История
От «Большого» до Архангельского драматического им. М.В. Ломоносова
ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРА: XVIII ВЕК
18 июня 1703 года случилось в Архангельске событие, о котором историк Василий Крестинин оставил запись в своей книге «Краткая история о городе Архангельском»: «Была в городе комедия у иноземца Ивана Антонова, на котором были воевода и прочие всякие люди, как мужи, так и жены, при которой брано по гривне с каждого человека». Организатором показа спектакля выступил один из офицеров армии Петра Первого венгр Ян Сплавский.
В 1701 году царь поручил Сплавскому вместе с боярином С. Ляпуновым набрать за границей труппу актеров. Да и сам Сплавский был актером-кукольником, неоднократно выступал перед царем. Под его руководством в Москве находилась труппа кукольников. Некоторые их них по указу Петра были посланы «для показания комедиальных штук» в провинцию.
Конечно, это представление нельзя считать рождением театра в Архангельске, но стоит отметить, что оно было одним из самых ранних в истории провинциального театра в России. Весьма вероятно, что подобные комедии бывали в городе и впоследствии.
В 1789 году наместник граф Иван Романович фон Ливен, один из первых поняв все значение, всю важность молодого тогда искусства театра, направил прошение на имя губернатора Тутомлина о строительстве каменного театра (Оперного дома). В частности, в документе граф указал, что «учащиеся, происходя большей частью от граждан бедных и никакой связи с просвещенным обществом не имеют». А значит, «не изыскивая особенных в отвращении сего недостатка в просвещении юношества остается только… согласиться со мнением всего просвещенного света, что в уврачевании сего природного в юношестве недостатка необходимое и так сказать средство есть театр». «Посещая театр для своего увеселения, они увидят изображение великих мужей, жертвующих собою государю и отечеству, предпочитающих правду с честностью всем пользам и преимуществам». Кроме того, юноши услышат в театре живую русскую речь и возвышенные мысли героев пьес, будут брать пример красноречия и познают «красоту стихотворства».
Губернатор Тутомлин, рассмотрев просьбу и связавшись с Сенатом, вынес решение: «На пользу обучающихся в народных школах юношества учредить в сем городе небольшой театр. …для построения театра назначить площадь, находящуюся на так называемом втором пожарище» (сейчас - площадь Профсоюзов).
Вместе с каменным строился и деревянный театр. Уже в 1791 году Ливен доложил губернатору: «…деревянный театр в Архангельске почти весь сделан». Также граф предложил «набрать в оный способных для театра мальчиков как бы под руководством старых актеров приучить могли представлениям, так и со всем прочим до сего заведения касающимся и особливо что принадлежит до музыкантов». Но способных юношей не нашли. Не было и тех, кто мог бы их научить актерскому мастерству.
«1791 года, февраля 3-го дня… с дозволения мужей своих сделали сей договор, чтоб на заводимом в городе Архангельске театре вступить в число действующих лиц Фекла Брыкнерша и Катерина Сахарутина из Ярославля». Женщинам определили по 150 и 100 рублей жалования соответственно. По обычаю времени за женщин поставили свои подписи их мужья - канцелярист ярославской угольной палаты Антон Брыкнер и канцелярист казенной палаты Андриан Сарахутин. Театр обещал казенную квартиру и платья для сцены, а в случае каких-либо нарушений договора со стороны властей за ними оставалось право «от оного театра отойти». На этих условиях женщины обещали прослужить в архангельском театре два года.
В середине марта актрисы приехали в город. Фекла Брыкнерша оказалась превосходной исполнительницей ролей молодых служанок. Труппа собиралась. «… не достает еще старухи, но сей недостаток может быть наполнен, потому что женщины сказывали, что есть для сих ролей актриса в Угличе, которая, конечно, по приглашению их не отречется приобщить себя к нашей труппе. На сих днях приедет еще один превосходный актер для опер, который не только сам поет хорошо, но и других к тому успешно приучает, знав хорошо музыку». Но актриса из Углича не приехала - нашли из местных горожанок. Олонецкий губернатор из Петрозаводска направил несколько актеров. Таким образом, труппа в составе 10-12 человек давала представления, пока здание театра не сгорело в 1793 году.
- Репертуар театра состоял из драматических и оперных представлений классицистического направления.
- В конце XVIII века на сцене в моде были трагедии М. Хераскова, А. Ржевского, В. Майкова и Я. Княжнина. В Архангельске была представлена трагедия Н. Николаева «Сорена и Замир». Написанная в духе вольтеровских традиций, она относилась к так называемым «тираноборческим» пьесам. По сути это переделка на русский лад трагедии Вольтера «Альзира», в которой действие перенесено в обстановку древнекиевского государства. Однако основное место в репертуаре занимала комедия. Можно предположить, что в репертуаре архангельского театра были комедии В. Капниста, Д. Фонвизина, А. Сумарокова. Ставили и комические оперы на музыку русских композиторов: В. Пашкевича, М. Матиского, Е. Фомина, Н. Яхонтова.
Этим же указом императрица оставшуюся от пожара часть деревянного театра передала под обустройство гауптвахты и темницы. Все вещи и костюмы из бывшего театра было велено передать на хранение в цейхгауз губернской роты подпоручика Глупышева. А затем все имущество продали с аукциона на сумму 379 рублей 50 копеек
XIX ВЕК
В 1840-х годах городская интеллигенция, не рассчитывая на то, что театр в Архангельске будет построен за казенный счет, организовала сбор добровольных пожертвований на сооружение театрального здания, и уже через 4 года, в декабре 1846 года местные любители начали играть спектакли в деревянном театре на 650 мест, а весной 1847 года в город впервые приехала группа профессиональных актеров из Ярославля. К сожалению, после сильного пожара 1851 года деревянное здание театра сильно пострадало.
Но у архангельского образованного общества было такое огромное желание иметь в городе свой театр, что на страховые деньги, полученные за сгоревшее здание, было куплено у купца Ермолина за 2400 рублей обгоревшее строение на углу Набережной и Горихвостовской (ныне ул.Володарского), и «при помощи казенных средств и вспомоществовании купечества» за 4 года превратили его во вполне благоустроенный по тому времени театр. Строил новый театр архитектор Ф.Ф.Молохов. Устройство его обошлось в общем в 20 000 рублей.
Посетивший Архангельск летом 1858 года император Александр II был в театре на балу, устроенным в его честь, и остался очень доволен убранством залы.
Первый спектакль в новом театре был дан 24 января 1855 года. Шла Крымская война 1853-1856 гг. Любители сценического искусства сыграли в пользу осиротевших семейств севастопольских воинов и пострадавших поморских жителей драму «Россия в 1854 году». Отцы города возлагали большие надежды на воспитательную силу театра. «Театр должен оттянуть нас от чарки, карт, сплетен и всякой иной провинциальной мелочи», - страстно призывали своих читателей «Губернские Ведомости». По этому поводу улица Горихвостовская была переименована в Театральную.
Для управления делами театра была организована театральная дирекция, которая пригласила из Вологды труппу Гумилевского, открывшую 10 июня 1856 года первый летний сезон в Архангельском театре. С тех пор в нем постоянно играла какая-нибудь труппа или заезжие артисты, а также ставили спектакли и свои любители театрального искусства.
1899 год – важный год в театральной истории Архангельска. Труппа антрепренера В.А.Крамолова, приехавшая на гастроли, остается в городе. Первый постоянный коллектив, созданный В.А.Крамоловым и Б.С. Вячеславцевым, работал в городе более 6 лет.
XX ВЕК
К сожалению, здание театра не сохранилось. Городская Дума, четверть века не отпускавшая средств на ремонт театра, в 1907 году совсем закрыла его, т.к. здание пришло в совершенную ветхость. В зиму 1927-1928 гг. оно было разобрано.
Спектакли зимой шли в здании Коммерческого собрания, а летом – в летнем театре Гагаринского сквера (ныне Петровский парк). В то время на архангельской сцене шли пьесы А.Островского: «Бесприданница», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Ревизор» Н.Гоголя, «Власть тьмы» Л.Толстого, «Три сестры» А.Чехова. В сезон 1902-1903 гг., в одно время с Московским Художественным театром, была сыграна впервые пьеса «На дне» М.Горького.
В 1920 году по инициативе А.В.Луначарского был открыт Первый Показательный театр Архангельской губернии, в создании которого принял участие выдающийся актер Петроградского Александринского театра Владимир Николаевич Давыдов.
Для первого спектакля была выбрана пьеса «На дне». В роли Луки выступил Давыдов. Вот как писали «Архангельские Губернские Ведомости» о том событии: «12 апреля открылся в Архангельске 1-й Государственный Показательный театр. Важность и культурное значение этого события подчеркивалось в приветственной речи всех ораторов – участников торжеств.
Театр открылся кратким словом т. Поплавского, зав.театральной секцией. Вслед за этим зав. Губернским отделом народного просвещения т.Гущин вручил новому театру красное знамя, а т. Поплавскому – корзину цветов. Под звуки «Интернационала» собравшиеся гости шумно приветствуют устроителей. После этого т.Морозов в художественной речи указывает на великое значение искусства в жизни. «Искусство – это пламя, обжигающее сердца, соединяющее все сердца в одно великое сердце. Оно поднимает человека на ту высоту, откуда все житейские заботы о «сытости» кажутся мелкими и ненужными, где одно имя – человек – звучит гордо».
Через год театр стал называться Городским театром, постоянной труппы там не было. Набирали артистов на зимние и летние сезоны, хотя некоторые актеры оставались на несколько сезонов.
Зал Городского театра (бывшее Коммерческое собрание, ныне Марфин дом) был на 400 мест. Но городское партийное начальство обратилось к горожанам с предложением собрать средства на постройку нового театра, где под одной крышей мечталось собрать театр, кинотеатр, концертный зал, библиотеку и даже цирк. И горожане откликнулись.
Долго выбирали место и, в конце концов, остановились на бывшей Соборной площади, теперь получившей название Октябрьской, где в 1929 году был уничтожен главный архангельский Свято-Троицкий кафедральный собор.
1 марта 1931 года здесь началась ударная стройка. И уже 6 ноября 1931 года в новом здании прошло торжественное заседание, посвященное 14-й годовщине Октябрьской революции, на которые были приглашены лучшие люди города и области.
А 27 октября 1932 года спектаклем «На дне» открылся Архангельский Большой театр – нынешний театр драмы им. М.В.Ломоносова.
Театр действительно поражал своими размерами. Зал на 1700 мест для такого города, как Архангельск, был великоват, и первые годы работы в новом здании протекали в сложных условиях. Возникало немало организационных, технических трудностей, непросто было осваивать огромную сцену.
Директор Н.В.Ситников и главный режиссер К.Т.Бережной сумели скомплектовать сильную профессиональную труппу. Упор в репертуарной политике делался тогда на современную советскую драматургию, и на нашей сцене в предвоенные годы шли «Мой друг» и «После бала» Н.Погодина, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Бронепоезд 14-69» В.Иванова и др. Но не забывали и клаасику. Старожилы помнят грандиозные постановки «Отелло» и «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, «Маскарад» М.Лермонтова, «Бешеные деньги» и «Бесприданница» А.Островского.
Во время войны театр работал в тяжелейших условиях: не хватало дров, чтобы отопить огромное здание, не было материалов для оформления спектаклей. Но несмотря ни на что, театр жил, большое место в репертуаре уделялось пьесам историко-героическим: «Разлом» Б.Лавренева, «Давным-давно» А.Гладкова, «Парень из нашего города» и «Так и будет» К.Симонова, «Белое море» Ю.Германа, повествующая о героическом прошлом Севера, о подвиге архангельского мужика Ивана Рябова. Огромным успехом и у детей, и у взрослых пользовался спектакль «Сказка об Иване-царевиче, о земле родимой, о матушке любимой» В.Гольдфельда. Актеры участвовали в военно-шефских бригадах и выезжали на фронта.
В послевоенные годы творческое лицо коллектива определяла ориентация на классику, на лучшие произведения современной литературы.
В 1961 г., в год 250-летия со дня рождения М.В.Ломоносова, театру было присвоено имя великого земляка. К такому событию был выпущен спектакль «Сын помора» по пьесе местного автора И. Чудинова. Спустя четверть века, к 275-летию великого ученого, состоялась премьера спектакля «Аки раненый лев» по пьесе московского драматурга С.Коковкина. Обе эти пьесы были написаны специально для нашего театра.
Несколько сезонов визитной карточкой театра были народные драмы «Две зимы и три лета», «Дом», «Пути-перепутья», созданные по мотивам тетралогии «Пряслины» Федора Абрамова.
На сцене театра с большим успехом шли «Борис Годунов» А.Пушкина, «Лес» и «Красавец мужчина» А.Островского, «Король Джон» У.Шекспира, «Трехгрошовая опера» Б.Брехта, «Дурочка» Лопе де Вега, «Тартюф» и «Жорж Данден» Мольера, «Сон о белых горах» и «Прости меня» В.Астафьева, «Живи и помни» и «Прощание с Матерой» В.Распутина и другие.
Архангельский театр всегда славился прекрасными актерами. И особая страница в истории театра – первый на севере народный артист СССР, почетный гражданин города, его гордость и достопримечательность Сергей Николаевич Плотников, сыгравший на сцене и в кино почти 300 ролей.
Народный артист РСФСР Борис Иванович Горшенин почти 40 лет выходил на архангельскую сцену, был очень любим зрителями, сыграл около 300 ролей. Вся творческая жизнь заслуженного артиста РСФСР Василия Андреевича Каленчука была связана с нашим театром. Почти 40 лет отдала театру заслуженная артистка РСФСР Клавдия Константиновна Кулагина. С восторгом принимали зрители игру заслуженных артистов: Дмитрия Алексеева, Михаила Корнилова, Сергея Бестужева, Александра Свирского, Анны Хрисанфовой, Марии Елисеевой, Николая Войтюка, Светланы Невоструевой, Бориса Семенова, Валерия Калинина, Валентины Ячменевой, артистов Александра Кудермана, Евгении Барцевич, Любови Кузнецовой, Ольги Уколовой, Вячеслава Шостенко, Владимира Казакова, Виктора Яковлева, Натальи Дехты, Василия Малова, Ивана Тельнова и многих других.
В разные годы творческий коллектив возглавляли прекрасные режиссеры: Константин Бережной, Иван Ростовцев, Евгений Простов, Иван Азров, заслуженный деятель искусств Туркм.ССР Николай Теппер, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Смирнов, Всеволод Купецкий, Виктор Давыдов, Борис Второв, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Украины Виктор Терентьев. Целая эпоха Архангельского театра, его отдельная страница – Эдуард Симонян, отдавший театру в общей сложности более 13 лет свой жизни.
Более 30 лет главным художником был заслуженный деятель искусств РСФСР Серафим Белых. Музыку почти к 50 спектаклям написал композитор Петр Федорович Кольцов.
CОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ: XXI ВЕК
Сейчас на сцене театра работают интересные актеры разных поколений. Труппа состоит из 43 человек.
Театр пережил две полные реконструкции здания: в 1964-1967 гг. и в 2001-2009 гг.
В октябре 2009 года состоялось торжественное открытие Основной сцены премьерой спектакля по знаменитой пьесе П.Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». С этого времени на сцене Архангельского театра драмы шли «Дядя Ваня» и «Вишневый сад» А. Чехова, «Женитьба Белугина» и «Поздняя любовь» А.Островского, «Завтрак у предводителя» И.Тургенева, «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Утиная охота» А.Вампилова, «Вышел ангел из тумана» П.Гладилина и другие.
Сейчас в репертуаре театра более 40 спектаклей. Периодически проходят открытые читки пьес с участием артистов, лекции об истории театра.
Творческий состав театра полон сил и надежд. У нас талантливая труппа, интересный репертуар, две сцены: основная и камерная, большие творческие планы и благодарные, преданные зрители, которые любят нас и верят в нас.