Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Dvina 29»: Средь безумного бала

28.03.23
Источник: https://dvina29.ru/sred-bezumnogo-bala/
Автор: Александра Коковина
Фото: Кристина Куртова

театр

В Архдраме представили премьеру «Горе от ума»

В преддверии Дня театра репертуар Архангельского театра драмы пополнился еще одним спектаклем по школьной классике. Искрометную комедию Александра Грибоедова «Горе от ума» поставила московский режиссер Рената Сотириади, переложив историю в фарсовой манере.

Основная сцена театра превратилась в дом Фамусова с большим количеством дверей. Ближе к зрителям – небольшой диванчик на ножках. Еще один смысловой акцент этого дома – высокая зеленая печка. Именно вокруг нее будет развиваться основное действие. Она как символ домашнего очага, которого как такового в семье Фамусова нет.

Вот вбегает служанка Лизанька, за ней входит Фамусов, и мы сразу понимаем режиссерское решение спектакля. Подчеркнуто упрощенная манера подачи реплик задает настроение комедии масок, где каждому персонажу присвоена характерная черта. Лизанька Анастасии Волченко – типичная задорная домработница, знающая своих хозяев лучше них самих. Фамусов в исполнении Евгения Нифантьева – вальяжный хозяин жизни, всему знающий цену. Образ каждого узнаваем, каждого из них мы уже где-то видели.

То же происходит и с остальными героями. Например, Софья (Екатерина Зеленина)
в своей атласной пижаме и волосами, уложенными в аккуратные локоны, закрепленные бантами, походит на фарфоровую куклу – пустую и глупую. Недалекость этой девицы подчеркивается ее манерой говорить на повышенных тонах и карикатурно вскрикивать, всплескивая руками.

Ее любовь к секретарю своего отца Молчалину так же фальшива, как и она сама. То, что она называет любовью, не более чем очередной каприз, прихоть маленькой избалованной девочки. В этой ситуации Молчалин потакает ей, поддерживая в ней чувство недосягаемости, а значит, и желанности.

Тимофей Тихонов в этой роли не стремится придать своему герою глубину. По большому счету, она здесь и не нужна: он обычный подлец. Его мотив предельно прост и понятен – добиться всего, чего хочется, выслугой. Об этом даже говорит поза, в которой он стоит, – чуть наклонен вперед с отставленной назад ногой.

Второй жених Софьи тоже не изуродован интеллектом. Полковник Скалозуб Артема Пребышевского прост в своих желаниях и мотивах. С Фамусовым он сдержан и вежлив, соглашаясь на все, что тот ему предлагает. Выпить вместе с ним? С удовольствием! Подумать о женитьбе на его дочери? Тоже неплохо. Только на балу можно заметить, что не так уж и наивен Скалозуб. Когда поддатая графиня-внучка кладет голову ему на плечо, он любезно перекладывает ее на плечо господину N.

Все эти герои становятся фоном для единственного живого персонажа спектакля – Александра Чацкого. Впервые он врывается на сцену закутанный в тулуп и подвязанный на груди платком, что делает его похожим на маленького ребенка. По сути, Александр Зимин и играет подростка-максималиста.

Прожив три года вдали от своей возлюбленной, он не может поверить, что она полюбила другого. При первой встрече он бросается к ней с поцелуями и объятиями, но, когда замечает ее холодность, начинает капризить в ответ. Его ехидство  еще больше отталкивает и без того раздраженную Софью.

По сути, за этот день, пока он пребывает в доме Фамусова, он из раздосадованного мальчика превращается в мужчину, ушедшего по своей воле от людей, которые его не понимают и не хотят понимать. Это своего рода взросление. Столкнувшись с реальным миром, о который разбились все его фантазии, он решает не вступать в конфликт.

Единственный его соратник здесь – брат Пушкин (Михаил Бакиров). Он как невидимый друг или альтер-эго Чацкого, с которым тот мысленно ведет диалоги. Шуточность этого персонажа подчеркнута его костюмом: под типичным фраком скрывается белая футболка с изображением знаменитого поэта.

Именно вместе с ним Чацкий пытается пережить бал в доме Фамусова. В действительности  это действо больше напоминает бал у Сатаны. У всех гостей  выбелены лица будто бы в знак принадлежности к высшему обществу. На деле же это не более чем дурновкусие.

Гости этой вакханалии тоже карикатурны. Каждый из них представляет характерный образ. Например, княгиня Тугоховская (заслуженная артистка РФ Елена Смородинова) вечно беременная мать многодетного семейства. Ее муж князь Тугоуховский (Александр Дубинин) – немощный старик с трясущимися руками, но все же посещающий балы ради своих дочерей на выданье. А их, между прочим, целых шесть.

Такой же несуразной представляется и семейная пара Горич. Экзальтированная истеричка Наталья Дмитриевна (Мария Новикова) ни на минуту от себя не отпускает мужа Павла Михайловича (Павел Каныгин), боясь, что он простудится. А ведь он бывший военный, о чем и вспоминает Чацкий.

Насмотревшись на нравы фамусовского общества, Чацкий надевает лапти и бросается в пляс. Кажется, что в этом танце – вся его невысказанная боль, все невыраженные эмоции, которые он не может объяснить словами.  Да и зачем это делать? Все равно не поймут, да еще и безумцем назовут.

Друзей у него здесь нет. Только Репетилов (Михаил Кузьмин) проявляет к нему мало-мальский интерес. И то скорее от скуки, нежели из лучших побуждений. Его монолог о своем положении в обществе становится вставным номером шоу-программы, вызвавшим восторг у зрителей, а песни Григория Лепса еще больше придают ему попсовости.

По сути, весь спектакль представляется сменой ярких картинок. Одни принимаются публикой аплодисментами, другие остаются без них. Но все же среди этих картинок угадывается история и современного общества, когда соответствие стандартам и общепризнанным правилам ставится во главе настоящих чувств и здравого смысла.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Family drama (камерная сцена\средний формат)
С. Стивенс (по роману М. Хэддона)
Режиссёр – Алексей Ермилышев

По роману Марка Хеддона
Перевод Ольги Буховой

  • Продолжительность — 3 часа (с антрактом) 
  • Роман Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» стал в Англии бестселлером, а спектакль Королевского национального театра, поставленный Мэриэнн Эллиотт получил семь премий Лоуренса Оливье. Секрет успеха — сочетание детективной интриги, напряжения психологического триллера и особого взгляда на мир.
  • Главный герой – особенный подросток Кристофер, ребёнок с синдромом Аспергера. Люди с таким ментальным расстройством по-своему воспринимают мир - замкнуты в себе и с осторожностью, даже страхом относятся к окружению. 
Как устоять в мире, полном предательств и обмана? Как найти свое место? Как верить людям? Как найти любовь? Эти же вопросы задаём себе и мы, когда находимся в сложной переходной ситуации, аутизм Кристофера в спектакле – лакмусовая бумажка человеческой психики. Чем больнее для его чистого созерцания и оголенного восприятия эти вопросы – тем значительнее поиск ответов. 
Заставляет выйти мальчика из своего внутреннего укрытия загадочное происшествие – убийство соседской собаки, его он намерен расследовать. Кстати, в спектакле задействована собака режиссёра - чёрный лабрадор по кличке Рэй. С этого начинаются приключения Кристофера, которые сталкивают его с алогичным эмоциональным миром взрослых, и помогают случайно раскрыть семейную драму.

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля: 

«Главный герой Кристофер –  проекция на все человечество. То есть мы где-то внутри себя сами такие же. Мы чего-то боимся. Он тоже боится, только у него это сильнее выражено. Каждый из нас в какой-то степени особенный. Кристофер, например, имеет много страхов и в конце концов побеждает их, доказывая всем нам, что бояться бессмысленно. Многое в спектакле решено визуально, а не текстово».


Режиссёр Полина Золотовицкая (г. Москва): «Мне понравилось. Это очень хороший материал. Сильная история, которая не может не трогать. Особенно когда она трогает и самих артистов. Они искренни, и это передается залу. Я видела, как люди плакали. А еще очень хорошая актерская работа М.Кузьмина.»

Николай Песочинский, театральный критик (г. Санкт-Петербург): «Смотрится на одном дыхании, потому что это действительно хороший театр. Сделанный на очень сложном материале на очень сложные темы. Художественно здесь ходят по лезвию ножа. Если шагнут вправо – будет душераздирающе искусственная мелодрама со слащавостью. Влево - бесчувственное обозначение. А здесь удаётся пройти по этому лезвию с позитивным результатом. Никогда не забуду образ, найденный Михаилом. Спектакль производит человечески огромное впечатление – заставляет более по-доброму что-то сделать. Хочется спасти лишнюю собаку, добрее относиться к людям с особенностями, детям, старикам... Безусловно, эта постановка пробуждает лучшее и побуждает к лучшему. Я много видел проектов инклюзивных, и тема особенных детей для меня не в новинку. Потому я не сквозь сентиментальность оцениваю. Спектакль действительно состоявшийся».

*Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю роли Кристофера (Михаил Кузьмин) победу в номинации «Лучшая мужская роль»

*Спектакль победил в номинации «Приз зрительских симпатий» на престижном фестивале «Уроки режиссуры. Биеннале театрального искусства» (Москва, 2019 г.)



СМИ о спектакле:
Театральный критик Лариса Каневская: о «Загадочном ночном...» на Биеннале театрального искусства-2019
Газета «Архангельск»: При чем здесь убитый пудель?
Газета «Бизнес-класс»: Премьера на камерной сцене: геометрия «особенного» человека
«Регион-29»: Человек дождя в чертогах разума: архангельский драмтеатр впустил и выпустил в мир «особого» подростка
Блогер lisisica: как лисисица плакала
Отзыв Natalya Pamsik

Премьера состоялась 24 ноября 2017 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Сценография – Алексей Ермилышев
Музыкальное оформление – Михаил Кузьмин
Художник по свету – Максим Надеев 
Хореография и жанровая пластика – Ольга Мурашова 
Видеохудожник – 42 design commune (Виктор Тяпков, Мария Балашева) 

Спектакль ведет Ирина Варенцова

*** В ходе постановки и репетиций спектакля ни одной собаки не пострадало!

Подробнее
0+

Интерактивный ковбойский балаган (камерная сцена)
С. Астраханцев
Режиссёр — Анастас Кичик


Продолжительность — 45 минут (без антракта) 


Судьба незадачливого Братца Лиса и остроумного Братца Кролика в руках маленьких зрителей. Именно они, находясь в зрительном зале, решат, куда их приведёт приключение и кому нужна помощь одинокому Лису, ловкому Братцу Кролику или беззащитному цыплёнку?


«Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» — это спектакль о дружбе, взаимопомощи и добре, рассказанный с юмором и иронией. В основу его сюжета легли весёлые и поучительные истории из «Сказок Дядюшки Римуса», записанных американским писателем-фольклористом Джоэлем Харрисом. Несмотря на то, что сказки Дикого Запада невероятно популярны во всём мире, в России они довольно редко инсценируются, в отличие от привычных зрителю русских-народных сказок. Поэтому семейный поход в театр на «Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» — это не только возможность насладиться остроумными диалогами и динамичным театральным действием в стиле вестерн, но и познакомится с культурой и фольклором другой страны.


Премьера состоялась 25 декабря 2015 года


Сценография и костюмы — Ирина Титоренко
Композитор — Евгений Мищенко 
Автор песен — Дмитрий Емельянов 
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Михаил Юданов


Спектакль ведет Полина Савчук

Подробнее
14+
Трагикомический фарс в 2-х действиях (основная сцена)
М.Булгаков
Режиссёр - Андрей Тимошенко 

Продолжительность - 3 часа 50 минут (с антрактом)

Спектакль «Мастер и Маргарита» по великому произведению М. А. Булгакова - это история любви Мастера и Маргариты на фоне сатирически гротескной Москвы того времени.
В нашей истории Воланд со своей свитой оказывается в ужасном мире, который уже на грани своей нравственной и моральной гибели. Это атеистический мир без Бога, и без любви.
Пороки, которые зритель узнает в лице персонажей, населявших Москву, актуальны и по сей день.
На этом фоне происходит не просто история любви мужчины и женщины, а история о добре и зле, и о том, что пока еще добро побеждает, благодаря настоящей любви. Как только любовь в людях умирает, поглощаемая низменными страстями, Мир умирает.

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Премьера спектакля состоялась 23 сентября 2023 г.

Режиссёр-постановщик - А. Тимошенко 
Художник-сценограф
- А.Тимошенко
Художник по костюмам - И.Титоренко
Художник по свету - О.Раввич
Музыкальное оформление - Л.Лещёв
Балетмейстер - А.Любашин
Хормейстер - О.Щукин

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Правда Севера: В Архангельском театре драмы состоялась громкая премьера — «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова

Подробнее