Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Андрей Тимошенко: «Спасти камер-юнкера Пушкина»

19.02.21

В Архангельском театре драмы готовится премьера спектакля по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина», которая состоится 25, 26 февраля. Режиссёр – Андрей Тимошенко.

«Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. Причём смешного до коликов. И текст смешной, и артисты смешно работают, и ситуации смешные. Но при этом всё выводится в серьёзность. И тем острее трагичность финала. Спектакль, я бы сказал, светло-трагический. По форме спектакль очень театральный, потому что наши артисты здесь играют по несколько ролей и делают это тонко, перевоплощаясь на глазах у зрителей. Невозможно будет не получить наслаждение от их мастерства, от галереи образов, которые они представляют зрителю», - прокомментировал Андрей Тимошенко.

Подробнее о спектакле – в интервью с режиссёром.

- О Пушкине много пишут и говорят уже сотни лет. Есть ли у этой истории особенный посыл, идея?

- Все говорят об этом человеке, - каким он стал великим, какую роль сыграл в истории русской литературы. А какой он был на самом деле, в обычной жизни? Александр Сергеевич действительно обладал недюжинным умом, силой духа. Об этом говорит не только его творчество, но и поступки. Мы привыкли говорить: «Пушкин - наше всё». А почему? Не каждому ведь расскажешь, что это первый поэт, кто начал писать стихи «человеческим», то есть, простым и понятным языком. Безусловно, он автор высокой поэзии. Но отличие её от творений авторов, живших до него, в том, что она наконец стала легко понятна людям. В этом Пушкин революционер.

- В пьесе Пушкин не заявлен как действующее лицо. Но спектакль и о нём тоже. Расскажите о сюжете повествования.

- Спектакль о судьбе человека, который прожил определённую часть своей жизни и считает, что она прошла впустую. Не знает, как жить дальше. Здесь уместна цитата Данте Алигьери «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу». Этакий кризис среднего возраста. Но интересно то, что такой кризис происходит у людей в разное время, даже и в 25 лет, если ты бурно и интересно живёшь: развиваешься, строишь планы…но в какой-то момент оказываешься в тупике. И ведь надо как-то двигаться дальше. В какой-то момент большинству из нас надо остановиться и проанализировать: «куда меня занесло?». Это касается и жизни, и творчества, и любви. Вопрос в том, куда человек вырулит. Потому он должен видеть смысл своей жизни. Герою пьесы удаётся найти и выполнить своё предназначение буквально у нас на глазах.

2021-02-07-124620080.jpg

Михаил Питунин (роль сыграет Михаил Кузьмин) проживает в спектакле свою жизнь с детского сада до средних лет. В момент переосмысления он пытается понять, что в его жизни было ценного. А вся его жизнь прошла под знаком Пушкина, причём большая часть - под негативным. Его проблемой стало то, что Пушкин возведён в некую икону, фетиш. Мы разрушаем этот миф, мы хотим вытащить живого человека, который был талантливым, простым, не очень красивым, но остроумным и поистине великим. Почему же он нам так дорог и важен, почему мы его так любим и жалеем? У нас в спектакле поэт представлен в виде мишени, центра притяжения. И герой, получается, любит Пушкина. Проанализировав свою жизнь, поняв, что дальше так жить нельзя, он готов умереть за Пушкина.

Мы начинаем спектакль тем, что Питунин приходит на место дуэли, чтобы закончить свою жизнь самоубийством, а потом задумывается и вспоминает, что в его жизни было важное событие - любовь. Он думает о том, можно ли было её сохранить, и как это надо было сделать. Он любил. Пусть безответно, но любовь - это дар. Именно этот эпизод осветил всю его жизнь. И он понимает, что за это нужно быть благодарным именно Пушкину. Именно в этот момент Михаил Питунин становится человеком, способным на подвиг.

Проживая судьбу героя Михаила Питунина, мы параллельно проживаем судьбу Пушкина. В каком-то плане мы даже просвещаем зрителя, потому что многие ведь не знают о многих событиях. У Питунина интерес не к литературному обезличенному Пушкину, а к живому человеку. В спектакле две параллельные жизни соединяются смертью Пушкина в 1837 году и смертью героя в пьесе, когда он «спасает» Пушкина. Он его по-настоящему любит, хоть пьеса и начинается со слов «Пушкина я возненавидел ещё в детстве».

2021-02-07-125051946.jpg

Мы стреляем в нашего Пушкина-мишень, он постоянно падает и встаёт. Получается такой непотопляемый Пушкин, потому что после всех выстрелов он поднимается. И мишень перестаёт падать после того, как Питунин встречает свою любовь - Леру. В этот момент герой начинает спасать поэта. Они вместе ищут пути, по которым можно было избежать дуэли. Это главная линия сюжета. И в итоге после того, как Питунин встречает Леру, они влюбляются и вместе ищут пути спасения Пушкина. Так жизнь героя проходит не зря.

- Жанр Вы определили как «история одного возможного подвига». Раскройте это обозначение.

Мы говорим о том, что любой человек способен на подвиг. У автора Михаила Хейфеца жанр определён как «история одного несостоявшегося подвига», а у нас – «возможного». Потому что, я считаю, каждый человек на это способен. Случается, что тот, от кого ты этого совершенно не ожидаешь, совершает такой поступок, за который ты его бесконечно уважаешь и любишь. Наша задача в том, чтобы зрители, сидящие в зале, понимали, что и они на такое способны. И актуальность материала, я считаю, в поиске своего назначения, в поиске смысла жизни.

- Кто является целевой аудиторией этого спектакля?

- Я думаю, это спектакль для широкой публики. Молодёжи будет интересно потому, что у нас можно будет узнать про Пушкина то, чего они ещё не знали, например. Или они посмотрят и задумаются о смысле жизни. Ведь необходимо понимать, что человек приходит в этот мир, чтобы совершить какой-то поступок. И этот поступок будет главным событием его жизни. И когда человека не станет, его будут вспоминать, как «человек, который сделал вот это». Для молодёжи этот спектакль о том, что жизнь не стихийна. Вижу, что в основном молодёжь стремится к тому, чтоб всё было легко. Потом они начнут понимать, что жизнь действительно сложная штука. И этот спектакль, надеюсь, сподвигнет их к тому, чтобы задуматься быстрее.

2021-02-06-113613235 (1).jpg

Поскольку в спектакле много флэшбеков (детсад, армия), и всё это советские времена, то, я думаю, старшее поколение сможет даже ностальгию испытать. Потому что есть узнаваемые вещи из той жизни, из молодости. И им тоже будет интересно задуматься о своей жизни, но уже в другом возрасте. Совершенно по-другому.

Нас очень часто заносит куда-то и мы думаем, что живём не здесь и сейчас, а в будущем: потом я что-то совершу, и вот сейчас я к этому готовлюсь. Самое сложное – делать важным то, что происходит сегодня, а не случится потом. Кто знает, может, и будущего-то не будет? В спектакле звучит песня группы «Аукцыон», где поётся «Завтра я ещё не умру. А кто его знает?». И ведь правда, кто знает, что там завтра произойдёт?

- Кто ещё, помимо Михаила Кузьмина, занят в спектакле?

Все артисты, кроме главного героя, проходят через перевоплощения, являясь разными персонажами. Главный герой возвращается в другое время, но всегда остаётся собой.

Нина Няникова предстаёт в образах безумной школьной учительницы. Также не менее безумной, но очень смешной воспитательницы детского сада. Она же трогательная мама главного героя. Она же девушка во дворе, потом ПТУ’шница в курилке. Она же Наталья Николаевна Гончарова. Она же Лера - любовь всей жизни главного героя. Она же одна из женщин, которая подстроила дуэль Пушкина - Идалия Полетика. Ещё Нина играет мужскую роль торговца книгами в 90-е.

2021-02-07-124829448.jpg2021-02-12-013727535.jpg2021-02-12-012842077.jpg

А Александр Зимин и Александр Субботин, и стоящие в другом составе Иван Братушев и Дмитрий Беляков играют секундантов, дуэлянтов, одногруппников в детском саду, одноклассников в школе. Беляков/Субботин в разных составах играют Дантеса, в армии полковника, а Зимин/Братушев барона Геккерена и солдата Мамедова.

2021-02-07-124528119.jpg2021-02-12-012942127.jpg

- Расскажите о сценографии спектакля, костюмах и музыкальном оформлении.

- Место действия нашего спектакля - место дуэли Пушкина. На это место приходит главный герой. Мы выстраиваем дуэльную дорожку, на которую ступает Питунин. Антураж создают болдинские пушкинские скамейки и две урны. Мизансцена у нас получается крестовая, - как бы дорога судьбы героя, и дорога бытовая. На самой сцене стоит четырёхметровый памятник Пушкину, он же мишень, в которую мы постоянно стреляем. Там тоже появляются некие образы (есть инфернальная история с Лерой в финале, а есть комические сцены вокруг Пушкина).

Костюмами является абсолютно обычная одежда, которая соответствует тем эпохам, в которых происходят события - это 19-й век, советское время и современные вещи.

Основной музыкальной темой является композиция группы «Аукцыон». Это душа спектакля. Есть музыкальная цитата из Ералаша. Мы дышим пост-модернизмом, поэтому есть узнаваемые вещи. Но основная тема Санкт-Петербурга создаётся музыкой Леонида Фёдорова. Она даёт этот воздух Петербурга и ощущение зыбкости пространства.

«Дал слово Пушкин «Весь я не умру!»
И весь не умер, как и обещал.
А Ленин тоже умер, но не весь.
И Сталин. Тоже ведь не весь он умер.
И мы пока что умерли не все.
А этому нас Пушкин научил.»


Фото - Алёна Головина

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
18+
История одного возможного подвига (основная сцена)
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: Андрей Тимошенко: «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

Пресс-служба: В Архдраме — премьера «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Надежды Петровой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+
Древнегреческий комикс по мифам Древней Греции (камерная сцена)
Режиссёр – Андрей Воробьёв

Продолжительность спектакля — 1 час 10 минут (без антракта)

В спектакле соединились два мифа – миф о похищении Персефоны Аидом и миф об Орфее и Эвридике.

Спектакль обращается к теме любви в её исконном понимании. Мы часто в жизни произносим слово «любовь», признаемся в любви, но понимаем ли мы о чем говорим? Мифы, древняя энциклопедия человеческих страстей, помогут разобраться в этом чувстве. Рано или поздно любовь настигает всех, будь то боги или обыкновенные люди: она дает удивительную силу и приближает обычных людей к божеству, ставит их наравне с богом.

«Жанр мы обозначили как «древнегреческий комикс». Это будет смешение жанров от клоунады до серьёзных драматических кусков, от комедии de l’arte до гротесковой трагедии. Мне хотелось бы намешать коктейль, в котором соберутся совершенно разные театральные жанры и способы существования артистов. В спектакле задействованы четыре актёра – это бродячая труппа античного театра. Это важный акцент, мы играем не богов и смертных, которые описаны в мифах, а мы играем актёров древнегреческого театра, которые играют этих персонажей. На словах выходит какая-то очень сложная дуга, но на деле это получается интересно», - объясняет режиссер Андрей Воробьёв.



Премьера состоялась 2 апреля 2021 года.

Инсценировка, сценография, костюмы, муз. оформление - Андрей Воробьёв
Художник по свету - Максим Надеев
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ О СПЕКТАКЛЕ:

ИА Регион 29: «О театре с любовью: в «архдраме» произошли «Метаморфозы»

Отзыв Андрея Петрова (режиссёр театра «Балаганчик»)

ИА NEWS 29: «О любви и немножко о театре: в Архдраме прошла премьера спектакля «Метаморфозы»


Подробнее
16+
Трагедия (основная сцена)
У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 2 часа 45 минут (с одним антрактом)

- «Гамлет» - это испытание на зрелость для меня, труппы, производственных цехов и даже для дирекции. Постановка этой трагедии - вершина, на которую мы замахнулись. И от неё захватывает дух. Это вдохновляет так же, как горы, как лёд, как ветер! - говорит режиссёр спектакля Андрей Тимошенко.

По словам режиссёра, «Гамлет» - спектакль для мыслителей. Зритель должен быть готов к обмену энергиями, к переменам внутри себя. Несмотря на грандиозность сценографии, эта постановка не для тех, кто идёт за зрелищностью, а для тех, кто действительно захочет понять, о чём Шекспир и о чём мы.

«…И помимо содержания, соблюдая основные законы театра: «о чем?» и «ради чего?» мы рассказываем эту историю детям, - это должно быть еще и ярко, красочно. Например, «Гамлет» Архангельского театра драмы – великолепная постановка, это классика, которая вечна и всегда современна. И в то же время это интересно, зрелищно», - н.а. РФ Сергей Безруков.

*Лауреат III Международного Большого детского фестиваля. Спецприз художественного руководителя фестиваля Сергея Безрукова (2020 г.)


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра о репетициях фехтования
Пресс-служба театра о создании костюмов
Пресс-служба театра о хореографии и пластических рисунках в спектакле
«Регион 29»: интервью с исполнительницами роли Офелии
«Регион 29»: интервью с исполнителем роли Гамлета
«Правда Севера»: «Век вывихнут...»
«Регион 29»: Брызги, убийство Офелии и теории заговора: «Гамлет» архангельского драмтеатра раскрыл тайны датского заговора
Журнал «Театр»: Мария Францева об Архдраме и «Гамлете» Андрея Тимошенко
«Петербургский театральный журнал»: ЕСТЬ МНОГОЕ НА СВЕТЕ, ДРУГ ГОРАЦИО: ТЫ, ИНТРИГАН, ОФЕЛИЮ УТОПИЛ…
Журнал «PLUS»: Иван Братушев: Я получил эту роль
ИД «Северная неделя»: Архангельский «Гамлет». Премьера в областном театре драмы

Сценограф - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Олег Щукин
Балетмейстер - Алишер Хасанов
Сценический бой - Владимир Гончаров
Художник по свету - Ольга Раввич
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоялась 28 сентября 2019 года

Подробнее