Правда Севера: В Архдраме поставили спектакль по роману Григория Служителя «Дни Савелия»
Автор: Елена Ирха
Четыре года назад роман был представлен на фестивале «Белый июнь» в Архангельске
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха
Дебютная книга молодого актёра и писателя быстро стала заметной в российском книжном пространстве, получила ряд литературных премий и через некоторое время шагнула на театральные подмостки.
Года четыре назад автор представлял свою книгу на фестивале «Белый июнь» в Архангельске. И если всё пойдёт по плану, то, по словам Андрея Тимошенко, главного режиссёра театра драмы, Григорий Служитель приедет на премьерный спектакль «Дни Савелия» 27 апреля.
Чем же так приглянулась история кота-философа Савелия и его странствий по Москве читателям и театральному режиссёру? Об этом и не только об этом мы поговорили с Андреем Тимошенко.
— Нет, я с автором незнаком, — ответил на вопрос Андрей Николаевич, — но надеюсь, что на премьерный показ он приедет, вот тогда и познакомлюсь. Пока идут переговоры. Если приедет, то увидит в спектакле много того, чего нет в его книге. Но он сам человек театра, он поймёт.
— А вас чем привлекла история кота Савелия?
— Обилием разных персонажей — как людей, так и животных. История глазами кота даёт широкую возможность игрового театра, артисты могут играть сразу несколько ярких ролей. Я в этой истории увидел театральную игру. Кроме того, меня тронул сентиментальный роман о жизни бродячего московского кота. Вообще, это очень человеческая история.
— Почему человеческая?
— Конечно, человеческая. Я воспринимаю кота Савелия как человека. Даже на репетициях говорил: ну он такой человек. Чем человек отличается от животного? У человека есть нравственность, принципы, он с Богом разговаривает. И у кота Савелия всё это есть. Только люди кошек не замечают, говорят и делают при них то, что не стали бы делать, допустим, на публике. А кот Савелий всё замечает и философствует на тему «что такое человек». И несмотря ни на что, Савелий любит людей. И автор любит. Тем, наверное, эта книга и привлекает читателей.
— А что найдёт в вашем спектакле автор, чего нет в книге?
— Мы развивали историю некоторых персонажей дальше. Например, соседа Витюши, дяди Димы. Ну чего ему по двору просто так с помойным ведром ходить?..
— Ещё вы, бывает, меняете финалы первоисточников, а почему в этом своём спектакле не изменили?
— Я финал несколько смягчил…
— Вы москвич, в книге называются конкретные места Москвы, по которым путешествует Савелий. Вы говорили, что отправляли своих артистов прогуляться по булгаковской Москве вживую, когда создавали «Мастера и Маргариту». И тут тоже отправляли «по следам Савелия»?
— Да. Как Александр Зимин прошёлся по следам поэта Ивана Бездомного, которого он сыграл в «Мастере и Маргарите». Только что в Москва-реке не купался, как его герой. Так и Миша Бакиров, который играет в «Днях Савелия» главную роль, летом отправился в район Яузы, прошёл по всем Шелапутинским переулкам, залез за строительный забор, опутавший бывший роддом имени Клары Цеткин, словом, вживался в роль.
— Выбор актёра на главного героя, судя по отзывам, первые зрители находят удачным.
— Мне тоже так кажется, думаю, получилось стопроцентное попадание. И Миша загорелся, и мне было интересно с ним поработать.
— Если говорить о танцевальных «вставках» в спектакле, то котоубийца просто очарователен…
— Я поражаюсь блестящему актёру Дмитрию Белякову — где он берёт новые краски для ролей? Уж сколько всего переиграл, но не повторяется. Он в спектакле играет нескольких героев — доктора, кота Валентиновича… Но его «Либертанго» с тростью — просто находка, он даже выше ростом кажется. Все танцы в спектакле поставил балетмейстер Александр Любашин.
— Ещё какие‑то открытия для вас были?
— Два актёра раскрылись с неожиданной стороны — Пётр Куртов в роли Аскара и Артём Пребышевский в роли вахтёра Сергеича. Артёма в образе даже коллеги не узнали, спрашивали, мол, нового артиста, что ли, взяли?.. А Куртов в роли Аскара одной фразой высказал боль человека, вынужденного жить вдали от родных мест.
— Значит, есть что играть в каждой роли?
— Да вообще, кладезь живых образов. Я вот сейчас набираю курс в театральном институте имени Бориса Щукина и думаю, что ещё вернусь к «Савелию» со студентами. Кроме того, в спектакле на архангельской сцене хочу добавить один из монологов Савелия у памятника Николаю Бауману, который первоначально мы упустили. Поэтому, вероятно, следующий показ спектакля «Дни Савелия» 27 апреля будет несколько другим…