Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Критик Капитолина Кокшенева о «Блогере»: «Спектакль состоялся именно как художественное явление»

17.04.17
В конце февраля спектакль Архангельского театра драмы «Блогер» (размышление по мотивам повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего») Игоря Патокина был представлен на международном фестивале «Chelovek театра» в Челябинске. После показа постановки состоялось обсуждение работы театральными критиками – членами жюри.  Своими мыслями о спектакле поделилась Капитолина Кокшенева, профессор, литературный и театральный критик, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН.

— Называя спектакль «Блогер» режиссер, как мне показалось, прибегает к приему «запланированного осовременивания». Гоголевский «сумасшедший» — тоже своеобразный «блогер», раскрывающий себя в публичном пространстве со всей откровенностью, как это часто принято и сегодня.

Я считаю, что спектакль состоялся как художественное явление. Гоголь поставлен всерьез. И режиссерская, и актерские работы в этом убеждают. Спектакль требует и от зрителя труда понимания. Конечно, разговор с нашими современниками — это всегда диалог. Степень остроты этого диалога тоже всегда разная. Для кого-тоиз режиссеров это натуральная дуэль с классиком: сначала «убью», а потом возьму и поговорю. Такая эстетическая некрофилия весьма живуча по отношению к классикам. То, что мы увидели, — это именно серьёзный разговор.

IMG_0775.jpgфотография
Фотограф: Анастасия Онучина

Все мы обречены на новизну. Это требование нашей профессии. Но мы не впадаем в грех Поприщина — не ставим перед собой цель сделать что-то, находящееся за пределами нас самих. Повторяю, — я понимаю, почему спектакль назван «Блогер». Потому что сегодня надо человека увлечь, заманить в театр. С другой стороны, «блогер» — в определенном смысле безумец современного мира: часто за маской некоего ника мера нормального и ненормального отсутствует. Не дай мне Бог сойти с ума — это формула на все времена.

Про Гоголя

— Для меня Гоголь — сложная фигура. Мы воспитаны на том, что Гоголь — представитель «натуральной школы», реалист. В то же время, когда для нас открывается весь Гоголь с его духовной составляющей, то такое знание о Гоголе рушится. Я не считаю его великим русским сатириком, каким его представляли Белинский и Салтыков-Щедрин. Василий Розанов говорил, что никогда не было более страшного человека, чем Гоголь, потому что он — «подобие человеческое». Конечно, и «подобие» и «страшного человека» стоит читать тут совсем не в контексте уничижительном, но напротив, в высоком («страх» может иметь высокий источник). Другие точные слова Розанова: «Щедрин около Гоголя, как конюх около Александра Македонского». Лучшей современной работой о Гоголе я полагаю одно из ЧТЕНИЙ Николая Калягина, нашего современника, живущего в Петербурге. Это он указал нам, что Розанов, может, и не понимал Гоголя, но иногда такое непонимание лучше, чем понимание в духе Салтыкова-Щедрина. Аполлон Григорьев называл Гоголя «эгоистической и притом хохляцкой душой». Толстой, как школяру, выставлял ему оценки за художественность. В результате мы видим в Гоголе страшную и великую силу. Он был странный и непонятный. Он остается для нас загадкой.

Его тянуло в области тёмного, что сейчас очень модно, и принято определять как область подсознания. Он мог там быть, жить и это показать. С другой стороны, в нем была фантастическая вера в Бога. Пламенная. Предельная. Требовательная. Как это все уживалось в одном человеке? 

Этого не должно было быть, но это случилось и феноменально воплощено в жизни и творчестве Н. В. Гоголя. Потом этот гоголевский парадокс превратили в абсурд. Сам Гоголь говорил (а он был предельно честным по отношению к тому, что делал), что все, о чём он писал, — это не ужасы России, не ужасы русского человека, а его «собственные душевные обстоятельства». Это нереальная Россия, — «дело, взятое из души» театру и режиссеру удалось поймать в спектакле.

О режиссёрских находках

— В постановке есть три плана: гоголевский, пространство героя и третий — тех других персонажей, которых вы играете в спектакле. Это трехслойное драматическое пространство режиссер Игорь Патокин смог убедительно освоить. Что держит их, три круга? Чем «прошит» спектакль? Конечно, гоголевским сценическим духом, воплощенным в актерских работах. В спектакле есть гипербола, есть сценический преувеличенный (и оправданный) жест. Для Гоголя и нужен этот искусственно созданный мир и чёткое обозначение пластики роли. Хождение по квадрату (как прием не только сценографический) показывает героя-человека в предельном его состоянии.

IMG_0324.jpgфотография
Фотограф: Анастасия Онучина

Геометрически (и сценографически) в спектакле показаны пределы, за которые герой хочет выйти. Он хочет выйти за пределы собственной жизни. В этом смысле вы созвучны современности. Ваш герой не познает себя. Это — бунт против себя. Человек понимает свою ограниченность и хочет преодолеть границы. Это фантастически трудная актёрская задача. И актер Иван Братушев с ней справляется.

Другой момент — у гоголевского героя живой жизни нет. Его жизнь — на пять рублей в месяц. Осознание, что нет другой жизни, страшно. Нечем жить, нет реальности как таковой. Но есть реальность, которую даёт сознание (сознание, что «жизни нет», но ее можно придумать). У Гоголя это особый тип мечтателя, который не находит удовлетворения даже в собственной мечте. Гоголь увидел и исследует такие тонкости души, до которых нам трудно дорасти. Но все же — где выход? Эта гоголевская идея у вас работает. Вы сохранили гоголевскую «интонацию» и мысль. 


Режиссёр прошел между Сциллой и Харибдой, по очень острой грани, потому что можно было свалиться в абсолютную невменяемость, но вы не играете болезнь. 
Поприщин до определенного времени пребывает в сознании, несмотря на то, что вся его жизнь находится вне реальности. Вы показываете нам это фантастическое состояние человека. В спектакле получилось, что актер и проходит (как по ступеням лестницы) эти уровни человеческого сознания. Безумие возникает как конфликт человеческой души и человеческого разума, как конфликт реальности души с желанием невозможного. Гоголь был «перекрученным человеческим существом» (говорит Н.Калягин). И вы показали это в своем герое. Без усмешки.

Образ панночки (Анна Патокина), да, привычен. Но иногда зрителю нужно дать что-то привычное, чтобы вызвать доверие и вести его дальше. В этом смысле вы поступили понятно и логично.
Перо в спектакле — что это? С одной стороны, пером и Гоголь писал. Но перо, по-гоголевски, гипертрофировано. Это перо очень большое. Им пишется некая судьба. Может быть, это перо, которое ангел обронил на землю. Перо павшего ангела. Или ангела-хранителя Николая Васильевича…

Спасибо вам, что вы так серьезно прочитали и сыграли Гоголя.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+

Спектакль о бесконечности (Абрамовский зал)
По мотивам рассказов Рэя Брэдбери
Режиссёры — Артур Чемакин и Юрий Прошин

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Представьте, что вы оказались выброшенным в космос в результате взрыва космического корабля. Вы летите по инерции, связи с внешним миром нет, скоро у вас закончится кислород в скафандре. Вы ничего не можете с этим сделать и летите навстречу смерти, не в силах что-либо изменить. Что же остаётся? Героям цикла рассказов Р. Брэдбери предстоит понять для чего они жили и что они унесут с собой в калейдоскопе жизни и смерти, в вечности и бесконечности Вселенной...

В спектакле занято 20 человек. Среди них – воспитанники театральной студии «Время добра» и одноимённой танцевальной группы для детей с синдромом Дауна, артисты детско-юношеской театральной школы театра и приглашённые артисты.

Сценография, музыкальное оформлениеАртур Чемакин и Юрий Прошин
Художник по костюмам – Артур Чемакин и Юрий Прошин
Звукорежиссёр – Михаил Чабаненко
Художник по свету – Алексей Расходчиков
Спектакль ведёт Наталья Афонина

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра - Спектакль «Калейдоскоп» - новый совместный проект Архдрамы и благотворительной организации «Время добра»
Пресс-служба театра - Премьера спектакля «Калейдоскоп» состоялась в Архдраме
Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсяи или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»


21.05.22
Подробнее