Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Правда Севера. В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского

16.05.21
Источник: Правда Севера
Автор: Елена Ирха

Спектакль поставлен как судебная драма: следствие, заседание суда, допрос свидетелей и, наконец, вердикт присяжных. В перерывах между этими сценами – воспоминания Дмитрия Карамазова как ответы на вопросы следователя.

Инсценировка романа Достоевского для архангельской сцены – тоже Алексея Ермилышева, и, кажется, удачная. Во всяком случае, незаметно, чтобы прерывалось повествование, касающееся Дмитрия Карамазова. Тот зритель, что пока ещё незнаком с содержанием романа, посмотрев спектакль, сможет разобраться в сложном, многослойном сюжете «с листа».

Спектакль показался красивым – декорации, актёрская пластика, свет и музыка – всё сошлось. Хотя сценография Андрея Тимошенко проста и сурова – подмостки в виде креста, костюмы Ирины Титоренко отсылают к заявленной эпохе, из реквизита – только венские стулья, а из видеконтента – лишь «рваный» текст с ятями и ерами того же романа Достоевского. Хореографу Анастасии Змываловой – отдельное спасибо за создание пластических этюдов, характеризующих внутреннее состояние героев.

Спектакль начинается с чтения строчек из поэмы Маяковского «Флейта-позвоночник» актёром Дмитрием Беляковым, сыгравшим главного героя архангельского спектакля – Дмитрия Карамазова. Вероятно, режиссёр прав – по накалу душевных страстей и какой‑то неотвратимой трагичности судьбы автор «Флейты» и персонаж романа Дмитрий Карамазов – близнецы-братья, и тут даже речи нет, кто более матери-истории ценен – оба.

Интересным показался в спектакле образ Смердякова. Его играли в истории «Карамазовых» по‑разному. Как бунт человека, считавшего, что достоин лучшей участи по праву рождения, как патологического интригана, прикидывающегося простачком. В исполнении Вадима Винтилова Смердяков – точно знающий себе цену умный человек и точно знающий, что он делает. Смердяков в кошмарном видении Ивана, который предугадывал возможное убийство, является «белым чёртом» – в белом, с белым гримом на лице и белыми рогами – и признаётся в убийстве без всякого сожаления.

Некую разрядку в спектакль вносит сцена с эпизодическим комическим персонажем – госпожой Хохлаковой в исполнении Наталии Латухиной, суматошной и взбалмошной, в которой, наверное, единственной нет никакого душевного надлома. Она без конца что‑то восклицает про золотые прииски, перебивает Митю, уходит от темы разговора, не слышит собеседника, чем доводит его до исступления, а зрительный зал – до смеха.

Одним из центральных образов является Фёдор Карамазов в исполнении Евгения Нифантьева, которого отличает и яркое пятно – шинель с красными отворотами, похожая на тогдашнюю полицейскую форму. Вероятно, образ неразборчивого человека без веры, моральных ориентиров и отеческих чувств к сыновьям взят неслучайно: по возрасту актёр не подходит под сластолюбивого капризного старца.

Две главные героини – Грушенька в исполнении Марии Беднарчик и Катерина Ивановна в исполнении Марии Новиковой – это роковая женщина и женщина-мстительница. Они обе отсылают к образу необузданной натуры Настасьи Филипповны из «Идиота». Грушенька во всём красном, видимо, символизируя душевные страсти, а Катерина Ивановна в тёмном – не простит бывшего возлюбленного и пойдёт в своей мести до конца.

Очень хорош ансамбль актёров, играющих следователя, прокурора и адвоката – Иван Братушев, Александр Субботин, Константин Мокров. Они же играют сразу по несколько и других эпизодических ролей.

«Карамазовы» всегда решались в мрачных тонах: погоня за деньгами, вражда с членами своей семьи из‑за наследства, тонко рассчитанное убийство и самоубийство, слова Смердякова о ненависти к России и соплеменникам, неверие – всё, что и сегодня толкает наше общество в пропасть.

Но, как ни странно, ощущение от архангельского спектакля «Карамазовы. Мытарь» осталось такое: есть надежда…

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее