Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ВГТРК Поморье: Архангельск снова станет съёмочной киноплощадкой
06.05.25
Столица Поморья выбрана главным местом съемок кинопроекта «Ящик желаний».
Подробнее
Театровед Андрей Петров о спектакле "Последний Срок"
05.05.25
Валентин Распутин "ПОСЛЕДНИЙ СРОК"
МХАТ им. М.Горького, гастроли в Архангельске, 2025.
Режиссер - Сергей Пускепалис

У этого спектакля режиссера Сергея Пускепалиса несколько прологов. Еще до того, как откроется занавес, на настоящем, аутентичном диалекте прозвучит притча – не притча, анекдот – не анекдот о том, как Господь Бог с апостолом Петром побывали на Земле, пообщались с людьми… Потом польется из динамиков подлинная народная песня в проникновенном исполнении Татьяны Краснопевцевой, занавес откроется, явив великолепную сценографию Эдуарда Гизатуллина.

Сцена застелена пестрыми домоткаными половиками, сверху свисают разноцветные полотнища, как лоскутные одеяла. На авансцене вдоль рампы выставлены керосиновые лампы. Декорация представляет собой узнаваемые атрибуты деревенского быта: русская печь, большой обеденный стол, кровать с кружевными подзорами, буфет, комод. Сбоку – поленница дров, вдали – стог сена, колодец с воротом…
Выходит девушка в народном костюме, произносит текст о простом, житейском, важном, затем она садится сбоку у кулисы, и начинается собственно действие на основе повести Валентина Распутина «Последний срок».

Взрослые дети съехались в родной дом к умирающей матери, сидят за столом, общаются, выпивают за встречу, прислушиваются к тому, что происходит в соседней комнате. В повести читаем: «Старуха лежала недвижимо и стыло – то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти». Вот он, тот последний срок – черта между жизнью и смертью, нравственное испытание, проверка на подлинность, на человечность.

За столом родные люди, самые близкие по отношению друг к другу, однако слышны упреки, сетования: «А вас будто и на свете нет»; «Ты прямо как неродной!» И начинают братья и сестры выяснять отношения, меряться, кто из них больше мать любит, кто лучше заботится о ней. Однако есть им что вспомнить, есть чему взаимно порадоваться, давно не встречались, давно не говорили по душам. А главное, осознают они, что со смертью матери они остаются одни, хоть и давно не маленькие: «Вроде загораживала нас, можно было не бояться. А теперь живи и думай».
Но вот случилось чудо – ожила старуха: «Меня будто в бок кто толкнул: ребяты приехали. Нет, думаю, я сперва на ребят на своих погляжу, а уж после помру – боле мине ниче не надо». И живет день, другой, третий…

Съехавшиеся было на похороны дети, вроде бы, и рады, что мать жива, однако начинают уже тяготиться тем, что ради нее нарушили свои планы. А старуха ждет не дождется своей любимой младшей доченьки Таньчоры – вот ее бы только увидеть и умереть можно спокойно, да все нет и нет Таньчоры. Беспокоит старуху и то, что мир не берет ее взрослых детей: «Я помру, а вам ишо жить да жить»; что забыли они свое, родное, главное: «Что ж вы такие беспамятные стали?» В отчаянии она взывает: «Господи, отпусти меня, я пойду. Пошли к мине смерть мою, я готовая».
И проходит перед глазами старухи вся ее жизнь, в ее ночных видениях в белых одеждах являются ей все ее дети: и те, что умерли в младенчестве, и те, что на войне погибли, и ныне живущие: «ей есть к кому уходить и есть от кого уходить».

Старуха маленькая, легкая, почти невесомая, однако чувствуется ее сильный, несгибаемый характер, в ней как будто сосредоточена вековая мудрость, жизнестойкость. Играет Старуху молодая актриса Елена Коробейникова, она старательно изображает немочь, старость своей героини, убедительно имитирует старческий голос, органично передает деревенский говор. Но вот в сцене видений главная героиня совсем молодая, полная сил, звонко звучит ее голос – ведь душа человеческая не дряхлеет, не должна стареть.

Своеобразным камертоном подлинности, гармоничности в этом спектакле является образ многолетней подружки главной героини бойкой, неунывающей, острой на язык старухи Миронихи, созданный замечательной актрисой Надеждой Маркиной, знакомой зрителям по многим киноролям. Сцены с ее участием – украшение спектакля. Ну вот небольшой образчик ее подтруниваний над подружкой: «Ты меня не жди, сподобляйся. Я покамест побегаю, и ты ко мне не присуседивайся. Чем с тобой лежать, я лучше какого-нибудь старичка к себе возьму. Мы с ним, глядишь, ишо ребеночка родим».
Есть в этом представлении яркий эпизод, представляющийся вставным концертным номером, однако выполняющий важную функцию – оттенить, подчеркнуть основное содержание, в виртуозном исполнении Станислава Курача, – это вдохновенное разглагольствование деревенского балагура Степана о том, как он обманул свою тещу: «Жить-то надо как-то. Вот, значит, и живем. Для разнообразия жизни». Именно в его в уста вложен и патетический монолог о настоящих мужиках и бабах, на которых все держится в этом мире.

Актриса Екатерина Ливанова исполняет текст от автора, она постоянно находится на сцене, комментирует происходящее, но она же непременно сопровождает главную героиню как олицетворение ее Судьбы, ее Смерти, общается с нею, предстает в образе ее любимой дочери Таньчоры, которую та так и не дождалась.

Колоритными и убедительными получились образы детей Старухи. Вот старшая дочь Варвара (Наталия Моргунова), рыхлая, плаксивая, обидчивая, как там у автора: «Росла размазней и выросла размазней, все шишки на нее валятся, а она под каждую готова подставить голову». Ей противостоит гордая, строгая, уверенная в себе, любящая всех поучать Люся (заслуженная артистка России Ирина Фадина), неслучайно ее все побаиваются, да и сама она не чувствует особой, кровной близости между собой и родней. Вот Илья (народный артист России Михаил Кабанов), смешливый, несуразный, бесхарактерный, а потому вечно ведомый, невыгодно он смотрится на фоне своего младшего брата Михаила (заслуженный артист России Сергей Галкин), кряжистого, крепкого, вспыльчивого, однако совестливого, это именно он принимает удар на себя, чтоб не расстраивать умирающую мать: «Лучше уж обмануть, чтоб она не ждала». Кроткой, незаметной, однако надежной и доброй предстает его жена Надя (Мария Янко), которая для Старухи стала ближе, чем ее родные дочери. Ну а главным утешением для главной героини на старости лет, конечно же, стала ее внучка Нинка (Мария Сидукова): «старый да малый – только они как следует и способны чутко и остро удивляться своему существованию, тому, что окружает их на каждом шагу».

Этот спектакль обезоруживающе искренне и пронзительно откровенно говорит о простых вещах: о том, как важно ценить жизнь, сохранять связь с родным домом, с родными людьми, чтобы постичь вечную тайну человеческого бытия.

Источник: https://vk.com/wall7133799_42512
Подробнее
РОСКОНЦЕРТ: МХАТ им. М. Горького впервые побывал в Архангельске
05.05.25
«Большие гастроли» состоялись 3 и 4 мая.
Подробнее
Андрей Жданов: Чудить изволите?
03.05.25
Размышления после спектакля Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова «Обыкновенное чудо», основная сцена, 30 апреля 2025 года, режиссёр Михаил Кузьмин
Подробнее
Двина29: В Архангельске состоялись премьеры двух спектаклей «Завтра была война»
01.05.25
80-летие Победы в Великой Отечественной войне широко отмечается по всей стране. Концерты, фильмы, памятные акции… Архангельские театры тоже не остались в стороне.

Подробнее
1 2 3 4 5