Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Ильдара Бабикова о спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина"

30.01.23
Источник: https://2dar.livejournal.com/227156.html
Фото: Ильдар Бабиков

"КАК СПАСАЛИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА В АРХАНГЕЛЬСКЕ"

27 января в истории города на Неве случилось как минимум два громких, и всем образованным людям, известных события: в 1944 году окончательно ликвидировали блокаду Ленинграда, а в 1837 году случилась роковая дуэль Пушкина. Вокруг последнего события и строится сюжет пьесы Михаила Хейфеца "Спасти камер-юнкера Пушкина", которая достаточно популярна у петербургских театров. Ей заинтересовался и главный режиссёр Архангельского театра драмы (Архдрамы) Андрей Тимошенко, поставив свою версию "истории одного возможного подвига". Побывав в Архангельске накануне роковой даты, я не смог проигнорировать показ.



Это история про маленького, как окажется, не нашедшего себя в жизни, человека по фамилии Питунин (аккуратней - не перепутайте буквы!), которого всю сознательную жизнь сопровождал Пушкин. Читается как фельетон, весело и беззаботно, и только в финале характер меняется на 180 градусов, но обойдёмся без спойлеров. Пьеса местами, правда, пошловата и грубовата, зато содержит в себе некоторое количество исторических фактов, и в этом смысле она образовательная. А ленинградцам-петербуржцам отдельно, конечно, будет интересно читать про места своего города.
2


Режиссёр Тимошенко решил сохранить в постановке яркий, сатиричный характер пьесы и даже театральными средствами усилил его, выкрутив ручки насыщенности выразительности почти до максимума; и одновременно сделав ставку на яркую визуализацию.
3


Сценическое пространство решено очень оригинально. У зрительного зала забрали часть - первые ряды, над которыми соорудили узкий продольный мостик. На этом помосте, фактически, и происходит весь спектакль. Сама же сцена используется как задник только в отдельных сценах.
4-5



В центре сцены силуэт Пушкина, сделанный по эскизам Михаила Аникушина в виде фигурки мишени в тире. По ней регулярно стреляют, она с грохотом падает и после со скрипом её поднимают.
«Вот убили его и правильно сделали! Раньше еще надо было!»
Вечный, несмотря ни на какие обстоятельства - такой вот неожиданный, в виде мишени, символ дуэли и Пушкина вообще. Очевидно, образ Пушкина работы Аникушина взяли просто потому, что он один из самых известных и выразительных. Но, ведь, его создали фактически к 100-летию со дня гибели поэта (строго говоря в 1949 году, но к памятной дате просто не успели, а потом началась война и всё затянулось), поэтому попадание получилось очень точным.
6


Текст и само повествование полностью соответствует пьесе с небольшими сокращениями и наоборот с некоторыми добавками. Так, например, описание мест в Ленинграде стало меньше - в принципе логично, архангелогородцам это не так интересно, а вот картина службе в армии наоборот показана детальней, чем в пьесе - это тоже логично, армейские образы и сюжеты фактурные, и анекдотичные.
7


Постановка насыщена визуальными эффектами - от накидывания бумажек на вентилятор до большого воздушного мешка в финальной сцене, к слову, очень выразительной как по эмоциональному накалу, так и по художественной выразительности.
8-9



Я замечал выше, что в пьесе встречается мат, пошлости и грубость. В спектакле не стали сглаживать углы, а даже наоборот. Скажем, песню "Ах, Зоя, кому давала стоя?" исполнили почти полностью. Вот только сделали это как-то скомкано, словно стеснялись. Зачем тогда было браться? И ещё одно замечание по этой сцене - в Ленинграде 70-х девчонки вряд ли носили футболки с буквами GUCCI. А вообще музыки в спектакле много самой разной.
10-11



И спектакль получился игровой со множеством мизансцен. Здесь выходят к зрителю, но от интерактива отказались.
12-13



Все роли играют 4 артиста, и если у Михаила Кузьмина одна роль - главгера, то все остальные мужские роли распределились между Дмитрием Беляковым и Иваном Братушевым, а женские пришлось воплощать Нине Няниковой.
14


Это хорошее решение, потому что актёрские перевоплощения приходилось подкреплять нарочито гротескными образами, что добавляло сатиры и яркости постановке.
15-16



В итоге удалось не только передать, но даже усилить весёлый анекдотичный характер пьесы, при этом сохранив в ней финальный драматизм. По рейтингу ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН получается следующие оценки:
Сценарий: 10 из 10
Режиссура: 10 из 10
Актёры: 10 из 10
17-18



Свет: 6 из 6
Звук: 6 из 6
Пространство: 6 из 6

Все максимальные оценки, поэтому средний бал 8,0 из 8 то есть 10 долек. "Спасти камер-юнкера Пушкина  Андрея Тимошенко - экспрессивная, визуально яркая и насыщенная постановка про историю маленького человека с историческими деталями.
19



В заключении пару слов про сам театр Архдрамы. Форма здания подсказывает своими конструктивистскими чертами, что сооружали основной объём в 1930-х (посмотрел справку так и было - на месте снесённого Свято-Троицкого собора), а вот интерьер характерен для брежневского модернизма. Мне понравилась такая смесь - выглядит оригинально, стильно, не провинциально. На втором этаже фойе есть небольшая комнатка - музей. Такие исторические "уголки" есть почти везде и экспозиция в Архдраме соответствует обычному перечню. Но в данном случае среди стендов находился мужчина, который с нескрываемым энтузиазмом сам подходил ко всем присутствующим в зале и зажигательно, с большим интересом начинал комментировать стенды, которые оказывались перед ним. Очень здорово! Хотелось бы пожелать всем музеям найти такого энтузиаста, и чтобы он присутствовал перед спектаклем. Экспозиция - это хорошо, но само по себе, это мёртвые стенды, которые скорее существуют для галочки и для официальных делегаций. Настоящий же интерес к истории театра и к самому театру можно вызвать, только сопровождая стенды интересным живым рассказом.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее
12+

Психологический разбор по следам спектакля
Психолог - Диана Мерцалова


Диана Мерцалова - психолог, бизнес-тренер, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии

Подробнее