Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали

28.11.16

Источник: Регион 29
Автор: Мария Атрощенко

 Эта постановка с первых дней осени позиционировалась как главная премьера театрального полусезона. Тем более, что поставил её главный режиссёр драмтеатра Андрей Тимошенко. И хотя она с академической точностью воспроизводит реплики и сюжет произведения Александра Островского, думается, что сам режиссёр в первую очередь стремился не к пересказу и без того известной зрителю со школы истории.

Постановку Андрея Тимошенко можно отнести к современному классическому театру. В первые минуты кажется, что архангельский драмтеатр не далеко ушёл от того, как играли в московском Малом театре в 1859 году. Но чем дальше, тем яснее: этот спектакль — не историческая реконструкция, а нечто совершенно самобытное и, несмотря на весь свой классический подход, очень современное.



Раскачивать лодку


Говоря о новаторстве постановки, никак нельзя забыть о декорациях спектакля, у которых по сравнению с предыдущими, весьма аскетичными, премьерами сезона прибавилось масштаба и размаха. 

Сцена выстлана стругаными досками, заставлена лодками с прорехами в бортах, мешками ячменя (на весь спектакль ушло полтонны зерна). Всё это пошло в дело: с лодками актёры исполняли трюки на грани акробатических, а ячменём Катерина и Борис «поливали» друг друга, застыв в лучах чистого белого света. 

На задворках сцены стоит исполин — перевёрнутый корабль, который заменяет жителям города Калинова алтарь церкви. По словам Андрея Тимошенко, эта конструкция — аллегория на Ноев ковчег. Впрочем, список интерпретаций можно и продолжить. Заходя в него, герои Островского словно оказываются в брюхе кита, — как Пиноккио в сказке Карло Коллоди. Правда, более, чем на лодку, декорация похожа на скелет левиафана, хотя при такой трактовке символика кардинально меняется: от спасения — до гибели.

Декорационное оформление спектакля настолько массивно и самобытно, что на одной лишь сцене ему тесно, оно узурпирует пространство зрительного зала: в центральном проходе, нависая над самыми выгодными местами в партере пролегает деревянный мост. По нему жители Калинова с шумом спускаются, поднимаются и скрываются с глаз зрителей. Именно по этому мосту свои последние шаги к обрыву делает Катерина.



Вся театральная рать

Если первые премьеры сезона были сделаны весьма бюджетно, лаконично и по-спартански  — вот в «Блогере», например, одна только кровать да великолепная игра Ивана Братушева! — то уж для «Грозы» драмтеатр созвал всю президентскую рать: в постановке задействована практически вся труппа целиком, а, кроме того, — к работе над ней привлекли столичных мастеров. 

Костюмы героям Островского сшила главный художник театра драмы и комедии «ФЭСТ» Ирина Титоренко. Особенно запоминающиеся образы художник создала для двух Кабановых — свекрови и невестки. Купчиху она облачила в роскошное терракотовое красное платье, которое недвусмысленно говорит, кто в Калинове главный. Очень нежным получился последний наряд Катерины: белый цвет напоминает о формулировке «Луч света в тёмном царстве», а разность фактур наряда добавляют ему характера. 

Интересным получился и образ купчины-самодура Дикого: в его богатой шубе, уж слишком буквальной для для такого персонажа, сквозит ирония художника.

 Художник по свету театра «Сатирикон» Андрей Ребров покрыл пространство сцены скользящим светом холодных оттенков, а раскладывать поволжские песни на несколько голосов актёров научил хормейстер Олег Щукин.


Всё о тебе, грешный человече!


Песни, которые за несколько месяцев безукоризненно научились петь актёры драмтеатра, в постановке служат проводниками режиссёрской мысли и эмоциональными передатчиками. Интересно, что духовная песня Псковской области «Закатилось красное солнце», которую в финале поют жители Калинова, и мелодически, и по тексту перекликается с «Грешным человече», которую в «Блогере» Поприщину напевает панночка. 

Эти слова о грешном человеке красной нитью связывают, казалось бы, два совершенно разных спектакля, дают понять, что они в репертуаре театра находятся не обособленно, а переходят друг в друга, как сообщающиеся сосуды. Как сказал журналистам ИА «Регион 29» после премьеры директор театра Сергей Самодов, такая концептуальная спайка превращает спектакли сезона в своего рода хороший сериал, который на протяжении нескольких серий развивает одну и ту же идею. 

Тема одиночества для «Грозы» так же актуальна. Об Андрей Тимошенко говорил ещё в интервью «Правде Севера». Разве не одиночество в конечном итоге толкнуло Катерину на измену постылому мужу, а затем — в Волгу? Разве не оно же заставляет Кабанову, чувствующую, что материнская власть утекает у неё из пальцев, тиранить сына и невестку? Но в «Грозе» тема одиночества идёт рука об руку с мотивом греха. Ведь как изобретатель Кулигин не бьётся, а калиновцы всё равно продолжают считать грозу расплатой за грехи, наказанием.

— Гроза-то нам в наказание посылается,  чтобы мы чувствовали! — говорит Дикой, и при всей ненаучности его суждений с ним так и хочется согласиться.


Краски и полутона

Но всё же в первую очередь живым спектакль делают не раскачивающиеся лодки, не поволжские песни и не деревянный велосипед Кулигина, а игра актёров. 

И в первую очередь — исполнительницы главной роли Нины Няниковой. В её Катерине сплелись и девичья нежность, и женская сила, и ребяческая резвость. Кажется, что её к роли молодой Кабановой располагает всё: даже звучный, чуть более низкий, чем привычно для молодой женщины, голос. Ведь Катерина, она такая: живая, бойкая, — птица вольная, которая, попав из неги материнского дома в матриархат Кабанихи, совсем сникла.

Одни из самых удачных сцен для Нины Няниковой — это та, где Катерина сетует на то, что деток у неё нет, и финальная — когда, отчаявшись, стоя на дальнем конце моста, кричит: «Друг мой! Радость моя! Прощай!».

Старшая Кабанова, Марфа Игнатьевна, которую сыграла Гульсина Гусева, в постановке занимает традиционную позицию — антипода Катерины: у невестки — молитвы и песни, у неё — вой по «Домострою». Роль калиновского матриарха Гусева исполняет мощно, сильно: этакая кого угодно в могилу сведёт! Единственное, что образ, созданный актрисой, при всей яркости, не имеет полутонов. Гульсина Гусева сыграла её, как отрубила: почти не дала своей героине шанса показать себя другой: несчастной, слабой… Хотя то, что она одинока, у зрителя сомнения не вызывает: после гибели Катерины она остаётся на сцене совсем одна.

А кто добавил новых красок своему персонажу, так это Мария Беднарчик — Варваре. Беднарчик сделала сноху Катерины такой роковой, что невольно начинает казаться, что Варя — не просто легкомысленница, не просто девочка, желающая успеть погулять, пока ещё можно, а соблазнительница, которая сознательно толкнула подругу на грех: то ли из прихоти, то ли из зависти, то ли из злобы, а то ли из-за того, что сама она себе позволяет много больше. В отличие от Катерины Варвара идёт на осознанный бунт и не боится довести его до конца. Ясно одно: после этой роли, и двух предыдущих в «Победительнице», очень хочется увидеть Марию Беднарчик в главной роли.

Точно так же, как небесная гроза заставляет чувствовать жителей Калинова, «Гроза» Андрея Тимошенко заставляет чувствовать зрителя: кого — слёзы, кого — переосмысление самого себя, кого — путешествие… Но, в любом случае, — совершенно новый эмоциональный опыт.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+

На сцене Дома культуры и театра, г. Каргополь
Реставрация в одном действии (камерная сцена)
А. Твардовский
Режиссёр — Алексей Ермилышев


Продолжительность — 1 час 45 минут (без антракта)


Спектакль — попытка восстановить в памяти мифического героя Василия Тёркина, героя эпоса и в то же время — героя живого, настоящего. Как реставраторы возвращают к жизни, казалось бы, навсегда утраченную фреску, слой за слоем восстанавливая древнее изображение, так и четверо актеров разыграют этот текст — сначала в шутку, а затем… и сами не заметят, как он приобретёт для них глубокий смысл. Неслучайно жанр спектакля — реставрация в одном действии.


Подробнее
12+

Фестиваль современного танца и перформанса "Предчувствие Прикосновения" представляет:
Режиссёр и танц-драматург - Татьяна Грибанова
Хореограф и исполнитель - Софья Валиуллина

Продолжительность - 25 минут

Будет и резко, и нежно.
Перформанс, придуманный за 15 минут на борту самолёта авиакомпании "Победа", следовавшего по рейсу DP450 из Тюмени в Москву.
Живое пособие по созданию успешного перформанса или не очень успешного и вообще даже не перформанса.

Медиа-художник: Алеся Зарипова
Художник по костюмам: Татьяна Грибанова

Софья Валиуллина - танцовщик, перформер, хореограф, студентка заочного отделения факультета современного танца Московского Государственного института культуры!

Участник и обладатель Гран-при и спецпризов Всероссийских и Международных фестивалей, среди которых:
OPEN LOOK (Санкт-Петербург),
DanceHelpFest (Москва),
КОНТУР (Екатеринбург),
ЗDVIG (Киров),
ИЗМ и ФАРА (Пенза),
ТанцDIALOGI (Кострома),
SOMA (Тюмень),
ТОЧКА и ЧАТ (Омск),
DANCE СЕМЕСТР (Пермь)
МОСТЫ, ТЕЛОВИДЕНИЕ, МОЙ MOÑ (Казань) и др.

Участник творческих резиденций и лабораторий DialogLAB в Рузе, CONTEXT. DIANA VISHNEVA, ПОЛЕ:ТЕЛО, фестивалей современного танца DAR, обладатель грантов летних школ DK-MORE! в Крыму и "Художник современного танца на практике" в Москве. Обучалась у таких хореографов как Peter Jasko, Adi Salant, Marta Coronado, Tomislav English, сёстры Тарабановы, Иван Естегнеев, Павел Глухов, Александра Конникова и Альберт Альбертс и других.

Артист спектакля-концерта по произведениям Курта Вайля в труппе MUSICAETERNA (Санкт-Петербург) под руководством Теодора Курентзиса, режиссёр - Анна Гусева, хореограф - Анастасия Пешкова.

Спектакль МАНИФЕСТ К РУССКОМУ ПЕРФОРМАНСУ вошёл в лонг-лист Национальной театральной премии ЗОЛОТАЯ МАСКА как один из самых заметных спектаклей сезона 22/23

Подробнее
12+
Комедия (основная сцена)
Ж.-Б. Мольер
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 2 часа 20 минут (с антрактом)

Комедия, которая поможет сбросить "финансовую серьёзность" и посмотреть на деньги шутя.  
Гарпагон, богач и настоящий скряга, любит деньги больше своей семьи и даже больше себя, так что прячет их от всех в шкатулке, зарытой в саду. 

Это одна из лучших пьес Мольера, одна из четырёх его «золотых» комедий, которая быстро сошла с афиш  — Франция в середине XVII века еще не была готова к такой «самокритике». Но её время пришло позже. В советские годы пьеса была поставлена как обличение чуждой буржуазной морали, а новая волна «скупых» хлынула в двухтысячные. Бесспорно, на фоне особой актуальности проблематики в эпоху власти денег. Теперь мы снова попробуем смеяться над собой.

СМИ о спектакле: 
Рзн. инфо: Архангельские актеры представили на рязанской сцене комедию Мольера Премьера состоялась 22 ноября 2015 года. 

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Сценография — Наталья Яковчик 
Хореограф — Никита Чурилов 
Художник по костюмам — Ирина Титоренко

Спектакль ведет Полина Савчук
Подробнее