Андрей Тимошенко: «Спасти камер-юнкера Пушкина»
В Архангельском театре драмы готовится премьера спектакля по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина», которая состоится 25, 26 февраля. Режиссёр – Андрей Тимошенко.
«Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. Причём смешного до коликов. И текст смешной, и артисты смешно работают, и ситуации смешные. Но при этом всё выводится в серьёзность. И тем острее трагичность финала. Спектакль, я бы сказал, светло-трагический. По форме спектакль очень театральный, потому что наши артисты здесь играют по несколько ролей и делают это тонко, перевоплощаясь на глазах у зрителей. Невозможно будет не получить наслаждение от их мастерства, от галереи образов, которые они представляют зрителю», - прокомментировал Андрей Тимошенко.
Подробнее о спектакле – в интервью с режиссёром.
- О Пушкине много пишут и говорят уже сотни лет. Есть ли у этой истории особенный посыл, идея?
- Все говорят об этом человеке, - каким он стал великим, какую роль сыграл в истории русской литературы. А какой он был на самом деле, в обычной жизни? Александр Сергеевич действительно обладал недюжинным умом, силой духа. Об этом говорит не только его творчество, но и поступки. Мы привыкли говорить: «Пушкин - наше всё». А почему? Не каждому ведь расскажешь, что это первый поэт, кто начал писать стихи «человеческим», то есть, простым и понятным языком. Безусловно, он автор высокой поэзии. Но отличие её от творений авторов, живших до него, в том, что она наконец стала легко понятна людям. В этом Пушкин революционер.
- В пьесе Пушкин не заявлен как действующее лицо. Но спектакль и о нём тоже. Расскажите о сюжете повествования.
- Спектакль о судьбе человека, который прожил определённую часть своей жизни и считает, что она прошла впустую. Не знает, как жить дальше. Здесь уместна цитата Данте Алигьери «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу». Этакий кризис среднего возраста. Но интересно то, что такой кризис происходит у людей в разное время, даже и в 25 лет, если ты бурно и интересно живёшь: развиваешься, строишь планы…но в какой-то момент оказываешься в тупике. И ведь надо как-то двигаться дальше. В какой-то момент большинству из нас надо остановиться и проанализировать: «куда меня занесло?». Это касается и жизни, и творчества, и любви. Вопрос в том, куда человек вырулит. Потому он должен видеть смысл своей жизни. Герою пьесы удаётся найти и выполнить своё предназначение буквально у нас на глазах.
Михаил Питунин (роль сыграет Михаил Кузьмин) проживает в спектакле свою жизнь с детского сада до средних лет. В момент переосмысления он пытается понять, что в его жизни было ценного. А вся его жизнь прошла под знаком Пушкина, причём большая часть - под негативным. Его проблемой стало то, что Пушкин возведён в некую икону, фетиш. Мы разрушаем этот миф, мы хотим вытащить живого человека, который был талантливым, простым, не очень красивым, но остроумным и поистине великим. Почему же он нам так дорог и важен, почему мы его так любим и жалеем? У нас в спектакле поэт представлен в виде мишени, центра притяжения. И герой, получается, любит Пушкина. Проанализировав свою жизнь, поняв, что дальше так жить нельзя, он готов умереть за Пушкина.
Мы начинаем спектакль тем, что Питунин приходит на место дуэли, чтобы закончить свою жизнь самоубийством, а потом задумывается и вспоминает, что в его жизни было важное событие - любовь. Он думает о том, можно ли было её сохранить, и как это надо было сделать. Он любил. Пусть безответно, но любовь - это дар. Именно этот эпизод осветил всю его жизнь. И он понимает, что за это нужно быть благодарным именно Пушкину. Именно в этот момент Михаил Питунин становится человеком, способным на подвиг.
Проживая судьбу героя Михаила Питунина, мы параллельно проживаем судьбу Пушкина. В каком-то плане мы даже просвещаем зрителя, потому что многие ведь не знают о многих событиях. У Питунина интерес не к литературному обезличенному Пушкину, а к живому человеку. В спектакле две параллельные жизни соединяются смертью Пушкина в 1837 году и смертью героя в пьесе, когда он «спасает» Пушкина. Он его по-настоящему любит, хоть пьеса и начинается со слов «Пушкина я возненавидел ещё в детстве».
Мы стреляем в нашего Пушкина-мишень, он постоянно падает и встаёт. Получается такой непотопляемый Пушкин, потому что после всех выстрелов он поднимается. И мишень перестаёт падать после того, как Питунин встречает свою любовь - Леру. В этот момент герой начинает спасать поэта. Они вместе ищут пути, по которым можно было избежать дуэли. Это главная линия сюжета. И в итоге после того, как Питунин встречает Леру, они влюбляются и вместе ищут пути спасения Пушкина. Так жизнь героя проходит не зря.
- Жанр Вы определили как «история одного возможного подвига». Раскройте это обозначение.
Мы говорим о том, что любой человек способен на подвиг. У автора Михаила Хейфеца жанр определён как «история одного несостоявшегося подвига», а у нас – «возможного». Потому что, я считаю, каждый человек на это способен. Случается, что тот, от кого ты этого совершенно не ожидаешь, совершает такой поступок, за который ты его бесконечно уважаешь и любишь. Наша задача в том, чтобы зрители, сидящие в зале, понимали, что и они на такое способны. И актуальность материала, я считаю, в поиске своего назначения, в поиске смысла жизни.
- Кто является целевой аудиторией этого спектакля?
- Я думаю, это спектакль для широкой публики. Молодёжи будет интересно потому, что у нас можно будет узнать про Пушкина то, чего они ещё не знали, например. Или они посмотрят и задумаются о смысле жизни. Ведь необходимо понимать, что человек приходит в этот мир, чтобы совершить какой-то поступок. И этот поступок будет главным событием его жизни. И когда человека не станет, его будут вспоминать, как «человек, который сделал вот это». Для молодёжи этот спектакль о том, что жизнь не стихийна. Вижу, что в основном молодёжь стремится к тому, чтоб всё было легко. Потом они начнут понимать, что жизнь действительно сложная штука. И этот спектакль, надеюсь, сподвигнет их к тому, чтобы задуматься быстрее.
Поскольку в спектакле много флэшбеков (детсад, армия), и всё это советские времена, то, я думаю, старшее поколение сможет даже ностальгию испытать. Потому что есть узнаваемые вещи из той жизни, из молодости. И им тоже будет интересно задуматься о своей жизни, но уже в другом возрасте. Совершенно по-другому.
Нас очень часто заносит куда-то и мы думаем, что живём не здесь и сейчас, а в будущем: потом я что-то совершу, и вот сейчас я к этому готовлюсь. Самое сложное – делать важным то, что происходит сегодня, а не случится потом. Кто знает, может, и будущего-то не будет? В спектакле звучит песня группы «Аукцыон», где поётся «Завтра я ещё не умру. А кто его знает?». И ведь правда, кто знает, что там завтра произойдёт?
- Кто ещё, помимо Михаила Кузьмина, занят в спектакле?
Все артисты, кроме главного героя, проходят через перевоплощения, являясь разными персонажами. Главный герой возвращается в другое время, но всегда остаётся собой.
Нина Няникова предстаёт в образах безумной школьной учительницы. Также не менее безумной, но очень смешной воспитательницы детского сада. Она же трогательная мама главного героя. Она же девушка во дворе, потом ПТУ’шница в курилке. Она же Наталья Николаевна Гончарова. Она же Лера - любовь всей жизни главного героя. Она же одна из женщин, которая подстроила дуэль Пушкина - Идалия Полетика. Ещё Нина играет мужскую роль торговца книгами в 90-е.
А Александр Зимин и Александр Субботин, и стоящие в другом составе Иван Братушев и Дмитрий Беляков играют секундантов, дуэлянтов, одногруппников в детском саду, одноклассников в школе. Беляков/Субботин в разных составах играют Дантеса, в армии полковника, а Зимин/Братушев барона Геккерена и солдата Мамедова.
- Расскажите о сценографии спектакля, костюмах и музыкальном оформлении.
- Место действия нашего спектакля - место дуэли Пушкина. На это место приходит главный герой. Мы выстраиваем дуэльную дорожку, на которую ступает Питунин. Антураж создают болдинские пушкинские скамейки и две урны. Мизансцена у нас получается крестовая, - как бы дорога судьбы героя, и дорога бытовая. На самой сцене стоит четырёхметровый памятник Пушкину, он же мишень, в которую мы постоянно стреляем. Там тоже появляются некие образы (есть инфернальная история с Лерой в финале, а есть комические сцены вокруг Пушкина).
Костюмами является абсолютно обычная одежда, которая соответствует тем эпохам, в которых происходят события - это 19-й век, советское время и современные вещи.
Основной музыкальной темой является композиция группы «Аукцыон». Это душа спектакля. Есть музыкальная цитата из Ералаша. Мы дышим пост-модернизмом, поэтому есть узнаваемые вещи. Но основная тема Санкт-Петербурга создаётся музыкой Леонида Фёдорова. Она даёт этот воздух Петербурга и ощущение зыбкости пространства.
«Дал слово Пушкин «Весь я не умру!»
И весь не умер, как и обещал.
А Ленин тоже умер, но не весь.
И Сталин. Тоже ведь не весь он умер.
И мы пока что умерли не все.
А этому нас Пушкин научил.»
Фото - Алёна Головина