Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»

19.04.21
Стать свидетелем расследования великой тайны зрители Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова смогут 7 и 8 мая на премьере спектакля «КАРАМАЗОВЫ. МЫТАРЬ». В преддверии премьеры режиссёр спектакля, автор инсценировки Алексей Ермилышев рассказал о том, почему выбрал именно линию Дмитрия Карамазова и раскрыл некоторые постановочные секреты.

 — В какую эпоху происходит действие?

 — Я не люблю, когда в спектаклях совсем меняют эпоху и таким образом начинают причесывать источник под современность и даже перестраивать сюжет. В «Мытаре» угадывается XIX век, например, в костюмах — длинные юбки, шляпы, корсеты, но это не точное совпадение, не реконструкция. Я решил стереть время, потому что оно становиться по сути неважным, главное — это то, что происходит в душе мытаря. Например, пистолеты, которые выкупает Митя, у нас начала XX века, хотя в источнике это дуэльные пистолеты. Лаконичная сценография так же не дает привязки к определённому месту действия. Все происходит вне времени и пространства, если бы человек остался наедине со своими страхами, мыслями, верой. Это место, где все сожжено, где ничего уже нет, осталась полная безнадёга. Принимая на себя муку, Дмитрий спасает свою душу.

 — Одна из основных тем в произведениях Достоевского — это отношения церкви, человека и общества? Эта тема раскрывается в спектакле?

— Я взял очень светскую историю: выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе и правда много богословских высказываний и персонажей — монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару. При этом, конечно, интересно посмотреть, как институт веры и институт гражданского общества  в романе вступают в серьёзное противоречие, потому что это реалии и сегодняшнего дня.

В итоге каждый человек остается наедине с собой и только он решает, какой выбор делает. Поэтому путь Дмитрия мне очень импонирует. Представьте, в следствии много зацепок, благодаря которым Дмитрий мог бы спастись. Ему даже подкидывают эти возможности, помогают наклонить в сторону аффекта. В то время появились только-только суды присяжных, было модным оправдывать преступников, показывать великодушие государственной машины. «Вы были в беспамятстве?», — спрашивает адвокат Дмитрия. Он не соглашается, потому что соврать —  это против чести, хотя бы и помогло для спасения своего тела, но не для спасения своей души.

 — У Достоевского преступление — это катализатор того, что скрыто внутри человека. В наше время это актуально?

 — Это актуально всегда, эти вопросы вечны и будоражат человечество с самого зарождения, начиная с Каина. Но тогда, если человек совершил преступление, то для всех очевидно, что это явное зло, сейчас же граница между добром и злом стирается. Мы знаем такие истории, когда В 90-е годы преступник только что убил человека, а потом идет свечку ставить. Как это уживается в человеке?

 — Какая команда работает над спектаклем?

 — Лаконичную и символичную сценографию создаёт Андрей Тимошенко, монохромные костюмы от Ирины Титоренко, завораживающий свет от Ольги Раввич и видеомеппинг от Сергея Жигальцова. Декорации минималистичны, в центре огромный стол в виде креста, который трансформируется и по-разному используется актёрами.

 — Сильно ли изменился текст первоисточника?

 — Сам текст романа я никак не менял. Инсценировка — это нелинейный монтаж диалогов, сцен, связанных с Дмитрием Карамазовым. Тоже самое и с персонажами  — это те герои, которые хоть как-то влияли на его поступки и решения. Форма повествования — это следственный эксперимент, выяснение всех обстоятельств дела.
Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Подробнее
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.


В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее