В Архдраме случились «Метаморфозы»
В Архангельском театре драмы имени М.В. Ломоносова состоялась необычная премьера — микс комикса и медитации. За медитацию отвечает ритмическая музыка, пластика артистов, рассеянный свет, ходьба по кругу. За комикс — ироничные этюды, карикатурность образов, монтаж мифов. Уникальное и рискованное сочетание от сибирского режиссёра Андрея Воробьева, которое потянуло за собой зрителей и создало магию театра.
Инсценировка создана по двум мифам Древней Греции — миф о похищении Персефоны Аидом и миф об Орфее и Эвридике. Новый спектакль Архдрамы стал результатом лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз» (автор проекта Андрей Тимошенко).
Перед спектаклем Андрей Воробьёв предупреждает: на сцене — не боги, а древнегреческие бродячие артисты, которые играют богов. Вероятно, благодаря такому допущению пафос и трагизм, заложенные в античный текст, у современного зрителя легче укладываются и быстрее дают ростки. Так постепенно, медитативно спектакль погружает в тему природной сущности любви: любви жертвенной, любви материнской, любви вечной, любви инфернальной, любви, которая сильнее всех социальных устоев, любви обреченной. «Это счастливый момент», «Я здесь для тебя», «Я знаю, что ты здесь, и я очень счастлив», «Я стараюсь, пожалуйста, помоги мне», —рефреном, как заклинание любви, произносят артисты со сцены. Что значат эти слова для современного человека? После просмотра спектакля они определенно обретут сильный метафизический смысл.
«Чтобы разгадать этот спектакль, нужно подойти больше со стороны семиотики, чем герменевтики: очень много условного, очень много символов, знаков посреди разлитой любви и радости игры, которую искренне неприкрыто испытывают и показывают актеры Нина Няникова, Екатерина Зеленина, Иван Братушев и Михаил Кузьмин. Мистичности добавляет свет от Максима Надеева», —прокомментировал директора Архдрамы Сергей Самодов.
Есть в этом спектакле таинственность, символичность и многозначность: эффект, который не описать словами, а доступен только мистически-интуитивному постижению на месте события — из зрительного зала. «Не буду ничего говорить про работу над спектаклем, чтобы не разрушить ту атмосферу театра и любви, которую мы пытались создать. Думаю, что если рассказать из каких винтиков она состоит, то она тут же упорхнёт куда-то», — поделилась актриса Нина Няникова.
Напомним, что античный материал всегда привлекал режиссёров Архдрамы, в репертуаре театра на основе древнегреческой семейной коллизии поставлен спектакль «Амфитрион» (режиссёр Владимир Хрущёв). А спектакль «Царь Эдип. Прозрение» (режиссёр — Андрей Тимошенко) — один из самых титулованных в репертуаре театра. Так же в этом сезоне появился и детский спектакль, основанный на древнегреческой мифологии», «Сказка об Одиссеи» (режиссёр —Андрей Гогун).