль ведет Наталья Афонина

Подробнее
16+

Ритуал в одном действии (камерная сцена)
Режиссёр - Иван Братушев

Продолжительность спектакля станет известна ближе к дате премьеры.

Архдрама открывает новый проект для самостоятельных работ артистов (и не только) – «Поле экспериментов». Первым спектаклем в рамках проекта станет работа Ивана Братушева. 

«Театр объединяют люди творческие и одарённые разносторонне. Все уже слышали такую поговорку: «талантливый человек талантлив во всём». А поскольку театр – синтетический вид искусства, я считаю, что у него есть потребность создавать самостоятельные экспериментальные работы. Представляемые работы не являются частью регулярного репертуара театра. Однако такие работы подкупают своей свежестью, новизной. Это очень ценно. Мы хотим, чтоб у нас был живой творческий котёл, чтобы помогать творческим порывам артистов. Поэтому мы придумали формат под названием «Поле экспериментов», - прокомментировал главный режиссёр театра Андрей Тимошенко.

«Куча мыслей и шило в пятой точке», - так артист Архдрамы Иван Братушев объясняет стимул попробовать себя в качестве режиссёра в Архангельском драматическом. Разумеется, это не всё, чем Иван зарекомендовал себя в театре – за более чем 10 лет артист показал себя как творчески глубокого, думающего, талантливого и ответственного человека. Иван Николаевич также являлся мастером курса актёрского отделения в Архангельском областном колледже культуры и искусства, педагогом в студии «Время добра». - «Конечно, режиссёром по образованию я не являюсь, но пробовать и творить имею полное право. А главное - потребность. Я уже давно пробую делать что-то «по ту сторону сцены», но в своём театре первый раз. Если говорить о «Бабе» - сначала появилась идея. Всё началось с заговоров, которыми пользовались некогда наши бабушки и прабабушки. Я читал их, некоторые на слух записывал, и меня захватывала их мелодика, образность. Захотелось сделать пластический спектакль об инфернальной сущности женщины. С этим я пошёл к хореографу Насте Змываловой и как говорится, «всё заверте...» [цитата из произведения А. Аверченко]. Настя – сумасшедшая! Бесподобный хореограф, мой единомышленник и друг! Мне уже сложно восстановить хронологию событий создания этого спектакля. Скажу только, что команда собралась отличная, мощная и талантливая. Мне нравится с ними творить».

Хореограф - Анастасия Змывалова
Художник мультимедиа - Александр Есипов
Композитор - Леонид Федорушков

Подробнее
6+

Сказка с 3D-эффектами (основная сцена)
Пьеса — П. Медведев 
Режиссёр — Андрей Тимошенко


Продолжительность - 1 час 25 минут (без антракта)


Необыкновенная история любви Ивана-Царевича и Василисы Премудрой, добрая и волшебная сказка на все времена с традиционным сюжетом и новыми технологиями.


На сцене оживает волшебный лес, а в зрительный зал летят пчёлки и бабочки, вокруг распускаются цветы и растут огромные мухоморы. 3D-эффекты в сочетании с необыкновенной игрой актёров труппы превратят обычную сказку в целый мир виртуальной реальности, где добрые герои обретут счастье, а злые и завистливые получат по заслугам.


Премьера состоялась 22 декабря 2015 года


Сценография — Андрей Тимошенко

Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Хореография — Валерий Архипов
Музыкальное сопровождение — Леонид Лещёв
Спектакль ведёт Юлия Сядей


Подробнее