Ревизор.ру. "Василий Теркин" Александра Твардовского. Архангельский театр драмы им М.В. Ломоносова. Режиссер Алексей Ермильшев
01.09.24
Автор: Никита Балашов
Постановка камерная, не новая, но особенно актуальная в наше время. Неудивительно, что в рамках гастролей театра в Москве её показали несколько раз. И на каждом спектакле – аншлаг.
И, что самое интересное – большая часть зрителей – молодёжь! Не театральная. Самая обычная молодёжь. Как они попали в театр – не знаю. Но смотрели спектакль с огромным интересом. Многие даже плакали.
Это тоже не удивительно! Режиссёр создал из советской поэмы настоящую античную драму. С хором, протагонистом и антагонистом.
И это при том, что на сцене было всего четыре человека. Трое мужчин и одна женщина. Но выяснилось, что такого состава вполне достаточно, чтобы получился симбиоз древнегреческого хора и советской поэмы.
При этом уникально, что Василия Тёркина сыграли сразу трое актеров. В каждой сцене – свой Василий Тёркин. И это выглядело не как театральный эксперимент, а как народное прочтение поэмы Твардовского. А действительно, Тёркин – народный персонаж. Каждый из военных – в чём-то немного Василий Тёркин. Зачем ограничивать подобный образ одним актером?
Единственная актриса на сцене исполняла сразу все женские роли. Она и медсестра, она и боевая подруга, она и смерть. Тоже выглядело органично, глубоко.
Ну и главная фишка, - режиссёр не стал ограничиваться лишь одной классической поэмой про Василия Тёркина. Мы же помним, что Александр Твардовский написал и продолжение "Тёркин на том свете". И спектакль состоял из двух самостоятельных частей. Военной – и потусторонней. Что опять же логично. Ведь на классической поэме образ Тёркина не заканчивается.
Поскольку вторую часть читали далеко не все, то было действительно интересно наблюдать за зрителями, как они открывали для себя эту историю.
Сначала в зале – некоторое недоумение, затем возник интерес, и, в конце концов – полное принятие.
За последние четыре года я видел несколько "Василиев Тёркиных" - в разных театрах. Главная беда большинства постановок – слишком большое количество пафоса. Очень хорошо, что Алексей Ермилышев избежал этой проблемы. Получилось просто, и от этого по-настоящему душевно. Особенно в наше время.
Стоит только пожалеть, что далеко не все увидели этот спектакль – но, поскольку постановка простая, камерная, очень будем надеяться, что её ещё раз привезут в Москву. В более "театральное" время.