Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Dvina 29»: Средь безумного бала

28.03.23
Источник: https://dvina29.ru/sred-bezumnogo-bala/
Автор: Александра Коковина
Фото: Кристина Куртова

театр

В Архдраме представили премьеру «Горе от ума»

В преддверии Дня театра репертуар Архангельского театра драмы пополнился еще одним спектаклем по школьной классике. Искрометную комедию Александра Грибоедова «Горе от ума» поставила московский режиссер Рената Сотириади, переложив историю в фарсовой манере.

Основная сцена театра превратилась в дом Фамусова с большим количеством дверей. Ближе к зрителям – небольшой диванчик на ножках. Еще один смысловой акцент этого дома – высокая зеленая печка. Именно вокруг нее будет развиваться основное действие. Она как символ домашнего очага, которого как такового в семье Фамусова нет.

Вот вбегает служанка Лизанька, за ней входит Фамусов, и мы сразу понимаем режиссерское решение спектакля. Подчеркнуто упрощенная манера подачи реплик задает настроение комедии масок, где каждому персонажу присвоена характерная черта. Лизанька Анастасии Волченко – типичная задорная домработница, знающая своих хозяев лучше них самих. Фамусов в исполнении Евгения Нифантьева – вальяжный хозяин жизни, всему знающий цену. Образ каждого узнаваем, каждого из них мы уже где-то видели.

То же происходит и с остальными героями. Например, Софья (Екатерина Зеленина)
в своей атласной пижаме и волосами, уложенными в аккуратные локоны, закрепленные бантами, походит на фарфоровую куклу – пустую и глупую. Недалекость этой девицы подчеркивается ее манерой говорить на повышенных тонах и карикатурно вскрикивать, всплескивая руками.

Ее любовь к секретарю своего отца Молчалину так же фальшива, как и она сама. То, что она называет любовью, не более чем очередной каприз, прихоть маленькой избалованной девочки. В этой ситуации Молчалин потакает ей, поддерживая в ней чувство недосягаемости, а значит, и желанности.

Тимофей Тихонов в этой роли не стремится придать своему герою глубину. По большому счету, она здесь и не нужна: он обычный подлец. Его мотив предельно прост и понятен – добиться всего, чего хочется, выслугой. Об этом даже говорит поза, в которой он стоит, – чуть наклонен вперед с отставленной назад ногой.

Второй жених Софьи тоже не изуродован интеллектом. Полковник Скалозуб Артема Пребышевского прост в своих желаниях и мотивах. С Фамусовым он сдержан и вежлив, соглашаясь на все, что тот ему предлагает. Выпить вместе с ним? С удовольствием! Подумать о женитьбе на его дочери? Тоже неплохо. Только на балу можно заметить, что не так уж и наивен Скалозуб. Когда поддатая графиня-внучка кладет голову ему на плечо, он любезно перекладывает ее на плечо господину N.

Все эти герои становятся фоном для единственного живого персонажа спектакля – Александра Чацкого. Впервые он врывается на сцену закутанный в тулуп и подвязанный на груди платком, что делает его похожим на маленького ребенка. По сути, Александр Зимин и играет подростка-максималиста.

Прожив три года вдали от своей возлюбленной, он не может поверить, что она полюбила другого. При первой встрече он бросается к ней с поцелуями и объятиями, но, когда замечает ее холодность, начинает капризить в ответ. Его ехидство  еще больше отталкивает и без того раздраженную Софью.

По сути, за этот день, пока он пребывает в доме Фамусова, он из раздосадованного мальчика превращается в мужчину, ушедшего по своей воле от людей, которые его не понимают и не хотят понимать. Это своего рода взросление. Столкнувшись с реальным миром, о который разбились все его фантазии, он решает не вступать в конфликт.

Единственный его соратник здесь – брат Пушкин (Михаил Бакиров). Он как невидимый друг или альтер-эго Чацкого, с которым тот мысленно ведет диалоги. Шуточность этого персонажа подчеркнута его костюмом: под типичным фраком скрывается белая футболка с изображением знаменитого поэта.

Именно вместе с ним Чацкий пытается пережить бал в доме Фамусова. В действительности  это действо больше напоминает бал у Сатаны. У всех гостей  выбелены лица будто бы в знак принадлежности к высшему обществу. На деле же это не более чем дурновкусие.

Гости этой вакханалии тоже карикатурны. Каждый из них представляет характерный образ. Например, княгиня Тугоховская (заслуженная артистка РФ Елена Смородинова) вечно беременная мать многодетного семейства. Ее муж князь Тугоуховский (Александр Дубинин) – немощный старик с трясущимися руками, но все же посещающий балы ради своих дочерей на выданье. А их, между прочим, целых шесть.

Такой же несуразной представляется и семейная пара Горич. Экзальтированная истеричка Наталья Дмитриевна (Мария Новикова) ни на минуту от себя не отпускает мужа Павла Михайловича (Павел Каныгин), боясь, что он простудится. А ведь он бывший военный, о чем и вспоминает Чацкий.

Насмотревшись на нравы фамусовского общества, Чацкий надевает лапти и бросается в пляс. Кажется, что в этом танце – вся его невысказанная боль, все невыраженные эмоции, которые он не может объяснить словами.  Да и зачем это делать? Все равно не поймут, да еще и безумцем назовут.

Друзей у него здесь нет. Только Репетилов (Михаил Кузьмин) проявляет к нему мало-мальский интерес. И то скорее от скуки, нежели из лучших побуждений. Его монолог о своем положении в обществе становится вставным номером шоу-программы, вызвавшим восторг у зрителей, а песни Григория Лепса еще больше придают ему попсовости.

По сути, весь спектакль представляется сменой ярких картинок. Одни принимаются публикой аплодисментами, другие остаются без них. Но все же среди этих картинок угадывается история и современного общества, когда соответствие стандартам и общепризнанным правилам ставится во главе настоящих чувств и здравого смысла.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее