Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Dvina 29»: Средь безумного бала

28.03.23
Источник: https://dvina29.ru/sred-bezumnogo-bala/
Автор: Александра Коковина
Фото: Кристина Куртова

театр

В Архдраме представили премьеру «Горе от ума»

В преддверии Дня театра репертуар Архангельского театра драмы пополнился еще одним спектаклем по школьной классике. Искрометную комедию Александра Грибоедова «Горе от ума» поставила московский режиссер Рената Сотириади, переложив историю в фарсовой манере.

Основная сцена театра превратилась в дом Фамусова с большим количеством дверей. Ближе к зрителям – небольшой диванчик на ножках. Еще один смысловой акцент этого дома – высокая зеленая печка. Именно вокруг нее будет развиваться основное действие. Она как символ домашнего очага, которого как такового в семье Фамусова нет.

Вот вбегает служанка Лизанька, за ней входит Фамусов, и мы сразу понимаем режиссерское решение спектакля. Подчеркнуто упрощенная манера подачи реплик задает настроение комедии масок, где каждому персонажу присвоена характерная черта. Лизанька Анастасии Волченко – типичная задорная домработница, знающая своих хозяев лучше них самих. Фамусов в исполнении Евгения Нифантьева – вальяжный хозяин жизни, всему знающий цену. Образ каждого узнаваем, каждого из них мы уже где-то видели.

То же происходит и с остальными героями. Например, Софья (Екатерина Зеленина)
в своей атласной пижаме и волосами, уложенными в аккуратные локоны, закрепленные бантами, походит на фарфоровую куклу – пустую и глупую. Недалекость этой девицы подчеркивается ее манерой говорить на повышенных тонах и карикатурно вскрикивать, всплескивая руками.

Ее любовь к секретарю своего отца Молчалину так же фальшива, как и она сама. То, что она называет любовью, не более чем очередной каприз, прихоть маленькой избалованной девочки. В этой ситуации Молчалин потакает ей, поддерживая в ней чувство недосягаемости, а значит, и желанности.

Тимофей Тихонов в этой роли не стремится придать своему герою глубину. По большому счету, она здесь и не нужна: он обычный подлец. Его мотив предельно прост и понятен – добиться всего, чего хочется, выслугой. Об этом даже говорит поза, в которой он стоит, – чуть наклонен вперед с отставленной назад ногой.

Второй жених Софьи тоже не изуродован интеллектом. Полковник Скалозуб Артема Пребышевского прост в своих желаниях и мотивах. С Фамусовым он сдержан и вежлив, соглашаясь на все, что тот ему предлагает. Выпить вместе с ним? С удовольствием! Подумать о женитьбе на его дочери? Тоже неплохо. Только на балу можно заметить, что не так уж и наивен Скалозуб. Когда поддатая графиня-внучка кладет голову ему на плечо, он любезно перекладывает ее на плечо господину N.

Все эти герои становятся фоном для единственного живого персонажа спектакля – Александра Чацкого. Впервые он врывается на сцену закутанный в тулуп и подвязанный на груди платком, что делает его похожим на маленького ребенка. По сути, Александр Зимин и играет подростка-максималиста.

Прожив три года вдали от своей возлюбленной, он не может поверить, что она полюбила другого. При первой встрече он бросается к ней с поцелуями и объятиями, но, когда замечает ее холодность, начинает капризить в ответ. Его ехидство  еще больше отталкивает и без того раздраженную Софью.

По сути, за этот день, пока он пребывает в доме Фамусова, он из раздосадованного мальчика превращается в мужчину, ушедшего по своей воле от людей, которые его не понимают и не хотят понимать. Это своего рода взросление. Столкнувшись с реальным миром, о который разбились все его фантазии, он решает не вступать в конфликт.

Единственный его соратник здесь – брат Пушкин (Михаил Бакиров). Он как невидимый друг или альтер-эго Чацкого, с которым тот мысленно ведет диалоги. Шуточность этого персонажа подчеркнута его костюмом: под типичным фраком скрывается белая футболка с изображением знаменитого поэта.

Именно вместе с ним Чацкий пытается пережить бал в доме Фамусова. В действительности  это действо больше напоминает бал у Сатаны. У всех гостей  выбелены лица будто бы в знак принадлежности к высшему обществу. На деле же это не более чем дурновкусие.

Гости этой вакханалии тоже карикатурны. Каждый из них представляет характерный образ. Например, княгиня Тугоховская (заслуженная артистка РФ Елена Смородинова) вечно беременная мать многодетного семейства. Ее муж князь Тугоуховский (Александр Дубинин) – немощный старик с трясущимися руками, но все же посещающий балы ради своих дочерей на выданье. А их, между прочим, целых шесть.

Такой же несуразной представляется и семейная пара Горич. Экзальтированная истеричка Наталья Дмитриевна (Мария Новикова) ни на минуту от себя не отпускает мужа Павла Михайловича (Павел Каныгин), боясь, что он простудится. А ведь он бывший военный, о чем и вспоминает Чацкий.

Насмотревшись на нравы фамусовского общества, Чацкий надевает лапти и бросается в пляс. Кажется, что в этом танце – вся его невысказанная боль, все невыраженные эмоции, которые он не может объяснить словами.  Да и зачем это делать? Все равно не поймут, да еще и безумцем назовут.

Друзей у него здесь нет. Только Репетилов (Михаил Кузьмин) проявляет к нему мало-мальский интерес. И то скорее от скуки, нежели из лучших побуждений. Его монолог о своем положении в обществе становится вставным номером шоу-программы, вызвавшим восторг у зрителей, а песни Григория Лепса еще больше придают ему попсовости.

По сути, весь спектакль представляется сменой ярких картинок. Одни принимаются публикой аплодисментами, другие остаются без них. Но все же среди этих картинок угадывается история и современного общества, когда соответствие стандартам и общепризнанным правилам ставится во главе настоящих чувств и здравого смысла.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Комедия (основная сцена)
Л. Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади

Продолжительность - 2 часа 30 минут (с антрактом)

Пьесы Лопе де Вега, как и комедии Мольера, как и комедии Гольдони, Гоцци и Шекспира, прежде всего играли для простой публики. Поэтому и исполнение их - как в площадном театре, поэтому в спектакле очень яркая манера игры.

«Суть этой пьесы, её основная мысль для меня, как для режиссёра, заключается в том, что настоящая любовь творит невозможное, она творит чудеса. Любовь покрывает всё. Любовь - тайна творения мира, который без любви – ничто. Это самое главное. Комедия комедией, но эта тема никуда не пропадает. В данной пьесе, почему мне кажется, что всё так благополучно складывается, почему главным героям удаётся соединиться, - так это потому, что их чувства истинны, глубоки. Но перипетии и поступки действующих лиц, конечно же, комичны. Диана Марии Новиковой больше светская дама, которая действительно блюдёт своё положение. А у Марии Беднарчик Диана более открытая, эмоциональная. И спектакли с разными Мариями, конечно, получились разные. С Марией Новиковой спектакль о женщине, о её внутреннем мире, желании любить и быть любимой, счастливой. А с Марией Беднарчик больше про Теодоро. Про то, как он открывает для себя настоящее чувство», - режиссёр.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Новая комедия Архангельского театра драмы - «Собака на сене»
ГТРК «Поморье»: В Архангельском театре драмы предпоказ премьеры — «Собака на сене»
«Регион29. В связке-юниор»: Собака на сене или без маски вход воспрещён!
«Бизнес-класс»: Всё смешалось в доме де Бельфлор: в Архангельском театре драмы представили свой вариант «Собаки на сене»
News29: Испанские страсти на архангельской сцене: драмтеатр поставил «Собаку на сене»
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы представил премьеру – «Собаку на сене»
«Регион 29»: Любовь к трём апельсинам: в архангельском театре драмы сыграли «Собаку на сене»
«Двина сегодня»: «Собака на сене»: на сцене драмтеатра в Архангельске разыграли полную страстей комедию


Премьера спектакля состоялась 9 октября 2020 г.

Сценография - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Светлана Голыбина
Художник по свету - Ольга Раввич
Балетмейстер - Павел Ивлев 
Педагог по сцен.речи - Елена Ласкавая
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв

Спектакль ведёт Ксения Корельская

Подробнее
6+
Познавательное хулиганство с элементами драмы и балета (камерная сцена)
А.С. Пушкин
Режиссёр – Анастас Кичик

Продолжительность — 45 минут (без антракта)

Перед вами по-новому развернется всемирно известная история о рыбаке и рыбке.

Простой сюжет, имеющий воплощение на сцене, это сказка, которая разворачивается здесь и сейчас, и заставляет сопереживать героям сильнее.

Жил-жил Старик со своею Старухой у самого синего моря в ветхой землянке, ловил неводом рыбу. И вытянул однажды неводом Золотую рыбку. Стала она откупаться, чем только ни пожелаешь, за свободу свою. Рассказал Старик обо всем старухе. Разохотилась та, разошлась в желаниях своих. Чем больше давала ей Золотая рыбка, тем больше Старуха требовала…

СМИ о спектакле: 
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы приглашает детей на премьеру «Сказки о рыбаке и рыбке»

Премьера состоялась 23 декабря 2017 года

Музыкальное оформление — Анастас Кичик
Художник — Андрей Тимошенко
Художники мультимедиа — Александр Дроздецкий, Егор Тимошенко
Хореограф — Ольга Мурашова
Звукорежиссер — Ярослав Антропов
Художник по свету — Алексей Расходчиков

Подробнее
6+

Чтение китайских сказок для детей
Режиссёр - Андрей Гогун
Читает засл.арт. РФ Людмила Советова


(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


Заслуженная артистка РФ Людмила Васильевна Советова встретит посетителей Избы в образе доброй бабушке Линь и расскажет несколько историй про мудрого судью Бао и его путешествия, про весёлого угольщика Вана и его ослика, про жадного богача и тень от дерева и про то, как в Китае появился тот вкусный и ароматный чай, которым она угощает своих гостей.
 

Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест. 

Подробнее