Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о премьерном спектакле "Месть старой дамы"

28.09.22
Фридрих Дюрренматт "МЕСТЬ СТАРОЙ ДАМЫ" Архангельский театр драмы им. М.Ломоносова, 2022 Режиссер - Петр Куртов

Программка этого спектакля заключена в черную рамку. В центре изображен черный гроб, на котором возложен погребальный букет роз с четным количеством цветков. Таков посыл. Взглянем на сцену – довольно мрачно! Как раз для похоронного настроения (художник по свету Андрей Ребров). На переднем плане рельсы. Далее перрон с видавшими видами скамейками. Третий ярус декорации представляют собой многочисленные металлические конструкции, которые во время спектакля будут опускаться и подниматься, перемещаться в пространстве (сценография Андрея Тимошенко).
Главная героиня въедет на сцену по железной дороге, расположившись на гробе в обрамлении похоронных венков (так вот он какой – гроб на колесиках из детских страшилок!). Но это случится не сразу, явлению героини предшествует довольно продолжительная экспозиция.

Всё сценическое действо происходит на железнодорожной станции, поэтому различные железнодорожные атрибуты постоянно присутствуют и активно используются. Еще до начала представления несколько раз выйдет путевой обходчик и, дублируя театральные звонки, будет колотить молотом по рельсам. В антракте сцену заполонят монтировщики в оранжевых жилетах железнодорожников.

Итак, перед нами обедневший, изрядно запущенный городок Гюллен. По сцене дефилируют его обитателя в замызганных потрепанных плащах и в резиновых сапогах – видимо, иначе по улицам этого городка не пройти (художник по костюмам Ирина Титоренко). Кто-то сосредоточенно заглядывает во все закоулки в поисках жестяных пивных банок, смачно сминает их ногами, чтоб потом сдать, немножко выручив денег. Кто-то ведет душеспасительные беседы, откровенно мечтая растрясти на деньги миллиардершу Клару Цаханассьян, прибытие которой все ожидают. Казалось бы, что делать в захолустном городишке столь богатой даме? Но в том-то и дело, что этот самый городишко – ее родина, на которой она не была тридцать пять лет. Почему бы не помечтать о том, что эта богачка расчувствуется и облагодетельствует земляков, узнав о их бедственном положении.
В ожидании прибытия важной особы видные горожане по крупицам собирают материал о знатной гостье, чтобы задобрить ее, подольститься к ней. Тут не обойтись без Альфреда Илла, который в молодости был близко знаком с Кларой, мало того, дружил с ней и даже был влюблен в нее, вполне вероятно, их любовь была взаимной. Словом, на него вся надежда, и поэтому не обходится без лести: «Вы самый уважаемый человек в городе! Вы наш будущий бургомистр!»

0IXRLBQhNShnbvWdFt_P40N6AS9S3u1tCiSYSR0fCEoP_TlAcT-2bvOifWxpNIMomq74stHQZ7pg1lzlzQTCOY9i.jpg

Итак, весь город в предвкушении: вот-вот явится именитая его уроженка, владелица баснословного состояния Клара Цаханассьян. Такова завязка. А развитие сюжета целиком зависит от властной воли эксцентричной и экстравагантной главной героини, задумавшей и осуществившей изощренную месть. В этом плане название спектакля режиссера Петра Куртова представляется значительным и знаковым: как известно, пьеса Фридриха Дюрренматта называется «Визит старой дамы», замена первого слова заглавия на «Месть» акцентирует внимание зрителей на главном. Причем, это не просто месть, а жестокая, рационально просчитанная, хорошо подготовленная Месть с большой буквы (вспомним мудрость: «Месть – это блюдо, которое лучше подавать холодным» – а с рациональностью и холодностью у героини всё в порядке). Эта Месть стала жестоким испытанием для всего города, для всех без исключения героев спектакля, да и для самой Клары. Что немаловажно, Месть эта замешена на самой настоящей, всепоглощающей Любви.

Вот тут-то и вскрывается истинное лицо людей, личина морали и нравственных принципов для подавляющего большинства оказывается очень непрочной и весьма уязвимой. Власть денег, жажда благополучия любой ценой способны подмять под себя любого и всякого. Можно вдохновенно разглагольствовать о гордости и чести, но всё это оборачивается пустым сотрясанием воздуха, поскольку вожделенные хрустящие купюры решают всё. И вот все как один горожане, воздев над головой денежные знаки, голосуют за смертный приговор человеку, ставшему жертвой Мести. И даже у членов его семьи не дрогнули руки. Страшно! Мало того, зрители в зале тоже становятся соучастниками этого гнусного судилища, поскольку с их молчаливого согласия свершается то, что свершается – и в награду с неба им сыплются всё те же купюры…
Жанр спектакля обозначен так же, как и у автора, – «трагическая комедия», но, пожалуй, комедийного здесь мало, скорее, представлен трагифарс с элементами сатирического памфлета и душещипательной мелодрамы. К сожалению, порой действие безнадежно провисает, его темпоритм сбивается. Встряхивающие зрителя эффектные, безупречно поставленные и исполненные музыкальные шоу-фрагменты представляются всего лишь вставными номерами, мало связанными с развитием основной мысли спектакля. Следует отметить качественную работу композитора Андрея Карасёва, балетмейстера Александра Любашина, хормейстера Олега Щукина.

pp_mjAN1TSFX1rwiHHLlvEEbnRIybZ_aziCpG3aXh2ThCTsEn3Qv-9NEs4gPaKrrlGCaxXS_BNZrKmZ-Qf5t-peB.jpg

Спектакль прежде всего интересен яркими актерскими работами. Бенефисная роль Клары Цаханассьян вполне подходит актерской органике Наталии Латухиной: актриса виртуозно сочетает фарсовую эксцентричность, проникновенный лиризм, трагический драматизм – ну, может, последнее пока ей не вполне удается. А как в этом образе она похожа на примадонну архангельской сцены 1980-х годов Татьяну Гончарову! Очень хорош Евгений Нифантьев, выстраивающий роль Альфреда Илла на глубоком и чутком психологизме: его красноречивый взгляд, безмолвное отчаяние – это что-то из высших сфер актерского сценического существования.

SLEKgg19HjJX3QjsswbwY2uWoVZJ-fkE9zIibEdySw_3fpK2CJxyBHpwWvXGVvHfENbHeCHVNEaln3JlJbVdoeP0.jpg

Интересно решены образы членов семьи Илла: кроткой страдалицы жены (Елена Смородинова), циничных в своем показном покорстве сына (Константин Мокров) и дочери (Анна Рысенко). Убедительными получились видные люди города: Бургомистр Эдурада Мурушкина, Священник Артура Чемакина, Врач Вадима Винтилова, но в особенности Учитель Михаила Кузьмина – несуразное нелепое создание в очочках и с усиками, трогательно тушующееся и вдохновенно дирижирующее хором горожан, и Полицейский Михаила Андреева – этакий брутальный служака, безоговорочно уверенный в себе.

fMGlgK7Vh0pR-stLsEPiKUCBp13H-T-1C_EmZQG0qr0sxuZJHJm5cUNBem5j0rgNun7H1H-R6UW2rgTgieK4Qi7e.jpg

Забавно решены две пары откровенно фарсовых персонажей: дубиноголовые телохранители Тоби и Роби со шкафоподобными плечами (Павел Каныгин и Виктор Мушковец), куклообразные слащавые слепцы-кастраты Лоби и Коби с накладными поролоновыми бородами (Людмила Советова и Мария Павлова). Трех, быстро сменяющих друг друга мужей Клары – Седьмого, Восьмого и Девятого, эксцентрично изображает Юрий Прошин. Интересен спесивый манерный Дворецкий в исполнении Александра Дубинина. Притягивает внимание зрителей яркая энергичная массовка, в которой не затерялись молодые актеры, только что пополнившие труппу, выделим Михаила Бакирова и Тимофея Тихонова.
Словом, новый спектакль Архангельского театра драмы имени Ломоносова – достойное, злободневное, яркое произведение театрального искусства, хотя и не безупречное.

p8sB5CsBurLhurqbKzCLO2d9Key-IOrfQW2E2r02Mc_gAlC4FDNOwPdpflGqno48IHytjY5aKC1jmJVkZNk88QeU.jpg

Фотоматериалы: Екатерина Чащина
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+

Ломоносов Фест представляет: 
Буинский государственный театр 
Монодрама
Р. Садриев
Режиссер-Тимур Кулов


Продолжительность - 1 час 10 минут 


Могли бы вы сегодня, уехав из провинциального городка Буинска, попасть на прием к президенту Турции Эрдогану, стать его почетным гостем, прожить у него целый месяц и получить из его рук высшую награду?….
В основу спектакля легла биография татарского богослова Нургали Хасанова, жившего на рубеже XIX-XX веков и работавшего имамом в г. Буинске. Но это не история непоколебимого героя из книги.
Эта история о человеке, ищущем ответы на извечные вопросы бытия, борющемся с самим собой в попытках сохранить веру и равновесие в эпоху мировых перемен.

Подробнее
12+
"Ломоносов фест" представляет
Мастер-класс ведет Марат Шахматов - драматург, режиссер, вице-президент Московской федерации шахбокса, первый чемпион Москвы по шахбоксу, тренер десяти чемпионов мира по шахбоксу.

Синтез шахбокса, сценического боя и гибридного стиля Chessfencing
ШАХБОКС (CHESSBOXING) — спортивно-прикладная дисциплина, гибридный метод развития интеллектуально-физических способностей личности, обучающий умению комбинировать умственную и физическую деятельность в экстремальных условиях боя. Одна из главных задач занятий шахбоксом — научить подростков, молодых и взрослых людей думать, размышлять, решать сложные задачи на поле интеллектуальной борьбы, параллельно обучать навыкам практического боевого единоборства (бокса) в спортивных, профессиональных и оборонительных целях. Другие задачи включают в себя такие аспекты, как поддержание здорового образа жизни; подготовка профессиональных кадров в области безопасности и спорта; развитие интеллектуально-физических способностей современной личности.

Шахбокс как бесконтактная практика задействован в поддержании физической формы и людей творческих профессий: актеров, режиссеров, драматургов, художников, музыкантов. Также под началом Московской Федерации реализовывается поддержка детей и подростков с ограниченными возможностями. Командная версия игры в шахбокс предполагает участие в неё двух соперничающих пар, где в одной команде может выступить боксёр и шахматист, например, участник с ограниченными возможностями, неспособный к активным действиям на ринге. Таким образом, физических ограничений для участия в игре в целом не существует. Наоборот, в занятия шахбоксом (в командной версии) могут быть вовлечены и люди с ограниченными возможностями, что подтверждает социальную значимость этого направления. 


Chessfencing и Chessfencing-Art - Шпага и шахматы когда-то решали судьбы мировой политики и судьбы целых королевств. Стратегия и воля, стремительность и расчет в наивысшем качестве реализуются в таких исторических стилях, как фехтование и шахматы. В чессфенсинге оба вида существуют в комбинированном формате, являя собой единое направление, как в спортивном, так и в художественном аспектах. В первом аспекте решающее значение имеет преимущество и в фехтовании и в шахматах. Второй аспект сценическое фехтование; критерий победы в нем наилучшее владение оружием и собственным телом. Шахматы в обоих аспектах остаются самими собой, в случае мата так или иначе определяя исход поединка.


План занятий:
- Комбинированные занятия по шахбоксу, включающие в себя: разминку, растяжку, упражнения, боксерские комбинации, работа в парах на технику, работа с тренером в индивидуальном порядке с каждым.
- Отработка шахматных комбинаций, шахматные партии. Сочетание физических нагрузок и интеллектуальной деятельности.
- В финале цикла мастер-классов, предполагается проведение показательного поединка с участием двукратного чемпиона мира по шахбоксу, президента Московской Федерации шахбокса Даниила Соловьева.


*При себе иметь сменную удобную спортивную одежду (футболка, шорты/спортивные брюки, кроссовки, полотенце)



Подробнее
6+

Ломоносов Фест представляет: 
Типа театр 
Кукольный музыкальный спектакль о человеке в открытом космосе, одиночестве и любви
Режиссёр - Алёна Волкова

Продолжительность - 35 минут


Спектакль посвящен творчеству группы Daft Punk — их музыка сопровождает действие, а два главных рассказчика — роботы, внимательно наблюдающие за странными человеческими существами.

Сама история рассказывает об одиночестве, и о том, как важно встретить того, кто был бы с тобой "на одной волне".
Колонизация Луны провалилась, но как объяснить это вновь прибывшему космонавту, которому не терпится искренне помогать людям?
История проста и меланхолична – Колонизация Луны прошла не так успешно, как планировалось. Люди, так стремившиеся попасть сюда, теперь жаждут вернуться на Землю. На Луне делать больше нечего.

Главный герой – Коп по долгу службы остается на Луне – он мечтал об этой должности с детства и не вполне понимает, почему остальные покидают спутник. Мы наблюдаем несколько встреч и "бесполезных" приключений Копа, видим его знакомство с девушкой-официанткой. На ней система как бы дала сбой – она, так же как и Коп прилетела сюда с твердым намерением следовать своей мечте – быть официантом в Кафе На Луне.

Подробнее