Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Dvina 29»: Средь безумного бала

28.03.23
Источник: https://dvina29.ru/sred-bezumnogo-bala/
Автор: Александра Коковина
Фото: Кристина Куртова

театр

В Архдраме представили премьеру «Горе от ума»

В преддверии Дня театра репертуар Архангельского театра драмы пополнился еще одним спектаклем по школьной классике. Искрометную комедию Александра Грибоедова «Горе от ума» поставила московский режиссер Рената Сотириади, переложив историю в фарсовой манере.

Основная сцена театра превратилась в дом Фамусова с большим количеством дверей. Ближе к зрителям – небольшой диванчик на ножках. Еще один смысловой акцент этого дома – высокая зеленая печка. Именно вокруг нее будет развиваться основное действие. Она как символ домашнего очага, которого как такового в семье Фамусова нет.

Вот вбегает служанка Лизанька, за ней входит Фамусов, и мы сразу понимаем режиссерское решение спектакля. Подчеркнуто упрощенная манера подачи реплик задает настроение комедии масок, где каждому персонажу присвоена характерная черта. Лизанька Анастасии Волченко – типичная задорная домработница, знающая своих хозяев лучше них самих. Фамусов в исполнении Евгения Нифантьева – вальяжный хозяин жизни, всему знающий цену. Образ каждого узнаваем, каждого из них мы уже где-то видели.

То же происходит и с остальными героями. Например, Софья (Екатерина Зеленина)
в своей атласной пижаме и волосами, уложенными в аккуратные локоны, закрепленные бантами, походит на фарфоровую куклу – пустую и глупую. Недалекость этой девицы подчеркивается ее манерой говорить на повышенных тонах и карикатурно вскрикивать, всплескивая руками.

Ее любовь к секретарю своего отца Молчалину так же фальшива, как и она сама. То, что она называет любовью, не более чем очередной каприз, прихоть маленькой избалованной девочки. В этой ситуации Молчалин потакает ей, поддерживая в ней чувство недосягаемости, а значит, и желанности.

Тимофей Тихонов в этой роли не стремится придать своему герою глубину. По большому счету, она здесь и не нужна: он обычный подлец. Его мотив предельно прост и понятен – добиться всего, чего хочется, выслугой. Об этом даже говорит поза, в которой он стоит, – чуть наклонен вперед с отставленной назад ногой.

Второй жених Софьи тоже не изуродован интеллектом. Полковник Скалозуб Артема Пребышевского прост в своих желаниях и мотивах. С Фамусовым он сдержан и вежлив, соглашаясь на все, что тот ему предлагает. Выпить вместе с ним? С удовольствием! Подумать о женитьбе на его дочери? Тоже неплохо. Только на балу можно заметить, что не так уж и наивен Скалозуб. Когда поддатая графиня-внучка кладет голову ему на плечо, он любезно перекладывает ее на плечо господину N.

Все эти герои становятся фоном для единственного живого персонажа спектакля – Александра Чацкого. Впервые он врывается на сцену закутанный в тулуп и подвязанный на груди платком, что делает его похожим на маленького ребенка. По сути, Александр Зимин и играет подростка-максималиста.

Прожив три года вдали от своей возлюбленной, он не может поверить, что она полюбила другого. При первой встрече он бросается к ней с поцелуями и объятиями, но, когда замечает ее холодность, начинает капризить в ответ. Его ехидство  еще больше отталкивает и без того раздраженную Софью.

По сути, за этот день, пока он пребывает в доме Фамусова, он из раздосадованного мальчика превращается в мужчину, ушедшего по своей воле от людей, которые его не понимают и не хотят понимать. Это своего рода взросление. Столкнувшись с реальным миром, о который разбились все его фантазии, он решает не вступать в конфликт.

Единственный его соратник здесь – брат Пушкин (Михаил Бакиров). Он как невидимый друг или альтер-эго Чацкого, с которым тот мысленно ведет диалоги. Шуточность этого персонажа подчеркнута его костюмом: под типичным фраком скрывается белая футболка с изображением знаменитого поэта.

Именно вместе с ним Чацкий пытается пережить бал в доме Фамусова. В действительности  это действо больше напоминает бал у Сатаны. У всех гостей  выбелены лица будто бы в знак принадлежности к высшему обществу. На деле же это не более чем дурновкусие.

Гости этой вакханалии тоже карикатурны. Каждый из них представляет характерный образ. Например, княгиня Тугоховская (заслуженная артистка РФ Елена Смородинова) вечно беременная мать многодетного семейства. Ее муж князь Тугоуховский (Александр Дубинин) – немощный старик с трясущимися руками, но все же посещающий балы ради своих дочерей на выданье. А их, между прочим, целых шесть.

Такой же несуразной представляется и семейная пара Горич. Экзальтированная истеричка Наталья Дмитриевна (Мария Новикова) ни на минуту от себя не отпускает мужа Павла Михайловича (Павел Каныгин), боясь, что он простудится. А ведь он бывший военный, о чем и вспоминает Чацкий.

Насмотревшись на нравы фамусовского общества, Чацкий надевает лапти и бросается в пляс. Кажется, что в этом танце – вся его невысказанная боль, все невыраженные эмоции, которые он не может объяснить словами.  Да и зачем это делать? Все равно не поймут, да еще и безумцем назовут.

Друзей у него здесь нет. Только Репетилов (Михаил Кузьмин) проявляет к нему мало-мальский интерес. И то скорее от скуки, нежели из лучших побуждений. Его монолог о своем положении в обществе становится вставным номером шоу-программы, вызвавшим восторг у зрителей, а песни Григория Лепса еще больше придают ему попсовости.

По сути, весь спектакль представляется сменой ярких картинок. Одни принимаются публикой аплодисментами, другие остаются без них. Но все же среди этих картинок угадывается история и современного общества, когда соответствие стандартам и общепризнанным правилам ставится во главе настоящих чувств и здравого смысла.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
18+
История одного возможного подвига
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


*Первый международный фестиваль "Арктическая сцена" в Мурманске (2022 год):
Лауреат II степени
Диплом «Лучшая режиссура» - Андрей Тимошенко
Диплом «За талант перевоплощения», победитель номинации «Лучшая женская роль» - Нина Няникова
Диплом «Лучшая мужская роль второго плана» - Дмитрий Беляков и Иван Братушев
Альтернативное жюри отметило спектакль дипломом лауреата III степени



Премьера состоялась 25 февраля 2021 года.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Таисии Бурлаковой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина

Отзыв Ильдара Бабикова о спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина": "Как спасали камер-юнкера Пушкина в Архангельске"

Северный рабочий: Ты что, не любишь Пушкина?


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+
Спектакль по стихам Бориса Пастернака  (камерная сцена)
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 30 мин. (без антракта)

«Смерть не знает, что такое жизнь: у нее нет чувств и эмоций, она не ведает, что такое запахи, ощущения, прикосновения. Это пограничное состояние перехода между бытием и небытием. Холодная и властная она приходит, чтобы забрать очередного человека. Но Поэт вступает с ней в диалог и рассказывает о жизни. Он создаёт настолько мощные образы, что она заинтересовывается и начинает испытывать эмоции. Поэзия — это рассказ о жизни. Это то, что помогает нам оставаться людьми, понять, что самые простые вещи в этом мире и есть самые ценные. Это настолько мощная сила, что она даже смерть может заставить чувствовать» — говорит режиссёр спектакля Андрей Тимошенко.


На создание спектакля авторов вдохновила постановка «Доктор Живаго» — премьера, открывшая 89 театральный сезон в Архангельском театре драмы имени М.В. Ломоносова. Новый спектакль «Поэт и смерть» станет опытом работы в непривычном для Архдрамы формате поэтического театра. Красота поэзии и жёсткость сухого документа станут средствами, которые помогут осмыслить печальный финал жизни

Бориса Пастернака. 


На сцене зритель увидит всего двух актёров. Дмитрий Беляков будет играть поэта Бориса Пастернака. А всех остальных людей, которые отравляли жизнь писателя воплотит на сцене Мария Беднарчик. «Смерть — это не стереотипная «смерть с косой». Это проявление смерти в разных людях, которые ненавидели Пастернака и которые его убивали», — комментирует Андрей Тимошенко.


ТРЕЙЛЕР




Премьера состоялась 17 февраля 2022 года. 


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Автор инсценировкиДмитрий Беляков
Сценограф, художник по костюмамАндрей Тимошенко
Художник по свету — Алексей Расходчиков
Музыкальное оформлениеЛеонид Лещёв

Спектакль ведёт Дарья Кривошеина

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра:  «Поэт и смерть» — история Бориса Пастернака на камерной сцене Архдрамы ИА «Регион 29»: Противоположности сходятся: в «архдраме» сыграли спектакль о том, как у Поэта выросли крылья, а у Смерти обнаружилась душа
ИА DVINA29: «Поэт и смерть» — продолжение истории Пастернака на сцене Архдрамы
ПРАВДА СЕВЕРА: В Архангельском театре драмы на камерной сцене показали поэтический спектакль «Поэт и смерть»



Подробнее
6+
Вольная фантазия (Абрамовский зал)
Режиссёр - Пётр Куртов

Продолжительность - 1 час 20 минут

"Алиса и проделки Времени" - это захватывающий интерактивный спектакль, главная героиня которого – Алиса, попав в сказочное Зазеркалье к своим друзьям, обнаруживает, что Время запуталось и вместо Зимы наступило Лето.
Маленькой девочке придется распутать клубок неприятностей, помогать в этом ей, конечно же, будут её лучшие друзья: Безумный Шляпник, Мартовский заяц и Чеширский кот.
Герои сказки вместе с маленькими зрителями отправятся в увлекательное путешествие, где им предстоит укротить заколдованный осенний дождик, увидеть фокусы Мартовского Зайца, сдуть болтливого Шалтая-Болтая, а так же побывать на Безумном чаепитие и помочь Алисе вернуть все времена года на место.

Премьера спектакля состоялась 23 декабря 2023 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Автор пьесы - П.Куртов
Режиссёр-постановщик - П.Куртов
Художник-сценограф - П.Куртов
Художник по костюмам - И.Титоренко
Художник по свету - М.Надеев
Музыкальное оформление - П.Куртов
Балетмейстер - М.Залецкая

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ о спектакле:
Газета Бизнес-класс. Архангельск: "Чудеса в театрах: новогодние премьеры ждут архангелогородцев"

Подробнее