Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

#времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон

27.09.21

В Архангельском театре драмы имени М.В. Ломоносова открыли 89-й театральный сезон. Начинать творческий год с серьёзного материала для Архдрамы стало уже традицией. Премьерой нового сезона стал «Доктор Живаго» в постановке Андрея Тимошенко. В работе над спектаклем было решено уйти от мелодрамы и сместить акценты в область вечных тем и нравственного выбора между добром и злом, честью и бесчестьем, любовью и долгом. Смерти нет - вот главная идея нового спектакля, которая выражена в философии и стихах Юрия Живаго.


2021.09.23 Доктор Живаго-1.jpgфотография
Андрей Тимошенко




«Смерть есть для тех, кто разрушает. А для созидателей её нет. Это самая главная мысль, которую утверждает и к которой приходит Юрий Живаго. Отмеренный отрезок приходится на тот период, который дарован Богом. У человека нет другой жизни. Даже в такой сложный период войн и революций, когда рушатся миры и взаимоотношения, когда вокруг умирают люди, он должен его прожить его достойно. Каждую секунду он делает выбор между добром и злом, и не всегда может быть правильный. Это его путь. Поэтому и у нас Юрий Живаго не умирает. Физически - да. Банально, в переполненном трамвае. Хотя и в этом очень много символизма, и перекличек с судьбой его отца. Но всё же он остаётся жив - в своих стихах, в своей философии. Самый главный посыл наш, что смерти нет»,Андрей Тимошенко, главный режиссёр театра.

 

Главную роль в постановке сыграл Дмитрий Беляков - не только актёр, но и поэт. Для него поэтический язык романа оказался особенно близок.

«Юрий Андреевич Живаго удивительным образом даже в смерти видит красоту. Взгляд на окружающую реальность сквозь поэзию, мне кажется, именно эта особенность восприятия жизни стала тем «позвоночным стержнем», опираясь на который, Юрий Живаго смог пройти сквозь войну и революции, не сгибаясь под давлением времени, сохранив верность своим убеждениям и стойкость ко всем внешним, насильно ломающим дух, событиям», - делится Дмитрий Беляков

2021.09.23 Доктор Живаго-16.jpg2021.09.23 Доктор Живаго-229.jpg2021.09.23 Доктор Живаго-316.jpg

Важной задачей при работе над спектаклем было сохранить поэтический рисунок  романа, перевести стихи и мелодику Пастернака на язык театра. Большую роль в этом сыграло музыкальное оформление, над которым работал хормейстер Олег Щукин. Это уже седьмая совместная работа мастера с театром, в которой он отмечает, что труппа Архдрамы становится всё более и более музыкальной.

«Роман написан в интеллигентско-дворянской эстетике, тем не менее он и про народ тоже. Про Россию невозможно сказать не сказав про народ. Мне важно было выразить как раз эту сторону. Поэтому у нас в постановке много народно-хоровых песен: разбойничья, трудовая, баррикадная, рождественская. В песне выражена русская соборность. Когда люди поют - они объединяются, соотносятся вибрациями, входят в гармонию. Раньше люди постоянно пели вместе: на любом застолье, в работе, во время отдыха. Это было естественное состояние человека. Сейчас мы это утратили, но в искусстве это где-то ещё живёт», - прокомментировал Олег Щукин

2021.09.23 Доктор Живаго-304.jpg

Актёры говорят со зрителем не только при помощи текста, но и через движение. Работа была очень разноплановой - передать боль утраты в сценах похорон, создать атмосферу максимальной близости и нежности, выразить агрессию и жестокость войны и революции. Постановкой пластических решений в спектакле занимались Мария Большакова, хореограф Михайловского театра в Санкт-Петербурге, и её ученица Екатерина Плешкова. Свою задачу они видели в том, чтобы «кристаллизовать» задумки режиссёра и реализовать потенциал артистов.

«Задача хореографа — пластикой создать атмосферу. То есть, найти пластический эквивалент тому, что говорит главный герой. Нам надо найти говорящие положения, повороты. Они должны быть лаконичны и очень просты, но должны нести в себе конкретную информацию, которая нужна в конкретный момент спектакля», — отмечает Мария Большакова.

2021.09.23 Доктор Живаго-32.jpg2021.09.23 Доктор Живаго-290.jpg2021.09.23 Доктор Живаго-240.jpg

Екатерина Плешкова в прошлом году окончила магистратуру РГПУ им. Герцена и в Архангельском театре драмы впервые попробовала себя в качестве балетмейстера. На премьерных показах спектакля ей пришлось заменить заболевшую актрису, поэтому свою работу она смогла увидеть изнутри. Екатерина рассказывает о неожиданной для себя роли. 

«Когда ты находишься со стороны балетмейстера, то смотришь на всё общим планом, думаешь за всех. А когда ты внутри, видишь уже конкретную задачу, действуешь за себя. Порой очень хочется посмотреть на эту сцену со стороны, возможно, что-то где-то скорректировать. Это очень интересный опыт - нужно переключиться и начать другую работу. Но будучи на сцене в роли актёра, я поняла, что ничего не хотела бы поменять»

2021.09.23 Доктор Живаго-94.jpg
Премьерным спектаклем Архангельский драматический открывает сезон и настраивается на “время живаго”. Театр готовит много живого материала: новые спектакли, гастроли, творческие лаборатории и театральные эксперименты. О сюрпризах, которые ждут зрителя, рассказывает директор театра Сергей Самодов.

«Впереди шесть интересных премьер. Начнём с «Доктора Живаго» режиссёра Андрея Тимошенко, к новогодним праздникам подготовим две детские, классические истории: «Красная шапочка» (реж. Андрей Гогун) и «Том Сойер» (реж. Михаил Кузьмин). В 2022 году мы представим свежее прочтение грузинской комедии «Ханума» и серьёзную польскую драму «Наш класс», которые готовит режиссёр  Михаил Кузьмин. Кроме того в работу пошли все три эскиза лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз». Это «Сказка об Одиссее», «Метаморфозы», и вот сейчас будет выпущен третий спектакль - «Прометей»».

На сцене Архангельского театра драмы можно будет увидеть несколько экспериментальных спектаклей, в которых зритель окажется в непривычной для себя роли и попробует новый способ взаимодействия с театром.

«Таким будет спектакль-playbook |общее место|, в котором не будет ни артистов, ни сцены, ни декораций, а всё действие заменят записи дневника. Таким будет и спектакль без актёров «Sender unknown» («Отправитель неизвестен»), который мы покажем весной. Это спектакль, который может вообще не начаться, а может продлиться до трёх и более часов - всё будет зависеть от самих зрителей», комментирует директор

В 89-м театральном сезоне труппа продолжит сотрудничество с федеральной программой «Большие гастроли» и на несколько дней в октябре поменяется сценами с театром Ижевска. А  18 октября актёры Архдрамы покажут спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» в Москве, а в ноябре в планах представить столичному зрителю «Сказки об Одиссее».

“Мы видим, что зритель сейчас соскучился по театру. Возможно даже больше, чем в прошлом году после жёсткого периода самоизоляции. Это говорят цифры и аналитика покупки билетов. И мы рады, что нам есть, что предложить - достойные работы, интересные исполнители - много того, что принято называть must see. Готовим много того, что будет откликаться, будоражить, побуждать искать ответы на вопросы о мире и себе самих», - подытожил Сергей Самодов.



Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
6+

Легенда (основная сцена)
Р. Киплинг
Режиссёр - Михаил Кузьмин

Продолжительность — 1 час 30 минут (без антракта)

Вдохновлённый фильмами Гая Ричи и компьютерной игрой «Horizon», Михаил поставил спектакль с возрастным ограничением 6+.  

Несмотря на то, что спектакль рассчитан на детскую аудиторию, по задумке режиссёра это очень драматическая, трогательная и серьёзная постановка. Безусловно, зрителя ждёт и юмор, и зрелище. «Спектакль получился многослойным, и это меня радует. Помимо темы ответственности в историю заложено много всего. А роль режиссёра для меня испытание, пусть и приятное. Мне нравится, когда нужно быть всегда включенным в процесс. Я рад, что в спектакле, хоть он и детский, получилось много смыслов, символов. Его можно разгадывать, рассуждать», - Михаил Кузьмин.


«У режиссёра были конкретные запросы к ключевым картинам: когда волки собираются на свой совет – один свет из совета в совет, для Шер-Хана всегда – красный, и т.д. Какими цветами, какими приборами, с какого угла подсвечивать декорации – моё решение. И в целом, поскольку на сцене джунгли, световое решение должно было быть тёмным с какими-то акцентными деталями. Стараюсь сделать так, чтобы читался рельеф. Это уже складывается из опыта. Я считаю, у нас всё получилось», - Ольга Раввич, художник по свету.


«Во время репетиций бывали перестановки. Например, соответственно пластическим возможностям из стаи волков переходили к бандар-логам, и наоборот. Бралась за основу индивидуальность артистов труппы. А я считаю, что у вас очень способная труппа», - Александр Любашин, хореограф.


«При создании костюмов не хотелось прямой иллюстрации - зверей с ушками, хвостиками и прочим. Хотелось, чтоб зверь получался в совокупности поведения, движения и костюмов. Всего несколько животных можно было сделать ярче, чем сами джунгли, ведь вообще звери прячутся внутри леса, потому должны быть в гамме. Предполагали сразу, что будет много движения, поэтому костюмы должны не только не мешать, но и помогать доигрывать движения», - Ирина Титоренко, художник по костюмам.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Новогодняя кампания в Архдраме: «Маугли» и «Сказка об Одиссее»

«Регион 29»: Возвращение блудного сына, или джунгли навсегда: в архангельском театре драмы идёт спектакль-легенда о Маугли

ГТРК «Поморье»: «Маугли» и «Сказка об Одиссее»

«Всвязке-юниор» телеканала «Регион 29»: премьера «Маугли» и «Сказка об Одиссее»

Время приключений: Юлия Клейман о «Маугли» и «Сказке об Одиссее»


Премьера состоялась 24 декабря 2020 года.


Инсценировка - Михаил Кузьмин

Сценография - Андрей Тимошенко

Костюмы - Ирина Титоренко

Хореография - Александр Любашин

Композитор - Леонид Лещёв

Художник по свету - Ольга Раввич

Спектакль ведёт Юлия Сядей


Подробнее
12+

Реставрация в одном действии (камерная сцена)
А. Твардовский
Режиссёр — Алексей Ермилышев 


Продолжительность — 1 час 45 минут (без антракта)


Спектакль — попытка восстановить в памяти мифического героя Василия Тёркина, героя эпоса и в то же время — героя живого, настоящего. Как реставраторы возвращают к жизни, казалось бы, навсегда утраченную фреску, слой за слоем восстанавливая древнее изображение, так и четверо актеров разыграют этот текст — сначала в шутку, а затем… и сами не заметят, как он приобретёт для них глубокий смысл. Неслучайно жанр спектакля — реставрация в одном действии.


Тихоновец, критик
       Татьяна Тихоновец, театральный критик:

«Грамотно сделанная, правильная сценография, дающая возможность сочинить из неё всё, что угодно. Редко ставят „Тёркина на том свете“. Этот переход меня вдохновил. Я видела много „Тёркиных“, но впервые встречаю в театре, чтобы эту часть включили в постановку, да ещё и закончили ей, без пафоса. Это совершенно другой Тёркин, совершенно другой Твардовский».



*Спектакль стал лауреатом в номинации «Ни пуха, ни пера» на фестивале «Подмосковные вечера» (Мытищи, 2016 г.)

*Спектакль получил главный приз на фестивале «У Троицы» (Сергиев Посад, 2017 г.)

*Спектакль участвовал в престижном фестивале «Уроки режиссуры. Биеннале театрального искусства» (Москва, 2017 г.)

*Спектакль вошел в программу федерального проекта «Театральная Россия»



Конкурс рецензий Биеннале театрального искусства:

Лизавета Исаева

Варя Андреева


СМИ о спектакле:

«Регион-29»: Самый крутой за 85 лет

Газета «Известия»: Василия Теркина сыграли на троих

Журнал «Театрал»: Вот стихи, а все понятно, все на русском языке

«Регион 29»: «Василий Тёркин» архангельского драмтеатра взял гран-при международного фестиваля

«Правда Севера»: Спектакль Архангельского драмтеатра завоевал Гран-при международного фестиваля

Газета «МК в Архангельске»: «Василий Тёркин» Архангельского драмтеатра взял гран-при на международном фестивале

«Правда Севера»: Архангельский театр драмы показал «Василия Тёркина» к 23 февраля


Премьера состоялась 1 мая 2015 года


Сценография и костюмы — Андрей Тимошенко
Спектакль ведет Наталья Афонина


Подробнее
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее