Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Регион 29»: Каждой избушке свои погремушки: после детского «Рыбного обоза» в репертуаре «архдрамы» появятся спектакли для зрителей двух, шести и 12 лет

07.06.22
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Елена Ирха, пресс-служба театра, Регион 29
Источник: 

Их трёх экскизов, родившихся на четвёртой лаборатории «Рыбный обоз», посвящённой «бэби-театру», только один был, действительно, для малышей. Но лаборатория — на то и лаборатория, чтобы результат был непредсказуемым.

В этом году участие в лаборатории с трогательным названием «Холодные ладошки», придуманным главрежем «архдрамы» Андреем Тимошенко, приняли участие три режиссёра из Екатеринбурга, Москвы и Казани — с разным опытом постановки спектаклей для детей. 

Режиссёр из Екатеринбурга Рамиль Кагарманов, который сейчас ещё только учится в родном ЕГТИ на курсе Григория Лифанова, поставил эскиз «лесного детектива» «Дело для Жаби» по одной из книжек серии шведского писателя Ульфа Нильсена. Отчасти получилась театральная версия мультфильма «Зверополис». В этой истории тоже есть звери, которые не едят других зверей, есть маленькая отважная полицейская — в мульте была зайка, здесь — мышка. Собственно, это Жаби и есть. И тоже есть хитрый лис.

В Абрамовском зале получился очень нежный и довольно увлекательный детектив о поиске мамы с точными и обаятельными актёрскими работами. В роли мышки Жаби, отважного маленького (да удаленького!) комиссара полиции, — Мария Беднарчик. У неё есть навязчивый жест — она постоянно дышит на свой полицейский значок и протирает его до блеска: кажется, маленькой мышке просто необходимо постоянно всем напоминать, что она вообще-то — служитель закона. 


Её начальник комиссар Гордон (это ему у шведа Нильсена посвящён цикл) получился у Нифантьева совсем не строгим — этаким добрым дядюшкой, большим и тёплым. Он в спектакле взял на себя функции рассказчика с пишущей машинкой — почти как в нуар-фильме, только для дошколят. Когда он, явно обращаясь к маленьким зрителям, рассказывает, что такое — «мама», — он сам себя гладит по голове: даже самому большому полицейскому нужна мама. Заводной дуэт маленьких полицейских получился у Контантина Мокрова и Екатерины Зелениной. Их ритмичный речетатив полушёпотом под бубен и маракасы: «Маленькая-полицейская-школа!» запоминается надолго. Внимание зрителей всех вышеперечисленных средь бела дня крадёт Дмитрий Беляков, из которого получился очень импозантный, вальяжный лис.

В эскизе — чего только нет: и элементы театра теней, которые применяются для представления персонажей и их входа в сцену, и элементы пластического театра, которые связаны со стихами и воспоминаниями. Мама (Олеся Гаврилова) продолжает присматривать за Жаби, даже будучи потерянной. Для самой же мышки слово «мама» неразрывно связано с хрустальным звоном треугольника.

Эскиз долго начинается и несколько скомканно заканчивается, но эти шероховатости режиссёр, продолжив работу над полноценным спектаклем, очевидно, поправит. Лесной детектив с рейтингом «6+» в «архдраме» планируют выпустить уже под Новый год.


Режиссёр Алина Кушим из Москвы единственная не забыла, что тема лаборатории — детские спектакли по текстам о Севере. И свой эскиз «Кит плывёт на Север» она поставила по философской сказке Анастасии Строкиной. Интересно, что другой северный текст петербургской писательницы — роман «Совиный волк» стал» — стал материалом для эскиза на другой режиссёрской лаборатории, которая прошла в Архангельском театре кукол в рамках Эха Большого детского фестиваля в апреле. 

Сложно было понять, на какой возраст ориантирован эскиз. Но уж явно — не на «бэбиков». Сказка-притча о зверьке Мамору, плывущем на спине кита в поисках своего острова, получилась довольно медитативной, рыхлой по ритму, да ещё и с довольно большой вставной новеллой-сном о Песце Голубая шерсть, влюблённом в Лазоревую луну. Совсем маленьким было бы, наверное, очень сложно усидеть и удержать внимание. 


Режиссёр интересно поработала с пространством: эскиз развернулся в Большом репетиционном зале с высокими потолками, обычно недоступным зрителю. В центре зала режиссёр разместила подиум, который стал, по сути, спиной кита, на которой путешествовал Мамору. Волнами, набегавшими на спину кита, стал длинный лист полиэтилена. Роль непоседливого зверька Мамору исполнил Александр Зимин: его персонаж получился очень уж нетерпеливым для пространства, игравшего роль безмолвного и бескрайнего океана. Кита играл Алексадр Субботин. Сначала его голос, усиленный микрофоном, звучал очень по-китовьи — ме-е-едленно, раска-а-атисто. Зато потом Субботин-кит как бы снизошёл к Мамору и заговорил совсем по-человечески. 

Финал эскиза получился как будто открытым: доплыл ли Мамору до своего острова? Узнаем в 2023 году: режиссёр поставит полноценный спектакль для зрителей от 12-ти и старше.


А вот режиссёр Алмаз Садриев из Уфы, наконец-то показал, что такое настоящий «бэби-спектакль». Ещё бы: он по ним «дока» — поставил таких с десяток. В Архангельске режиссёр поставил эскиз digital baby-спектакля «Совсем рядом» для малышей от двух лет. Перед началом эскиза на камерной сцене он пояснил, что создал его по международным принципам бэби-театра, которые, в частности, подразумевают использование бесконфликтной бессюжетной драматургии. В результате получился спектакль-игра о коммуникации с элементами мим-театра и клоунады, состоящий из двух частей — визуальной и исследовательской.

В первой части артисты — Нина Няникова, Анна Рысенко, Екатерина Шахова, Вадим Винтилов и Наталия Латухина — продемонстировали карапузам (которых, наверное, специально привели в театр для этого спектаклика) разные фокусы-превращения с мячами разных размеров, всевозможными трубками, прозрачными куполами и зеркалами, органичное соединённые с видеопроекцией. И надо было слышать, как на эти, казалось бы, нехитрые штуки реагировали дети: заливисто хохотали, хихикали, даже повизгивали от восторга! Казалось, что Алмаз Садриев, действительно, знал какой-то секрет.


Во второй, исследовательской, части спектакля детки выползли на сцену. Артисты стали для них своего рода аниматорами и разрешили потрогать все штуки, которые использовались в постановке. В итоге удовольствие получили и дети, и родители, и даже бездетные зрители: это было какое-то совершенно интуитивное соприкосновение с чистой неразбавленной энергией детства. Первому бэби-спектаклю в репертуаре «архдрамы», конечно же, быть!

Вот так театр, инициировав вроде бы узкоспециальную лабораторию, обзавёлся сразу тремя будущими спектаклями для детей всех возрастов. В какие постановки вырастут детки-эскизы, увидим в будущем, 90-м, театральном сезоне.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее