Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали

28.11.16

Источник: Регион 29
Автор: Мария Атрощенко

 Эта постановка с первых дней осени позиционировалась как главная премьера театрального полусезона. Тем более, что поставил её главный режиссёр драмтеатра Андрей Тимошенко. И хотя она с академической точностью воспроизводит реплики и сюжет произведения Александра Островского, думается, что сам режиссёр в первую очередь стремился не к пересказу и без того известной зрителю со школы истории.

Постановку Андрея Тимошенко можно отнести к современному классическому театру. В первые минуты кажется, что архангельский драмтеатр не далеко ушёл от того, как играли в московском Малом театре в 1859 году. Но чем дальше, тем яснее: этот спектакль — не историческая реконструкция, а нечто совершенно самобытное и, несмотря на весь свой классический подход, очень современное.



Раскачивать лодку


Говоря о новаторстве постановки, никак нельзя забыть о декорациях спектакля, у которых по сравнению с предыдущими, весьма аскетичными, премьерами сезона прибавилось масштаба и размаха. 

Сцена выстлана стругаными досками, заставлена лодками с прорехами в бортах, мешками ячменя (на весь спектакль ушло полтонны зерна). Всё это пошло в дело: с лодками актёры исполняли трюки на грани акробатических, а ячменём Катерина и Борис «поливали» друг друга, застыв в лучах чистого белого света. 

На задворках сцены стоит исполин — перевёрнутый корабль, который заменяет жителям города Калинова алтарь церкви. По словам Андрея Тимошенко, эта конструкция — аллегория на Ноев ковчег. Впрочем, список интерпретаций можно и продолжить. Заходя в него, герои Островского словно оказываются в брюхе кита, — как Пиноккио в сказке Карло Коллоди. Правда, более, чем на лодку, декорация похожа на скелет левиафана, хотя при такой трактовке символика кардинально меняется: от спасения — до гибели.

Декорационное оформление спектакля настолько массивно и самобытно, что на одной лишь сцене ему тесно, оно узурпирует пространство зрительного зала: в центральном проходе, нависая над самыми выгодными местами в партере пролегает деревянный мост. По нему жители Калинова с шумом спускаются, поднимаются и скрываются с глаз зрителей. Именно по этому мосту свои последние шаги к обрыву делает Катерина.



Вся театральная рать

Если первые премьеры сезона были сделаны весьма бюджетно, лаконично и по-спартански  — вот в «Блогере», например, одна только кровать да великолепная игра Ивана Братушева! — то уж для «Грозы» драмтеатр созвал всю президентскую рать: в постановке задействована практически вся труппа целиком, а, кроме того, — к работе над ней привлекли столичных мастеров. 

Костюмы героям Островского сшила главный художник театра драмы и комедии «ФЭСТ» Ирина Титоренко. Особенно запоминающиеся образы художник создала для двух Кабановых — свекрови и невестки. Купчиху она облачила в роскошное терракотовое красное платье, которое недвусмысленно говорит, кто в Калинове главный. Очень нежным получился последний наряд Катерины: белый цвет напоминает о формулировке «Луч света в тёмном царстве», а разность фактур наряда добавляют ему характера. 

Интересным получился и образ купчины-самодура Дикого: в его богатой шубе, уж слишком буквальной для для такого персонажа, сквозит ирония художника.

 Художник по свету театра «Сатирикон» Андрей Ребров покрыл пространство сцены скользящим светом холодных оттенков, а раскладывать поволжские песни на несколько голосов актёров научил хормейстер Олег Щукин.


Всё о тебе, грешный человече!


Песни, которые за несколько месяцев безукоризненно научились петь актёры драмтеатра, в постановке служат проводниками режиссёрской мысли и эмоциональными передатчиками. Интересно, что духовная песня Псковской области «Закатилось красное солнце», которую в финале поют жители Калинова, и мелодически, и по тексту перекликается с «Грешным человече», которую в «Блогере» Поприщину напевает панночка. 

Эти слова о грешном человеке красной нитью связывают, казалось бы, два совершенно разных спектакля, дают понять, что они в репертуаре театра находятся не обособленно, а переходят друг в друга, как сообщающиеся сосуды. Как сказал журналистам ИА «Регион 29» после премьеры директор театра Сергей Самодов, такая концептуальная спайка превращает спектакли сезона в своего рода хороший сериал, который на протяжении нескольких серий развивает одну и ту же идею. 

Тема одиночества для «Грозы» так же актуальна. Об Андрей Тимошенко говорил ещё в интервью «Правде Севера». Разве не одиночество в конечном итоге толкнуло Катерину на измену постылому мужу, а затем — в Волгу? Разве не оно же заставляет Кабанову, чувствующую, что материнская власть утекает у неё из пальцев, тиранить сына и невестку? Но в «Грозе» тема одиночества идёт рука об руку с мотивом греха. Ведь как изобретатель Кулигин не бьётся, а калиновцы всё равно продолжают считать грозу расплатой за грехи, наказанием.

— Гроза-то нам в наказание посылается,  чтобы мы чувствовали! — говорит Дикой, и при всей ненаучности его суждений с ним так и хочется согласиться.


Краски и полутона

Но всё же в первую очередь живым спектакль делают не раскачивающиеся лодки, не поволжские песни и не деревянный велосипед Кулигина, а игра актёров. 

И в первую очередь — исполнительницы главной роли Нины Няниковой. В её Катерине сплелись и девичья нежность, и женская сила, и ребяческая резвость. Кажется, что её к роли молодой Кабановой располагает всё: даже звучный, чуть более низкий, чем привычно для молодой женщины, голос. Ведь Катерина, она такая: живая, бойкая, — птица вольная, которая, попав из неги материнского дома в матриархат Кабанихи, совсем сникла.

Одни из самых удачных сцен для Нины Няниковой — это та, где Катерина сетует на то, что деток у неё нет, и финальная — когда, отчаявшись, стоя на дальнем конце моста, кричит: «Друг мой! Радость моя! Прощай!».

Старшая Кабанова, Марфа Игнатьевна, которую сыграла Гульсина Гусева, в постановке занимает традиционную позицию — антипода Катерины: у невестки — молитвы и песни, у неё — вой по «Домострою». Роль калиновского матриарха Гусева исполняет мощно, сильно: этакая кого угодно в могилу сведёт! Единственное, что образ, созданный актрисой, при всей яркости, не имеет полутонов. Гульсина Гусева сыграла её, как отрубила: почти не дала своей героине шанса показать себя другой: несчастной, слабой… Хотя то, что она одинока, у зрителя сомнения не вызывает: после гибели Катерины она остаётся на сцене совсем одна.

А кто добавил новых красок своему персонажу, так это Мария Беднарчик — Варваре. Беднарчик сделала сноху Катерины такой роковой, что невольно начинает казаться, что Варя — не просто легкомысленница, не просто девочка, желающая успеть погулять, пока ещё можно, а соблазнительница, которая сознательно толкнула подругу на грех: то ли из прихоти, то ли из зависти, то ли из злобы, а то ли из-за того, что сама она себе позволяет много больше. В отличие от Катерины Варвара идёт на осознанный бунт и не боится довести его до конца. Ясно одно: после этой роли, и двух предыдущих в «Победительнице», очень хочется увидеть Марию Беднарчик в главной роли.

Точно так же, как небесная гроза заставляет чувствовать жителей Калинова, «Гроза» Андрея Тимошенко заставляет чувствовать зрителя: кого — слёзы, кого — переосмысление самого себя, кого — путешествие… Но, в любом случае, — совершенно новый эмоциональный опыт.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Комедия (основная сцена)
Л. Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади

Продолжительность - 2 часа 30 минут (с антрактом)

Пьесы Лопе де Вега, как и комедии Мольера, как и комедии Гольдони, Гоцци и Шекспира, прежде всего играли для простой публики. Поэтому и исполнение их - как в площадном театре, поэтому в спектакле очень яркая манера игры.

«Суть этой пьесы, её основная мысль для меня, как для режиссёра, заключается в том, что настоящая любовь творит невозможное, она творит чудеса. Любовь покрывает всё. Любовь - тайна творения мира, который без любви – ничто. Это самое главное. Комедия комедией, но эта тема никуда не пропадает. В данной пьесе, почему мне кажется, что всё так благополучно складывается, почему главным героям удаётся соединиться, - так это потому, что их чувства истинны, глубоки. Но перипетии и поступки действующих лиц, конечно же, комичны. Диана Марии Новиковой больше светская дама, которая действительно блюдёт своё положение. А у Марии Беднарчик Диана более открытая, эмоциональная. И спектакли с разными Мариями, конечно, получились разные. С Марией Новиковой спектакль о женщине, о её внутреннем мире, желании любить и быть любимой, счастливой. А с Марией Беднарчик больше про Теодоро. Про то, как он открывает для себя настоящее чувство», - режиссёр.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Новая комедия Архангельского театра драмы - «Собака на сене»
ГТРК «Поморье»: В Архангельском театре драмы предпоказ премьеры — «Собака на сене»
«Регион29. В связке-юниор»: Собака на сене или без маски вход воспрещён!
«Бизнес-класс»: Всё смешалось в доме де Бельфлор: в Архангельском театре драмы представили свой вариант «Собаки на сене»
News29: Испанские страсти на архангельской сцене: драмтеатр поставил «Собаку на сене»
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы представил премьеру – «Собаку на сене»
«Регион 29»: Любовь к трём апельсинам: в архангельском театре драмы сыграли «Собаку на сене»
«Двина сегодня»: «Собака на сене»: на сцене драмтеатра в Архангельске разыграли полную страстей комедию


Премьера спектакля состоялась 9 октября 2020 г.

Сценография - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Светлана Голыбина
Художник по свету - Ольга Раввич
Балетмейстер - Павел Ивлев 
Педагог по сцен.речи - Елена Ласкавая
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв

Спектакль ведёт Ксения Корельская

Подробнее
12+
Учебный театр Школы Сценических Искусств представляет 
Семейный нуар
Режиссёр-педагог – Наталия Латухина

Утро перед Рождеством. Большая семья собирается вместе в загородном доме. Это мог быть замечательный уютный праздник, но они ещё не знают, что скоро семейной идиллии придёт конец. В этот день на поверхность всплывут старые обиды, тщательно скрытые тайны и неожиданные откровения.

Подробнее
12+
Квартирник (Абрамовский зал)
Д. Тарасов
Режиссёр - Анна Морозова

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Премьера спектакля состоялась 28 января 2025 года

Спектакль «Витя и Рыба»* — это трогательная и вдохновляющая история о первых шагах мальчика Вити на пути в мир творчества. Погрузившись в атмосферу конца 70-х — начала 80-х годов, мы отправляемся в детство Вити, который, еще не зная, что станет символом целой эпохи, открывает для себя музыку и свою мечту. Это история о поисках, дружбе и поддержке, которая становится основой для его будущего пути. В центре повествования — близкие отношения с друзьями, о которых герой всегда говорил с благодарностью, и влияние окружающего мира, который дал ему силы для того, чтобы не сдаваться.

«Витя и Рыба» — это не просто история о становлении музыканта, это история о том, как мечты могут стать реальностью, когда рядом есть верные люди и когда искренность сердца не может быть подавлена ничем.
Спектакль переносит нас в атмосферу, где каждый момент наполнен музыкой, юношеским азартом и надеждой. Это — взгляд на начало большого пути, который начался в незаметном уголке, но оставил след в истории.
Не пропустите спектакль о том, как начинается великое, и о том, что, возможно, всё самое важное начинается с простого слова и поддерживающего взгляда друга.

*Это вымышленная история, не автобиографический спектакль о реальном человеке, сюжет никакого отношения к реальности не имеет, все совпадения случайны.

Композитор и автор слов песен - Анна Морозова

Спектакль ведёт Ксения Корельская

СМИ о спектакле:

ГТРК "Поморье": Премьера в театре драмы — «Витя и рыба»
Правда Севера: В Архангельске рассказали о том, как стать настоящей звездой
Двина29: Архангельский театр драмы представив премьеру в формате квартирник
Регион29: Рок-квартирник: в Архангельска показали спектакль "Витя+Рыба"

Подробнее