Правда Севера. В Архангельском театре драмы начались новогодние спектакли
Автор: Елена Ирха
Об авторстве сказки спорят до сих пор, мол, Пушкин написал сказку, прикрывшись юным студентом Ершовым. Считается, что там социальной сатиры и намёков на тогдашнюю власть – не счесть. От Пушкина могли ожидать какой-нибудь литературной каверзы и потому за ним цензоры бдительно приглядывали, а кто такой Ершов?
Как бы там ни было, тогдашняя власть со своими цензорами канула в лету, а сказка осталась. И вот уже без малого двести лет остается любимой в русском народе, а в детском чтении прочно укрепилась еще лет сто назад.
В Архангельском театре драмы эту довольно сложную и многослойную, но легкую по стиху сказочную поэму поставил режиссёр Анастас Кичик. Над сценографией спектакля потрудился главный режиссер театра драмы Андрей Тимошенко, костюмы – театрального художника Ирины Титоренко.
Поскольку литературная сказка имеет под собой фольклорную основу, то и спектакль поставлен в жанре музыкальной русской фольклорной картины. Конечно, можно ожидать невероятных спецэффектов, поскольку волшебных превращений в сказке много.
Но спектакль смотрится органично не за счет спецэффектов, хотя они присутствуют. Некоторые «волшебные» сцены решены просто и остроумно. Например, «полёт» Конька-горбунка с Иваном: достаточно мультимедийного экрана, а остальное – дело актеров.
Костюмы привлекают внимание тем, что они напоминают фольклорные, традиционные, но вместе с тем, они и сказочные, немного шутливые. А уж как выскочил Иван из кипящего котла, так и приоделся – вместо простецкой бейсболки что-то вроде ковбойской шляпы. Так и короновали.
Показалось удивительным, что Царь-девица в спектакле – это не Шамаханская царица, как ее обычно представляют художники театров или книжные иллюстраторы. Тут девица вполне себе русская, но – с интересной бледностью в лице, как бы сказали в пушкинскую пору. Что-то вроде расписной матрешки, какими обычно представляют ярких русских красавиц, - это Жар-птица.
Кроме сокращений литературного текста, что понятно – спектакль надо «уложить» в отведенное время, режиссер Кичик оставил в живых старого царя, мол, не нужно никакой «крови» в спектакле для детей. И царь, комично махнув рукой на все – а ну вас! – уходит восвояси. Надо думать, в монастырь, раз царское место освободилось.
Конёк-горбунок в спектакле – это друг и товарищ Ивану, по-дружески давший ему пару подзатыльников за сделанную глупость – мол, я же говорил тебе, дурак! А как они обнимаются перед тем, как Ивану прыгать в котел якобы на верную смерть – в чем сила, брат?
Боюсь, что некоторые находки режиссера будут не совсем понятны детям, для которых поставлен спектакль, но зато много удовольствия доставят взрослым. А для детей останется вечно волшебная сказка «Конёк-горбунок», воплощенная в ярком праздничном спектакле Архангельского театра драмы.