Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Архангельский театр представил спектакль «Блогер»: без Интернета, но с чувством

01.10.16
Источник: Регион 29
Автор: Мария Атрощенко

Постановка увидела свет под неожиданным и современным названием-манком — «Блогер». Тут, казалось бы, одно к одному: во-первых, «размышление», всё равно, что «по мотивам», — а это, как правило, значит, что происходящее на сцене если не порвёт все связи с оригиналом, то уйдёт от него куда подальше.

Вроде бы и название постановки — не из XIX, а из XXI века — располагало к тому, чтобы постановка стала переосмыслением и осовремениванием классики. Как фильм База Лурманна «Ромео + Джульетта», в котором Монтекки носят гавайские рубашки и палят из пистолетов.

Тут ещё надо отметить, что спектакль этот — самостоятельная работа актёров драмтеатра — Ивана Братушева, который феерично, трагически, до нелепости смешно и на разрыв сыграл титулярного советника Поприщина, а также Игоря Патокина, который действо срежиссировал, пластику, звук и свет поставил, и Анны Патокиной, которая и играла, и за сценографию с костюмами отвечала. Шефство над ними взял главный режиссёр драмтеатра Андрей Тимошенко. 

Интересно, что Игорь Патокин в 2011 году уже ставил «Блогера»: тоже по «Запискам сумасшедшего», но с другой командой.


И сам обманываться рад


Так вот, на поверку оказалось, что зрителя немножко разыграли: преподнесли не совсем то, что обещали. Правда, игра Ивана Братушева настолько хороша, а пластика его настолько дёрганна и характерна, что вроде как и обижаться грех: все всё равно остались в выигрыше. Особенно почему-то за душу берёт характерный жест героя: он прячет лицо в сгибе локтя, как в воротнике плаща. Братушеву удалось не только отдать всего себя Поприщину, но вместить в себя другие, всплывшие в записках титулярного советника образы: начальника отделения и даже собачки Меджи.

А то, что у спектакля с XXI веком мало общего оказалось: ни компьютеров, ни смартфонов, ни гавайских рубашек, — оно, может, и ничего. Само новомодное слово «Блогер» в заглавии — это не перенос в будущее, а аллюзия, связующее звено между обычаями вести бумажным дневник и электронный блог. 

К тому же оказалось, что постановка совсем не по мотивам Гоголя, а буквально слово в слово передаёт текст и слог его произведения. Например, даже то, что в спектакле заучит датировка   «Год 2000 апреля 43 числа» — это тоже из первоисточника.



Видеоряд спектакля


Впрочем, и высокие технологии всё же нашли себе место в спектакле: электронная музыка, служащая фоном дневниковым записям Поприщина, придаёт им комизма. 

Особой выразительной силой наделён видеоряд. На экране за спинами актёров появляется то компьютерный код, то телевизионные помехи. Помехи — это белый шум, больные мысли, которые роятся в голове несчастного, сходящего с ума маленького человека. Наиболее сильное впечатление видео производит в конце действа, когда на экране повторяются кадры только произошедшего сценического действа.

Индивидуальности постановке придаёт присутствие на камерной сцене героини Анны Патокиной. Ведь она — не директорская дочка Софи, от которой потерял голову титулярный советник. Она носит белую сорочку до пят, ромашковый венок — как панночка! — и играет на флейте. Поёт духовную песню «Грешный человече» за «кадром» и подсказывает Поприщину мысли и слова. Она — олицетворение его болезни. 

Интересно, что о постановке скажут сами блогеры, которых пригласили на предпоказ, а мы — под впечатлением.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее