Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Андрей Петров. О спектакле "Холодец"

31.12.24
Алексей Марусов "ХОЛОДЕЦ"
Архангельский театр драмы им. М. Ломоносова (Абрамовский зал), 2024.
Режиссер - Иван Братушев.

В Абрамовском зале театра построен помост, на который выходит пять дверей по количеству участников спектакля – это коммуналка, причем двери могут открываться по-разному: и традиционно, и как вертушка вокруг своей оси (художник-сценограф – Андрей Тимошенко). Перед сценой натянута бельевая веревка. Выходит старушка, несет в тазике выстиранное белье, развешивает его на веревке, это красные трусы с серпом и молотом и красные же рейтузы – чем не советский флаг (элементы красного еще не раз появятся в костюмах персонажей). В это время на трех экранах вверху демонстрируются кадры, на которых президент Горбачев слагает свои полномочия, а в Беловежской пуще объявляют о ликвидации СССР (художник мультимедиа – Александр Дроздецкий). Слышен удар курантов, бабулька вздрагивает, начинает истово креститься. Это сквозной персонаж представления Нина Акимовна (Нина Няникова, она же художник по костюмам). Бельевая веревка резко обрывается. Кончилась эпоха!

Так начинается спектакль «Холодец», жанр которого определен автором инсценировки и режиссером Иваном Братушевым как социальный калейдоскоп. В программке можно прочитать такие строки: «Колоритные характеры персонажей рассказов Алексея Марусова и их жизненные перипетии как яркие стеклышки калейдоскопа складываются в причудливые картины на фоне эпохи перемен». Как в калейдоскопе меняются образы героев, каждый актер играет по несколько самых разных ролей, моментально перевоплощаясь.

Вот утро в коммуналке: «Каждое буднее утро коммунальная кухня приобретала атмосферу общего молекулярного противостояния». Очередь в туалет, халаты, бигуди, треники с вытянутыми коленками, майки, тайные свидания, препирательства соседей перерастают в потасовку, «резались хлеб и пальцы спросонья, наступали ноги на ноги, сталкивались тазобедрия, ехидно приносились извинения», в общем, «утро проходило и в тесноте, и в обиде». Зазвучавшая с телеэкрана музыкальная заставка передачи «В мире животных» спровоцировала жителей коммуналки на романтический танец (балетмейстер – Анастасия Змывалова).

Но вот одно происшествие привлекает всеобщее внимание: Толика Караваева уличили в краже вареной картофелины из чужой кастрюли. Тут же последовало наказание – целый месяц мыть общий коридор, который «начинался в прихожей, а заканчивался где-то под Туапсе». Итак, главный герой первой части спектакля – опустившийся интеллигент Толик Караваев (Артур Чемакин), резонер, бьющийся «о стену местного непонимания», излишне грамотный, но бедный, а потому горько оплакивающий свою незадачливую судьбу. Крупно заработал он в первый рабочий день на кладбище, куда его пристроил сосед, произнеся жалостливую проникновенную речь над могилой одного из покойных: «Мятежная душа уходит, нам оставляя пустоту». А потом вдохновенно исполнил легендарную песню: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

Следующий герой представления – запойный сантехник Мирон Маслов (Артем Пребышевский) «от осознания безнадежности ближайшего займа» крикнул: «Господи! Не хочу пить! Исправи жизнь мою!» И случилось чудо: сами собой нашлись друг за другом три пятерки. Велико было искушение потратить их на спиртное: то тут, то там мерещились ему заветные бутылки с веселящей жидкостью. Однако невесть откуда взявшееся самообладание взяло верх, и Маслов решается потратить неожиданный Божий дар на покупку кастрюли, на стрижку, на предложение закройщице Райке «коптить небо совместно». Но кардинальные жизненные перемены не последовали, поскольку, чтобы привести мысли в порядок, была приобретена бутылка портвейна, а потом и вторая. И ни к чему оказались ни кастрюля, ни стрижка, ни Райка. От переполняющих его чувств самозабвенно спел Мирон песню о том, «Как мы на чертовом крутились колесе, а теперь оно во сне», сопровождая пение энергичным танцем.

А вот некрасивая девушка Люда по прозвищу «Ничего Страшного» (Анастасия Волченко) с остервенением трижды прокручивает кадры своего выноса из роддома в окружении счастливых родственников, вспоминает о том, как в детстве своим внешним видом распугала в парке белок, поскольку ей «досталось вечное бемольное выражение лица». Как будто слетела к ней с телеэкрана древнекитайская маска с жабой на голове, ставшая когда-то логотипом телекомпании «ВИД», она носит ее на груди, периодически напяливая на лицо. Мечтала Люда стать прокурором, чтобы всех красивых людей посадить в тюрьму, но стала раздатчицей супов в столовке. И тут-то она обрела любовь своей жизни в облике неказистого будьдозериста из Норильска Бориса, признавшегося ей: «Ты большая и добрая, Люд, как мой бульдозер». И побоку тогда томного «Джо Дассена» с плаката с его чувствительной французской песней.

И наконец, главный герой рассказа «Холодец», давшего название всему спектаклю, – живущий на Богом забытой окраине города доморощенный философ, «ревностный апологет минимализма», которого абсолютно устраивает его «индивидуальная безответственность», Жорка Вагин (Евгений Нифантьев). Он решил на свой день рождения приготовить холодец, для чего заказал другу свиную голову: «Примитивизм приготовления макарон заставляет топтаться на месте, а я за развитие». Однако холодец, в конце концов, сварит неутомимая и вездесущая Нина Акимовна, поскольку надо же ее как-то отвлечь от обрушившегося на нее горя вдовства: «Сейчас холодец сварит, а потом движок у моего мотоцикла переберем».

И вот все герои спектакля собрались вместе, чтобы отпраздновать Новый год, – поддерживают друг друга, спасают тарелку пресловутого холодца, поскольку с каждым ударом курантов то один, то другой стремится упасть, как подкошенный: «Но ведь держимся все-таки! Держимся!» А значит, всё будет хорошо. Продержимся еще! Таков вот социальный калейдоскоп.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Комедия (основная сцена)
Л. Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади

Продолжительность - 2 часа 30 минут (с антрактом)

Пьесы Лопе де Вега, как и комедии Мольера, как и комедии Гольдони, Гоцци и Шекспира, прежде всего играли для простой публики. Поэтому и исполнение их - как в площадном театре, поэтому в спектакле очень яркая манера игры.

«Суть этой пьесы, её основная мысль для меня, как для режиссёра, заключается в том, что настоящая любовь творит невозможное, она творит чудеса. Любовь покрывает всё. Любовь - тайна творения мира, который без любви – ничто. Это самое главное. Комедия комедией, но эта тема никуда не пропадает. В данной пьесе, почему мне кажется, что всё так благополучно складывается, почему главным героям удаётся соединиться, - так это потому, что их чувства истинны, глубоки. Но перипетии и поступки действующих лиц, конечно же, комичны. Диана Марии Новиковой больше светская дама, которая действительно блюдёт своё положение. А у Марии Беднарчик Диана более открытая, эмоциональная. И спектакли с разными Мариями, конечно, получились разные. С Марией Новиковой спектакль о женщине, о её внутреннем мире, желании любить и быть любимой, счастливой. А с Марией Беднарчик больше про Теодоро. Про то, как он открывает для себя настоящее чувство», - режиссёр.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Новая комедия Архангельского театра драмы - «Собака на сене»
ГТРК «Поморье»: В Архангельском театре драмы предпоказ премьеры — «Собака на сене»
«Регион29. В связке-юниор»: Собака на сене или без маски вход воспрещён!
«Бизнес-класс»: Всё смешалось в доме де Бельфлор: в Архангельском театре драмы представили свой вариант «Собаки на сене»
News29: Испанские страсти на архангельской сцене: драмтеатр поставил «Собаку на сене»
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы представил премьеру – «Собаку на сене»
«Регион 29»: Любовь к трём апельсинам: в архангельском театре драмы сыграли «Собаку на сене»
«Двина сегодня»: «Собака на сене»: на сцене драмтеатра в Архангельске разыграли полную страстей комедию


Премьера спектакля состоялась 9 октября 2020 г.

Сценография - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Светлана Голыбина
Художник по свету - Ольга Раввич
Балетмейстер - Павел Ивлев 
Педагог по сцен.речи - Елена Ласкавая
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв

Спектакль ведёт Ксения Корельская

Подробнее
12+
Учебный театр Школы Сценических Искусств представляет 
Семейный нуар
Режиссёр-педагог – Наталия Латухина

Утро перед Рождеством. Большая семья собирается вместе в загородном доме. Это мог быть замечательный уютный праздник, но они ещё не знают, что скоро семейной идиллии придёт конец. В этот день на поверхность всплывут старые обиды, тщательно скрытые тайны и неожиданные откровения.

Подробнее
12+
Квартирник (Абрамовский зал)
Д. Тарасов
Режиссёр - Анна Морозова

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Премьера спектакля состоялась 28 января 2025 года

Спектакль «Витя и Рыба»* — это трогательная и вдохновляющая история о первых шагах мальчика Вити на пути в мир творчества. Погрузившись в атмосферу конца 70-х — начала 80-х годов, мы отправляемся в детство Вити, который, еще не зная, что станет символом целой эпохи, открывает для себя музыку и свою мечту. Это история о поисках, дружбе и поддержке, которая становится основой для его будущего пути. В центре повествования — близкие отношения с друзьями, о которых герой всегда говорил с благодарностью, и влияние окружающего мира, который дал ему силы для того, чтобы не сдаваться.

«Витя и Рыба» — это не просто история о становлении музыканта, это история о том, как мечты могут стать реальностью, когда рядом есть верные люди и когда искренность сердца не может быть подавлена ничем.
Спектакль переносит нас в атмосферу, где каждый момент наполнен музыкой, юношеским азартом и надеждой. Это — взгляд на начало большого пути, который начался в незаметном уголке, но оставил след в истории.
Не пропустите спектакль о том, как начинается великое, и о том, что, возможно, всё самое важное начинается с простого слова и поддерживающего взгляда друга.

*Это вымышленная история, не автобиографический спектакль о реальном человеке, сюжет никакого отношения к реальности не имеет, все совпадения случайны.

Композитор и автор слов песен - Анна Морозова

Спектакль ведёт Ксения Корельская

СМИ о спектакле:

ГТРК "Поморье": Премьера в театре драмы — «Витя и рыба»
Правда Севера: В Архангельске рассказали о том, как стать настоящей звездой
Двина29: Архангельский театр драмы представив премьеру в формате квартирник
Регион29: Рок-квартирник: в Архангельска показали спектакль "Витя+Рыба"

Подробнее