Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску

21.05.22
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Артём Келарев
Источник: https://region29.ru/2022/05/21/6288b6cadc02ec90ff2ce492.html

21 мая «архдрама» впервые отправит своих зрителей на прогулку — на спектакль-променад «Поморские узлы».

Несмотря на аутентичное название и в известной степени историческое содержание, спектакль буквально проходит по городу с применением современных гаджетов — наушников, смартфона и приложения «Кинетофонъ», созданного специально для променада.

20 мая, накануне «Ночи музеев», на которую запланировали премьерные прогулки, состоялись тестовые показы. С директором «архдрамы» Сергеем Самодовым и режиссёром спектакля Андреем Гогуном мы встретились в исходной точке — у Михайло-Архангельского кафедрального собора. Несмотря на число на календаре, холод стоял лютый, так что аудиопрогулка от одного поморского узелка к другому приобретала черты не изнеженного променада, а арктической экспедиции.

Главным образом «Поморские узлы» созданы для лета и белых ночей — чем теплее, тем будет комфортнее гулять с голосом невидимого рассказчика в ушах и его «узелками», которые то легко развязываются, то разрубаются, а то и распиливаются. А чем меньше на улицах будет людей и машин, тем глубже будет погружение. Ведь изначально спектакль-променад заточен под одного зрителя, который совершает автономную прогулку с «Кинетофоном», ни на что не отвлекаясь.

— Как правило, на таких аудиоспектаклях все собираются вместе и по команде волонтёра: «Три-четыре!», — одновременно стартуют, — сказал Сергей Самодов. — Это жутко неудобно. Захотелось, чтобы каждый человек мог скачать приложение и пройти по маршруту самостоятельно. 


Стало понятно, что создание приложения — задача для программиста. «Кинематофонъ» сделал студент САФУ Кирилл Мондрий: это его дипломная работа.

— Это приложение сейчас проходит верификацию в Google play и в ближайшее время будет проходить верификацию в App Store, — пояснил Сергей Самодов. — Пока же мы будем будем проводить спектакль в группах — у нас для этого есть наушники и смартфоны на Android. А потом человек сможет просто скачать приложение на телефон, прямо в приложении купить билет, получить код и в течение недели в любое удобное время пройти маршрут.

В дальнейшем «Кинетофонъ» может стать чем-то большим, чем площадкой для одного спектакля. 

— Так как туда можно загружать спектакли, которые привязаны к геотегам, то, по большому счёту, мы можем создать библиотеку аудиоспектаклей по всей России, — поделился Сергей Самодов. — Условно говоря, если какой-нибудь театр в Омске или Хабаровске захочет сделать аудиоспектакль с геотегами, он сможет использовать наше приложение.


Опорными точками маршрута и, соответственно, мозаики воспоминаний из прошлого Архангельска, становятся геометки. Это не какие-то достопримечательности — хотя о них в спектакле речь, безусловно, идёт, — а просто точки на карте. Найти их не трудно — они обозначены в приложении, как на «Яндекс картах» или Google maps. Каждая точка становится стартовой позиции для новой истории — очередного узелка на память.  


Текст спектакля, основанный на белях и небылицах из истории Архангельска, написала актриса театра драмы Нина Няникова. По сути, «Поморские узлы» — это альманах коротких историй из истории Севера, связанных между собой голосом рассказчика, который и становится для зрителей проводником на пути от узелка к узелку. Истории в основном — начала ХХ века. И на каждом отрезке пути от одной геометки к другой зритель слышит не просто голос одного из артистов «архдрамы», а, действительно, целый аудиоспектакль, разыгранный по ролям.

Режиссёр Андрей Гогун рассказал, что ставить, если так можно сказать в этом случае, спектакль-променад ему ещё не доводилось. 

— Экскурсии проводить — проводил, уличные спектакли — проводил, — пояснил режиссёр. — А вот спектакль-бродилку создать для приложения — такого у меня ещё не было. Поэтому мне было интересно. В ходе реализации этого проекта уже возникло несколько новых идей. Ещё, как минимум, два маршрута в голове есть. А первый маршрут был самый тяжёлый. Но теперь я уже знаю, как это делается.


По словам Андрея Гогуна, он стремился к тому, чтобы артисты действительно разыгрывали диалоги и сценки, происходящие в «Узлах». Чтобы был не аудиогид, а именно спектакль. Благодаря этому, действительно, создавался эффект присутствия — например, в Сурском подворье, которое «захватили» громогласные большевики, или на партсобрании, на котором какие-то особо рьяные партийцы предлагали после революции убрать Архангела из названия нашего города, или на ярмарочной площади (которая была расположена там, где нынче — бывший Дворец пионеров), или на оживлённой городской улице, где цокают копытами лошади. Звукорежиссёром проекта выступил Леонид Лещёв: реалистичность всех звуков — это его заслуга.

Так вот идёшь по городу, и как будто подслушиваешь. Как будто одним ухом приникаешь к двери, за которой толпятся воспоминания. Иногда грустишь, сожалея о несчастливой истории любви Александра Грина. Иногда хихикаешь, когда в одной из историй натыкаешься на «пасхалку» — упоминание крестьянина Холмогорского губернии Самодова А.Ф., которого ограбили две девицы.

Из плоскости истории и вымысла выныриваешь в реальность вместе с голосами артистов, которые уже говорят от своего имени, из своего времени. Вербатимом о Северной Двине под звуки уже настоящих волн заканчивается эта прогулка. Тех, кто уже прогулялся, «архдрама» просит делиться мыслями и чувствами в телеграме «Поморских узлов».



Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
18+
(Абрамовский зал и средний формат)
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Продолжительность - 3 часа 45 минут (с антрактом)

"СТОЛЕТВМАКОНДО" это спектакль необычный  и во многом экспериментальный. Вслед за происходящим на сцене зритель пройдёт по лабиринту событий, в которых фантазия тесно переплетается с реальностью. 
Масштабное полотно, над которым режиссёр Андрей Тимошенко работает уже давно, поставит перед зрителем вопрос - какое место человек занимает во вселенной?


«Это не психологический спектакль, где в центре внимания  взаимоотношениях между людьми. Это спектакль художественных образов и символов. Это не про город, и не про семью. Но про ту точку во вселенной, где ты находишься», - рассказывает режиссёр Андрей Тимошенко.


Премьера спектакля состоялась 27 октября 2022 г.


Автор пьесы, сценографА. Тимошенко
Художник по костюмамИ. Титоренко
Художник по свету — О. Раввич
Режиссер по пластике  — О. Жуковский
Хормейстер — О. Щукин

Спектакль ведёт Юлия Сядей

СМИ о спектакле:
Газета "Бизнес-класс. Архангельск": "Спектакль-аттракцион в Архдраме: театральные чудеса против магического реализма" Отзыв Андрея Петрова о спектакле Петербургский театральный журнал: "Разрывная нить запутанного лабиринта крови"


Подробнее
6+
Удивительное приключение (Абрамовский зал)
Режиссёр - Рамиль Кагарманов

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Это история о том, что всё получается, когда берёшься за дело вместе с друзьями.

"Для меня этот спектакль интересен прежде всего тем, что мы рассказываем о настоящих семейных ценностях, говорим о том, что дорого каждому человеку. Для всей нашей постановочной команды - это важность семейных ценностей, значение Мамы в нашей жизни.
Я называю эту постановку «спектакль-оркестр». Почему оркестр? Потому что, только будучи вместе, мы можем сыграть мелодию, мы можем сыграть спектакль, мы можем построить театр, мы можем сделать всё, что угодно",- отмечает режиссёр спектакля Рамиль Кагарманов.

Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2022 г.

Сценография - Р. Кагарманов
Художник по костюмам - Р. Кагарманов
Художник по свету - М. Надеев

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ о спектакле:
Отзыв Андрея Петрова о спектакле


Подробнее