Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета "Бизнес-класс. Архангельск": "Мечта о семейной идиллии: в Архдраме поставили «Вафельное сердце»"

31.05.23

Источник: https://bclass.ru/aktualno/kultura/mechta-o-semeynoy-idillii-v-arkhdrame-postavili-vafelnoe-serdtse-...
Автор: Ольга Истомина

В Архангельском театре драмы состоялась премьера по литературному хиту норвежской писательницы Марии Парр «Вафельное сердце» в постановке Михаила Кузьмина. Эта тёплая семейная история со множеством приключений разыграна молодыми артистами театра в камерном пространстве Абрамовского зала.

В последние несколько лет «Вафельное сердце» часто появляется в репертуаре театров, и неудивительно - сюжет прекрасно подходит для создания семейного спектакля. В Архангельском театре драмы зрителей с первых минут вовлекают в атмосферу домашнего уюта: в программке с изображением вязаного свитера, как будто нарисованного в альбоме детской рукой, можно найти рецепт «тех самых» вафель, которые пекла баба-тётя, а в антракте вафли в форме сердца предложат попробовать в импровизированном буфете у зала. За воплощение истории Марии Парр на сцене полностью отвечает актёр и режиссёр театра драмы Михаил Кузьмин – он работал не только над режиссурой, но также над инсценировкой, художественным решением пространства и костюмов, музыкальным оформлением. Получился спектакль-мечта о счастливом детстве и семейной идиллии.

О дружбе без слов
Сюжет истории прост: девятилетий Трилле (Георгий Селиванов) и его непоседливая соседка Лена (Анна Рысенко) живут на берегу бухты Щепки-Матильды, где стоит всего несколько домов. Этот маленький мир, который известен им «от и до», тем не менее таит в себе много приключений. Чуть ли не каждый день в размеренной жизни обитателей «королевства», как любит говорить дед Трилле (Артём Пребышевский), случаются неожиданные события. Но именно так и бывает в детстве: в простых вещах открываются настоящие чудеса, и каждое новое открытие дорого, потому что неповторимо.

Конечно, дело не только в детских приключениях и забавах. В первую очередь, это история о родных и близких – о том, что спасает человека от одиночества и тоски в самые сложные времена.

vafel_serdce2.jpg

«Считает ли меня Лена своим лучшим другом?» – спрашивает себя и окружающих Трилле в надежде получить подтверждение тому, что понятно без слов. И переживает за свою рисковую и независимую, «себе на уме» подругу, которая на душевные слова скупа. Зато она постоянно попадает в передряги: падает с высоты, пытаясь перебраться в соседний дом по самодельной канатной дороге, получает сотрясение мозга, ломает ногу… Но в то же время сама Лена среди всех своих приключений мечтает об одном: чтобы в их с мамой семье появился папа, которому вполне хватит места в доме, – надо только «разобрать в подвале».

В красно-жёлтых тонах и вязаном свитере

На сцене создан мир одной счастливой семьи и её соседей, напоминающий кадры из какого-нибудь популярного ситкома. Визуально всё построено на ярких цветовых контрастах: на сцене красный стол и жёлтые стулья, которые легко переворачиваются и позволяют мгновенно перенести место действия из комнаты в магазин или на улицу – стоит только добавить такие же яркие, передвигающиеся на колёсиках платформы с окошками. Кажется, что здесь ты в полной безопасности, даже если в жизни происходит что-то страшное и необратимое – всё можно пережить и со всем справиться. Особенно если рядом такие симпатичные и дружелюбные персонажи: они - каждый в своём особенном, уютном вязаном свитере с орнаментом, с яркими жёлтыми и красными шапками, плащами, куртками...

Но есть ещё и верхний ярус: стена с заснеженными вершинами северных скал – это другой, чуть более опасный внешний мир. В нём есть свои обитатели: например, друг деда Юн-с-горы (Джамбулат Багов), с которым героям предстоит познакомиться. Даже придётся спасать его старую лошадь…

Современная Пеппи

Писательницу Марию Парр не случайно называют современной Астрид Линдгрен. Её героиня Лена - всегда в поисках приключений, жизнелюбивая и даже дерзкая - напоминает Пеппи Длинныйчулок. Две разлохмаченные косички, резкие, порывистые движения и яркая мимика, с помощью которой зачастую гипертрофированно создаётся образ ребёнка, – такой Лену Лид играет в спектакле Анна Рысенко. История закручивается вокруг этой смелой и решительной девчонки, и она, безусловно, должна быть энергетическим центром спектакля. Однако актёрски оказывается сложно балансировать на грани выразительности и эмоциональности, чтобы игра в отдельных сценах не превращалась в карикатуру.

vafel_serdce3.jpg

Трилле в исполнении Георгия Селиванова кажется более естественным, по-мальчишески прямым, искренним. В своей мягкой фланелевой рубашке в клетку он – домашний, спокойный и даже немного робкий мальчик, зато верный и надёжный, настоящий. При этом окружают его персонажи с какой-то одной, подчёркнуто яркой характеристикой, созданной одной краской, отчего кажется, что Трилле оказался среди «мультяшных» героев. Например, мама Трилле (Екатерина Зеленина) с нелепой старомодной прической и в огромных очках похожа на стрекозу, а мама Лены (Мария Новикова), увлечённая творчеством больше, чем своим ребёнком, носит дреды — значит, «продвинутая» и современная. Старший брат Трилле - подросток Магнус (Артур Чемакин) проводит время, уткнувшись в игры на мобильном телефоне, лишь иногда подавая голос и издавая ехидные смешки. Баба-тётя (Анастасия Волченко) предстает неохватно большой фигурой с «бабушкиной» причёской.

Зачем нужен папа и зачем нужен дед

Папу (Михаил Бакиров) отличают большие чёрные усы и лукавая ухмылка. С образом папы в спектакле связан один из самых трогательных моментов: когда он поёт под гитару сочинённую им песню «Грустит папа, грустит сын», Трилле понимает, «зачем ему нужен папа» - вовсе не для того, чтобы «есть варёную капусту», как ему представлялось раньше. Понимает, зачем вообще нужна семья и как важен тот самый момент поддержки в тяжёлую минуту…

Дед в исполнении Артёма Пребышевского совсем не кажется карикатурным, хотя перед артистом стоит непростая задача: сыграть человека намного старше себя. Помогают точно найденные интонации добродушного, словно только выбравшегося из берлоги медведя, готового отправиться навстречу приключениям. «Дружище Трилле и соседская кнопка» – так называет дед непоседливых ребят, и сам он для них настоящий друг, товарищ по приключениям, сообщник по добыванию вафель и «самый лучший в мире взрослый». В одной из особенно запоминающихся сцен спектакля дед мчится на мопеде с детьми в ящике, что ему было строжайше запрещено, чтобы спасти клячу своего лучшего друга Юна-с-горы, – и это ещё одно проявление настоящей дружбы и взаимовыручки.

Побег от реальности... в Щепки-Матильды

Вместе с героями зрителям предстоит пережить смерть близкого человека и вынужденную разлуку с другом. Лена мечтает о папе, а Трилле – о настоящем друге, точнее, об уверенности в том, что его настоящий друг - рядом. И в этой истории, конечно, появится «тот самый папа» - врач и друг мамы Исак (Тимофей Тихонов), и будут сказаны те самые, долгожданные слова о дружбе. На экране в течение всего спектакля будут появляться строчки из книги, на которых хочется задержаться подольше, – например, «она мой лучший друг, хотя и девчонка» или «кусок хлеба умер у меня во рту».

В этом спектакле чувствуется желание воплотить в реальность – хотя бы театральную – мечту об идеальном мире взаимоподдержки, семейных радостей и дружеского тепла. Спектакль продолжается больше двух с половиной часов и подойдёт скорее для семейного просмотра с детьми постарше, хотя на премьере были и совсем маленькие зрители. Постановку наверняка захочется посмотреть взрослым, но не ради ностальгии, а ради погружения в иллюзорный, порой сентиментальный мир – чтобы сбежать от реальности в мир Щепки-Матильды, который дарит тёплые и светлые истории.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее
12+

Психологический разбор по следам спектакля
Психолог - Диана Мерцалова


Диана Мерцалова - психолог, бизнес-тренер, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии

Подробнее