Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».

28.04.21

В преддверии премьеры в Архангельском театре драмы «Карамазовы. Мытарь» мы поговорили с художником по костюмам спектакля Ириной Титоренко о том, как выстраивается внешний образ персонажей.

По словам режиссёра Алексея Ермилышева, в спектакле время будто стёрто, всё происходит вне времени и пространства. Как костюмы помогают отобразить эту идею?

— Аутентичность костюмов определенной эпохе, соблюдение исторической правды или погружение в другие реалии следует за решением режиссёра в отношении пьесы, которая почти всегда имеет определенный исторический контекст.

«Братья Карамазовы» написаны с эпоху, когда лозунг «Религия есть опиум для народа!» еще не прозвучал, а в воззвании «За Веру, Царя и Отечество!» — Вера еще писалась с заглавной буквы и стояла на первом месте. Это и есть — главное.

Уверена, говоря о неопределенности времени, Алексей имел ввиду, что в спектакле мы не следуем канонам моды, не стараемся детально воспроизвести в костюмах конкретное десятилетие XIX века. Костюмы — это «вольный перевод» эпохи, это обобщённое восприятие того времени с точки зрения современного человека. Конечно, это история русская; это наши страсти, наши страдания.

Надеялась в костюмах не искать историческую достоверность, а выразить свое понимание характеров героев Достоевского, выявить определенные архетипы.

— В спектакле есть актеры, которые исполняют несколько ролей (например, Павел Каныгин — Пётр Перхотин; Пётр Калаганов; Кузьма Самсонов; Лягавый). Выходит, один актёр несколько раз за спектакль меняет образ? Как это проявляется в костюмах?

— Режиссёр хотел, чтобы история развивалась «на глазах» у зрителя, чтобы кинематографический эффект со сменой мест действия и персонажей достигался за счет легкой, почти мгновенной смены образов-костюмов, чтобы образы были «контрастны» для одного актёра: иными словами, чтобы смена костюма актера для зрителя безусловно выражала другой персонаж. У каждого актёра, играющего несколько ролей, определен главный персонаж, от которого «отсчитываются» остальные. Но в основе практически всех костюмов лежат почти монашеские облачения: черные рубашки и брюки-юбки, на которые по мере повествования «набираются» детали.

Какие ещё цвета вы выбирали? В эскизах есть красные а-ля цыганские юбки...

—  Отдельной группой с введением напряженного красного стоят костюмы отца Карамазовых, Грушеньки и девок в Мокром. В сцене гуляний в селе Мокром актрисы раздеты до нижних сорочек, вместо традиционных сарафанов на них огромные в два «солнца» юбки, которые должны «танцевать» вместе с актрисами. Вы правильно, уловили, здесь есть аллюзии на что-то безудержно-цыганское, именно таков градус веселья в этой сцене. Насыщенно декоративны костюмы польских офицеров, но опять же нет на них ни настоящей формы со знаками различия, ни офицерских фуражек только кричащий декор на куртках, да лихие кепи. Не буду спойлерить сюжет для непосвященных, костюм связан с характерами персонажей и отношением в то время к иноземцам.

С чем ещё вы столкнулись в процессе работы над спектаклем?

— В спектакле есть тема «обнажения»; не оголения тела, а снятия покровов. Дмитрия раздевают до исподнего в суде, девки раздеты, потому, что в момент апокалиптического веселья они не люди, а функции; отец Карамазовых под пальто только в белье —так как он так и прожил до конца в младенческом эгоизме, гол под шубой и пьяный купец — осталось от человека одно тело. Можно много комментировать и разъяснять, но судьями все равно станут зрители, только зрители скажут уловили ли они наше послание и в какой степени оно затронуло их душу.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Подробнее
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.


В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее