Найти своё место на земле: о чём будет спектакль Алины Кушим в рамках лаборатории «Рыбный обоз»
Алина Кушим – выпускница московского театрального колледжа под руководством Олега Табакова, режиссерского факультета ГИТИС (мастерская Иосифа Райхельгауза), продюсерского факультета ВГИК. Вместе с художником Лилией Хисматуллиной Алина предложила подготовить эскиз по повести Анастасии Строкиной «Кит плывет на север». Философская сказка о дружбе, поддержке и поиске своего предназначения задумывается в синтезе жанров: музыкальный театр, театр кукол, драма, путешествие.
Актриса, режиссёр продюсер - чего всё-таки больше в вашей жизни?
Я себя не разделяю - вот я актриса, режиссёр или продюсер. Я бы сказала, что я автор проекта какого-то, а дальше моё авторство может заключаться в какой-то конкретной задаче - либо как креативный продюсер это делаю, либо как режиссёр, либо как актриса в этом участвую. Сейчас я очень много ставлю. Я закончила ГИТИС в 2020 году, как раз на пандемии защищала диплом. И после пандемии не было ни дня, наверное, чтобы я присела - каждый день у меня какие-то новые работы, постановки. Два моих спектакля идут в Москве в Театре школы современной пьесы, в Пензе идёт мой спектакль «Валентин и Валентина» и в будущем сезоне я готовлю премьеру там. В Тамбове я выпустила спектакль, в Ярославле буду выпускать спектакль. Плюс как режиссёр я уже семь лет работаю в частной школе «Золотое сечение», где очень много ставлю и работаю с детьми и подростками. Поэтому специфика театра для детей и подростков мне в какой-то степени близка.
О чём будет спектакль, который вы предложили поставить в рамках лаборатории?
У меня был замечательный текст Анастасии Строкиной «Кит плывет на север». Это автор новый для читателя, она выпустила одну из первых своих работ. Текст мне очень понравился - это такая философская сказка про то, как маленький зверёк Мамору плывёт на огромном ките и ищет свой остров, которому он предназначен. Учитель дал ему указание, что он узнает свой остров во сне. В одном он видит огромного великана, в другом - лазоревую и жёлтую луну. Там очень много ярких, красочных моментов. Он будущий хранитель какого-то острова, но какого он пока не знает. В финале из всего этого калейдоскопа свой остров он найдёт. Это такая философская сказка - добрая, мудрая. Она для больших и маленьких детей.
Какой будет та философская сказка, которую вы создадите на сцене?
Хочется сделать романтический, созерцательный, умный, тонкий спектакль. Там будут темы и дружбы, и поиска своего предназначения - это для подростков, например, актуально. А для совсем маленьких будут какие-то яркие образы, краски, герои, которым можно сопереживать и подключаться к ним. Каких-то удивлений в тексте автором приготовлено много. Не знаю, как именно это получится в лаборатории реализовать, потому работа в рамках лаборатория имеет свои ограничения - маленькая комната, пять артистов и всё. В целом, если это будет спектакль, то хотелось бы сделать такое «шоу Славы Полунина» - чтобы там были какие-то фокусы и захватывающее путешествие в непостижимый мир, чтобы мы оказались внутри океана и поплыли с этим китом. Аттракцион с ароматом театра, искусства.
Сегодня тема поиска своего предназначения, кажется, одна из самых актуальных для анимации, кино и театра для детей. Почему для вас она оказалось такой важной?
Самый насущный вопрос - это поиск своего предназначения, своего места на земле. Важнее даже для людей чем поиск любви и своей пары, хотя это тоже важно. Чем занимается мой герой - он ищет свое место на земле. Это так существенно и важно для людей любого возраста. Мне кажется, каждый из нас в какой-то мере ощущает ту щемящую нить в себе, когда думает «моё это или не моё?». Спектакль об этом. В конечном счёте, кроме аттракциона он должен получиться таким щемящим, звенящим в пространстве. Да или нет? Искрит у меня или не искрит? Порой это действительно очень сложно осознать. Это настоящее счастье, если ты находишь свой остров. Мой зверёк в конце концов находит его и не превращается в камушек, хотя должен был если бы не нашёл.