Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

#времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон

27.09.21

В Архангельском театре драмы имени М.В. Ломоносова открыли 89-й театральный сезон. Начинать творческий год с серьёзного материала для Архдрамы стало уже традицией. Премьерой нового сезона стал «Доктор Живаго» в постановке Андрея Тимошенко. В работе над спектаклем было решено уйти от мелодрамы и сместить акценты в область вечных тем и нравственного выбора между добром и злом, честью и бесчестьем, любовью и долгом. Смерти нет - вот главная идея нового спектакля, которая выражена в философии и стихах Юрия Живаго.


2021.09.23 Доктор Живаго-1.jpgфотография
Андрей Тимошенко




«Смерть есть для тех, кто разрушает. А для созидателей её нет. Это самая главная мысль, которую утверждает и к которой приходит Юрий Живаго. Отмеренный отрезок приходится на тот период, который дарован Богом. У человека нет другой жизни. Даже в такой сложный период войн и революций, когда рушатся миры и взаимоотношения, когда вокруг умирают люди, он должен его прожить его достойно. Каждую секунду он делает выбор между добром и злом, и не всегда может быть правильный. Это его путь. Поэтому и у нас Юрий Живаго не умирает. Физически - да. Банально, в переполненном трамвае. Хотя и в этом очень много символизма, и перекличек с судьбой его отца. Но всё же он остаётся жив - в своих стихах, в своей философии. Самый главный посыл наш, что смерти нет»,Андрей Тимошенко, главный режиссёр театра.

 

Главную роль в постановке сыграл Дмитрий Беляков - не только актёр, но и поэт. Для него поэтический язык романа оказался особенно близок.

«Юрий Андреевич Живаго удивительным образом даже в смерти видит красоту. Взгляд на окружающую реальность сквозь поэзию, мне кажется, именно эта особенность восприятия жизни стала тем «позвоночным стержнем», опираясь на который, Юрий Живаго смог пройти сквозь войну и революции, не сгибаясь под давлением времени, сохранив верность своим убеждениям и стойкость ко всем внешним, насильно ломающим дух, событиям», - делится Дмитрий Беляков

2021.09.23 Доктор Живаго-16.jpg2021.09.23 Доктор Живаго-229.jpg2021.09.23 Доктор Живаго-316.jpg

Важной задачей при работе над спектаклем было сохранить поэтический рисунок  романа, перевести стихи и мелодику Пастернака на язык театра. Большую роль в этом сыграло музыкальное оформление, над которым работал хормейстер Олег Щукин. Это уже седьмая совместная работа мастера с театром, в которой он отмечает, что труппа Архдрамы становится всё более и более музыкальной.

«Роман написан в интеллигентско-дворянской эстетике, тем не менее он и про народ тоже. Про Россию невозможно сказать не сказав про народ. Мне важно было выразить как раз эту сторону. Поэтому у нас в постановке много народно-хоровых песен: разбойничья, трудовая, баррикадная, рождественская. В песне выражена русская соборность. Когда люди поют - они объединяются, соотносятся вибрациями, входят в гармонию. Раньше люди постоянно пели вместе: на любом застолье, в работе, во время отдыха. Это было естественное состояние человека. Сейчас мы это утратили, но в искусстве это где-то ещё живёт», - прокомментировал Олег Щукин

2021.09.23 Доктор Живаго-304.jpg

Актёры говорят со зрителем не только при помощи текста, но и через движение. Работа была очень разноплановой - передать боль утраты в сценах похорон, создать атмосферу максимальной близости и нежности, выразить агрессию и жестокость войны и революции. Постановкой пластических решений в спектакле занимались Мария Большакова, хореограф Михайловского театра в Санкт-Петербурге, и её ученица Екатерина Плешкова. Свою задачу они видели в том, чтобы «кристаллизовать» задумки режиссёра и реализовать потенциал артистов.

«Задача хореографа — пластикой создать атмосферу. То есть, найти пластический эквивалент тому, что говорит главный герой. Нам надо найти говорящие положения, повороты. Они должны быть лаконичны и очень просты, но должны нести в себе конкретную информацию, которая нужна в конкретный момент спектакля», — отмечает Мария Большакова.

2021.09.23 Доктор Живаго-32.jpg2021.09.23 Доктор Живаго-290.jpg2021.09.23 Доктор Живаго-240.jpg

Екатерина Плешкова в прошлом году окончила магистратуру РГПУ им. Герцена и в Архангельском театре драмы впервые попробовала себя в качестве балетмейстера. На премьерных показах спектакля ей пришлось заменить заболевшую актрису, поэтому свою работу она смогла увидеть изнутри. Екатерина рассказывает о неожиданной для себя роли. 

«Когда ты находишься со стороны балетмейстера, то смотришь на всё общим планом, думаешь за всех. А когда ты внутри, видишь уже конкретную задачу, действуешь за себя. Порой очень хочется посмотреть на эту сцену со стороны, возможно, что-то где-то скорректировать. Это очень интересный опыт - нужно переключиться и начать другую работу. Но будучи на сцене в роли актёра, я поняла, что ничего не хотела бы поменять»

2021.09.23 Доктор Живаго-94.jpg
Премьерным спектаклем Архангельский драматический открывает сезон и настраивается на “время живаго”. Театр готовит много живого материала: новые спектакли, гастроли, творческие лаборатории и театральные эксперименты. О сюрпризах, которые ждут зрителя, рассказывает директор театра Сергей Самодов.

«Впереди шесть интересных премьер. Начнём с «Доктора Живаго» режиссёра Андрея Тимошенко, к новогодним праздникам подготовим две детские, классические истории: «Красная шапочка» (реж. Андрей Гогун) и «Том Сойер» (реж. Михаил Кузьмин). В 2022 году мы представим свежее прочтение грузинской комедии «Ханума» и серьёзную польскую драму «Наш класс», которые готовит режиссёр  Михаил Кузьмин. Кроме того в работу пошли все три эскиза лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз». Это «Сказка об Одиссее», «Метаморфозы», и вот сейчас будет выпущен третий спектакль - «Прометей»».

На сцене Архангельского театра драмы можно будет увидеть несколько экспериментальных спектаклей, в которых зритель окажется в непривычной для себя роли и попробует новый способ взаимодействия с театром.

«Таким будет спектакль-playbook |общее место|, в котором не будет ни артистов, ни сцены, ни декораций, а всё действие заменят записи дневника. Таким будет и спектакль без актёров «Sender unknown» («Отправитель неизвестен»), который мы покажем весной. Это спектакль, который может вообще не начаться, а может продлиться до трёх и более часов - всё будет зависеть от самих зрителей», комментирует директор

В 89-м театральном сезоне труппа продолжит сотрудничество с федеральной программой «Большие гастроли» и на несколько дней в октябре поменяется сценами с театром Ижевска. А  18 октября актёры Архдрамы покажут спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» в Москве, а в ноябре в планах представить столичному зрителю «Сказки об Одиссее».

“Мы видим, что зритель сейчас соскучился по театру. Возможно даже больше, чем в прошлом году после жёсткого периода самоизоляции. Это говорят цифры и аналитика покупки билетов. И мы рады, что нам есть, что предложить - достойные работы, интересные исполнители - много того, что принято называть must see. Готовим много того, что будет откликаться, будоражить, побуждать искать ответы на вопросы о мире и себе самих», - подытожил Сергей Самодов.



Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
8+
Научный спектакль (основная сцена)
Режиссёры — Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова 
Театр «Трикстер» (Москва) 

Продолжительность — 45 минут (без антракта) 

Спектакль «Как создать вселенную» театральной компании «Трикстер» — это научный, хореографический спектакль, основанный на одной из научных теорий, а именно теории большого взрыва.  В спектакле использованы элементы цирка, пластического и драматического театра. Зритель погрузится в фантастический мир, где нет времени и пространства, нет неба и земли, только бесконечность космоса.  Ничто не покоится без дела, все находится в движении, меняет форму и состояние. Ничто не является абсолютным и непреложным. Мы и вселенная состоим из одного и того же материала, и нет ничего в нас, чего не было бы во вселенной. Мы и она похожи, разница лишь в отборе выразительных средств.


Создание вселенной началось и не прекращается до сих пор. Все участвует в ее создании. Колоссальная энергия скрыта во всем, что нас окружает. Будь то цветы или растения, крошечные атомы обладают силой, способной стереть с лица земли города. А в одном человеке содержится заряд, способный родить вселенную. Будущее уже наступило, и нам осталось только перестать жить прошлым. И вступить в новый мир, твердо смотря в завтра. Все в наших руках.



Режиссёр - постановщик — Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова

Художник-постановщик — Ольга Бекрицкая, Елена Бекрицкая

Хореограф — Екатерина Кислова

Художник по свету — Антон Гордиенко

Продюсер — Мария Литвинова

Композитор — Максим Сергеев

Ассистент режиссера — Эльвира Гарибова

Администратор — Надежда Комарова


Партнер проекта Международный фестиваль искусств «Вдохновение».



Подробнее
16+
Пьеса (Абрамовский зал) 
Н. Коляда
Режиссёр — Иван Братушев 

Продолжительность — 1 час 20 минут (без антракта) 

Сюжет пьесы «Венский стул» строится на необычных обстоятельствах, в которых оказались абстрактные он и она. Героев пьесы поместили в комнату, далекую от каких-либо конкретных жизненных реалий и опознавательных знаков. Единственным предметом в пустом помещении оказывается венский стул. Где именно очутились персонажи? Почему это с ними произошло? И чем это для них обернётся? Одноактная пьеса «Венский стул» Николая Коляды рассказывает о мужчине и женщине волей случая встретивших друг друга.

«Довольно сентиментальный сюжет пьесы Николая Коляды мы поместили в жёсткие предлагаемые обстоятельства лабораторного эксперимента, проводимого над двумя людьми. Зрителю мы предложим стать его участниками. А каким образом, что за эксперимент и кто его проводит — узнаете, когда придёте на спектакль. Говорить мы будем, конечно, о любви, о её хрупкости, об одиночестве как «душевной слепоте», не позволяющей порой рассмотреть щедрые подарки судьбы», — рассказывает режиссёр спектакля Иван Братушев.

Режиссёр-постановщик — Братушев И.Н. 
Художник-сценограф — Тимошенко А.Н.
Художник по костюмам — Тимошенко А.Н.
Художник по свету — Расходчиков А.В. 
Музыкальное оформление — Братушев И.Н.
Ассистент режиссёра — Варенцова И.Л. 

Премьера состоится 26 мая 2022 г. 

Подробнее