#времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
В Архангельском театре драмы имени М.В. Ломоносова открыли 89-й театральный сезон. Начинать творческий год с серьёзного материала для Архдрамы стало уже традицией. Премьерой нового сезона стал «Доктор Живаго» в постановке Андрея Тимошенко. В работе над спектаклем было решено уйти от мелодрамы и сместить акценты в область вечных тем и нравственного выбора между добром и злом, честью и бесчестьем, любовью и долгом. Смерти нет - вот главная идея нового спектакля, которая выражена в философии и стихах Юрия Живаго.

«Смерть есть для тех, кто разрушает. А для созидателей её нет. Это самая главная мысль, которую утверждает и к которой приходит Юрий Живаго. Отмеренный отрезок приходится на тот период, который дарован Богом. У человека нет другой жизни. Даже в такой сложный период войн и революций, когда рушатся миры и взаимоотношения, когда вокруг умирают люди, он должен его прожить его достойно. Каждую секунду он делает выбор между добром и злом, и не всегда может быть правильный. Это его путь. Поэтому и у нас Юрий Живаго не умирает. Физически - да. Банально, в переполненном трамвае. Хотя и в этом очень много символизма, и перекличек с судьбой его отца. Но всё же он остаётся жив - в своих стихах, в своей философии. Самый главный посыл наш, что смерти нет», - Андрей Тимошенко, главный режиссёр театра.
Главную роль в постановке сыграл Дмитрий Беляков - не только актёр, но и поэт. Для него поэтический язык романа оказался особенно близок.
«Юрий Андреевич Живаго удивительным образом даже в смерти видит красоту. Взгляд на окружающую реальность сквозь поэзию, мне кажется, именно эта особенность восприятия жизни стала тем «позвоночным стержнем», опираясь на который, Юрий Живаго смог пройти сквозь войну и революции, не сгибаясь под давлением времени, сохранив верность своим убеждениям и стойкость ко всем внешним, насильно ломающим дух, событиям», - делится Дмитрий Беляков.
Важной задачей при работе над спектаклем было сохранить поэтический рисунок романа, перевести стихи и мелодику Пастернака на язык театра. Большую роль в этом сыграло музыкальное оформление, над которым работал хормейстер Олег Щукин. Это уже седьмая совместная работа мастера с театром, в которой он отмечает, что труппа Архдрамы становится всё более и более музыкальной.
«Роман написан в интеллигентско-дворянской эстетике, тем не менее он и про народ тоже. Про Россию невозможно сказать не сказав про народ. Мне важно было выразить как раз эту сторону. Поэтому у нас в постановке много народно-хоровых песен: разбойничья, трудовая, баррикадная, рождественская. В песне выражена русская соборность. Когда люди поют - они объединяются, соотносятся вибрациями, входят в гармонию. Раньше люди постоянно пели вместе: на любом застолье, в работе, во время отдыха. Это было естественное состояние человека. Сейчас мы это утратили, но в искусстве это где-то ещё живёт», - прокомментировал Олег Щукин.

Актёры говорят со зрителем не только при помощи текста, но и через движение. Работа была очень разноплановой - передать боль утраты в сценах похорон, создать атмосферу максимальной близости и нежности, выразить агрессию и жестокость войны и революции. Постановкой пластических решений в спектакле занимались Мария Большакова, хореограф Михайловского театра в Санкт-Петербурге, и её ученица Екатерина Плешкова. Свою задачу они видели в том, чтобы «кристаллизовать» задумки режиссёра и реализовать потенциал артистов.
«Задача хореографа — пластикой создать атмосферу. То есть, найти пластический эквивалент тому, что говорит главный герой. Нам надо найти говорящие положения, повороты. Они должны быть лаконичны и очень просты, но должны нести в себе конкретную информацию, которая нужна в конкретный момент спектакля», — отмечает Мария Большакова.
Екатерина Плешкова в прошлом году окончила магистратуру РГПУ им. Герцена и в Архангельском театре драмы впервые попробовала себя в качестве балетмейстера. На премьерных показах спектакля ей пришлось заменить заболевшую актрису, поэтому свою работу она смогла увидеть изнутри. Екатерина рассказывает о неожиданной для себя роли.
«Когда ты находишься со стороны балетмейстера, то смотришь на всё общим планом, думаешь за всех. А когда ты внутри, видишь уже конкретную задачу, действуешь за себя. Порой очень хочется посмотреть на эту сцену со стороны, возможно, что-то где-то скорректировать. Это очень интересный опыт - нужно переключиться и начать другую работу. Но будучи на сцене в роли актёра, я поняла, что ничего не хотела бы поменять».

Премьерным спектаклем Архангельский драматический открывает сезон и настраивается на “время живаго”. Театр готовит много живого материала: новые спектакли, гастроли, творческие лаборатории и театральные эксперименты. О сюрпризах, которые ждут зрителя, рассказывает директор театра Сергей Самодов.
«Впереди шесть интересных премьер. Начнём с «Доктора Живаго» режиссёра Андрея Тимошенко, к новогодним праздникам подготовим две детские, классические истории: «Красная шапочка» (реж. Андрей Гогун) и «Том Сойер» (реж. Михаил Кузьмин). В 2022 году мы представим свежее прочтение грузинской комедии «Ханума» и серьёзную польскую драму «Наш класс», которые готовит режиссёр Михаил Кузьмин. Кроме того в работу пошли все три эскиза лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз». Это «Сказка об Одиссее», «Метаморфозы», и вот сейчас будет выпущен третий спектакль - «Прометей»».
На сцене Архангельского театра драмы можно будет увидеть несколько экспериментальных спектаклей, в которых зритель окажется в непривычной для себя роли и попробует новый способ взаимодействия с театром.
«Таким будет спектакль-playbook |общее место|, в котором не будет ни артистов, ни сцены, ни декораций, а всё действие заменят записи дневника. Таким будет и спектакль без актёров «Sender unknown» («Отправитель неизвестен»), который мы покажем весной. Это спектакль, который может вообще не начаться, а может продлиться до трёх и более часов - всё будет зависеть от самих зрителей», комментирует директор.
В 89-м театральном сезоне труппа продолжит сотрудничество с федеральной программой «Большие гастроли» и на несколько дней в октябре поменяется сценами с театром Ижевска. А 18 октября актёры Архдрамы покажут спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» в Москве, а в ноябре в планах представить столичному зрителю «Сказки об Одиссее».
“Мы видим, что зритель сейчас соскучился по театру. Возможно даже больше, чем в прошлом году после жёсткого периода самоизоляции. Это говорят цифры и аналитика покупки билетов. И мы рады, что нам есть, что предложить - достойные работы, интересные исполнители - много того, что принято называть must see. Готовим много того, что будет откликаться, будоражить, побуждать искать ответы на вопросы о мире и себе самих», - подытожил Сергей Самодов.