Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Театрал. Режиссер Алексей Ермилышев: "Пафос был бы фальшью"

08.09.24
Источник: Режиссер Алексей Ермилышев: "Пафос был бы фальшью"

В конце августа театральную Москву закружили спектакли Архангельского театра драмы. На Вахтанговской сцене представили пять названий. Больше всего показов случилось у постановки «Василий Теркин» – ее сыграли четырежды на Новой сцене. Почему жанр спектакля определили как «реставрация», зачем избегали пафоса и как в Архангельске процветает щукинская школа – поговорили с режиссером Алексеем Ермилышевым.

– Алексей, в описании спектакля говорится: как реставраторы возвращают к жизни фреску, так и артисты, разыгрывая текст, пытаются восстановить в памяти мифического героя Василия Теркина. Теркин, на ваш взгляд, действительно стал в нашей памяти мифом? Если да, то зачем нам нужно его восстанавливать?

– На момент постановки – а спектаклю уже девять лет – Василий Теркин поблек в нашей памяти. Если бы мы вышли на улицу и спросили у первого попавшегося молодого человека «кто такой Теркин?», то первое, что он бы вспомнил «а, в школе проходили! “Переправа, переправа! Берег левый, берег правый...”» – все. В то время как для старшего поколения, особенно кто прошел Великую Отечественную войну, Василий Теркин был очень близким. Он будто в соседнем полку воевал, о нем легенды слагали. Кто-то думал, что Теркин реально существует. Твардовский свою поэму по главам выпускал, как сериал. На фронте читали, Василий Теркин был для них как товарищ.

Поэме Твардовского досталось от школьной программы, когда детей заставляли зубрить отрывки. Несправедливо забытого Теркина хотелось восстановить в памяти молодежи, потому что он не хуже марвеловских супергероев, по которым многие фанатеют. Так и родился жанр «спектакль-реставрация».

– Вы замечаете сейчас всплеск интереса к вашему «Теркину»? Летом Архдрама четыре раза сыграла его на гастролях в Москве и ездила с ним на фестиваль «Вахтангов. Путь домой» во Владикавказ. Зачем нам сегодня особенно нужен этот спектакль?

– У нас в стране сложная обстановка. Думаю, люди хотят отрефлексировать то, что происходит сейчас, через опыт предыдущих поколений. С той войны прошло не так много лет, в нашем восприятии военных событий мало что поменялось. И контекст, в котором мы существуем уже третий год, заставляет соприкоснуться с произведениями на военную тему даже тех, кто прежде этим не интересовался. Вообще память – важнейшее условие для сохранения нас как цивилизации. Помнить о том, что пережили наши предки, передавать эту память своим детям – только так можно не превратиться в манкуртов.

– Театральный критик Татьяна Тихоновец хвалит спектакль за то, что в нем нет пафоса. Может поэтому зритель особенно интересуется вашей постановкой? Сейчас на военные темы без пафоса почти не говорят, а за ним теряются и искренность, и человечность. Ставили ли вы себе задачу: не допустить пафоса в спектакле?

– На фестивале «Вахтангов. Путь домой» ко мне подходила Марина Райкина [редактор отдела литературы и искусства «Московского комсомольца»] и спрашивала, как сегодня ставить спектакли о войне. Я не нашелся, что ответить...

Избегали ли мы пафоса? Конечно. Пафос в этом спектакле был бы фальшью. А я не хотел, чтобы в моем спектакле звучали фальшивые ноты. За ними не слышно музыки. Искусство – занятие честное. Если ты не веришь в то, о чем говоришь со сцены, то и зрители тебе не поверят. У меня в спектакле молодые люди, забравшись на чердак, начинают читать «Василия Теркина» сначала в шутку, даже прикалываясь над ним, а потом примеряют на себя роль Теркина и в них что-то меняется. У меня три деда воевали, я им посвятил этот спектакль. Как я могу говорить с пафосом? Это же сердце нараспашку.

– Насколько мне известно, вы сейчас работаете над новым спектаклем. Расскажите, что, когда и где ждать?

– Ждать «Игрока» Достоевского. Большая форма на исторической сцене Минусинского драмтеатра. Премьера в октябре. Больше ничего сказать не могу, поскольку идет рабочий процесс, а я человек суеверный.

– Тогда вернемся в Архангельский театр драмы. Там вы работали как штатный режиссер?

– Да, хотя я родом из подмосковного Орехово-Зуево и большую часть жизни провел в Москве. В Архдраму меня пригласили после Щукинского института, я работал там как штатный режиссер пять лет. Потом захотелось поездить по стране, познакомиться с другими театрами.

– В Архангельске, судя по всему, щукинская школа процветает?

– Да, еще как! Главный режиссер Архдрамы Андрей Тимошенко –выпускник Щукинского института. Он и пригласил меня в театр, за что я ему очень благодарен. Мы приехали в Архдраму с моим другом Анастасом Кичиком как два штатных режиссера – оба выпускники Щуки. Еще в Архангельске есть Молодежный театр, которым руководит Виктор Панов – тоже выпускник Щукинского. Недавно в Щуке даже был целевой курс для архангельских артистов.

Когда Архдрама привезла «Василия Теркина» на гастроли в Москву, для меня была огромная честь увидеть свой спектакль на Вахтанговской сцене. Это же моя дипломная работа, я с «Теркиным» защищался перед комиссией. И спустя девять лет она снова оказалась в вахтанговских стенах – круг замкнулся.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Проект Архдрамы «Малые формы» представляет:
Театр «Мастерская на Кулишках» (Москва)
Моноспектакль
А. де Сент-Экзюпери
Режиссёр - Екатерина Лисовая

Продолжительность - 60 минут (без антракта)

Антуан де Сент-Экзюпери создал одну из лучших детских книг? Ведь она детская? Или нет? Вы правы, скорее это история о взрослении, ответственности и дружбе. Или она совсем не об этом? А может, это история для детей, которые хотят стать взрослыми или для взрослых, которые хотят быть детьми? Может она об одиночестве или о бунтарском духе путешествий? Может она вообще обо всем? А давайте посмотрим вместе!

Совершая вместе с «Маленьким принцем» невероятное путешествие по удивительным мирам, вы сможете вспомнить о подлинной красоте этого мира — красоте человеческой души.

Композитор - Владимир Багров
Художник - Елена Дорошина
Исполнитель - Даниил Коробейников
Анимация - Воспитанники школы для особенных детей Kadaki Pohikool (Эстония, г.Таллин)

 


Подробнее
6+
Чтение сказок Зулу для детей
Режиссёр —  Андрей Гогун
Читает Артём Пребышевский

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)

На самом юге Африки находится территория называющаяся Страной Зулу, по имени воинственного и свободолюбивого племени, которое прославилось на весь мир своими воинскими подвигами и героизмом. Страна эта раскинулась в степи - саванне, покрытой холмами и кустарником. Это не самое дружелюбное по отношению к своим обитателям место и поэтому героями сказок Зулу являются шакал и гиена, но и ещё какое-то животное, а какое именно зритель узнает прослушав наши сказки.

Подробнее
0+
Архдрама презентует новый выпуск журнала «Петровский парк, 1», приуроченного к юбилею Великой Победы

*Вход на мероприятие свободный, необходима предварительная регистрация

Специальный, девятый выпуск издания посвящен деятельности Архангельского Большого драматического театра в годы войны и приурочен к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

На страницах журнала представлена работа фронтовых выездных бригад, в том числе выступления под руководством А.Н. Кудермана на Юго-Западном фронте в 1943 году; концерты в госпиталях и воинских частях Архангельского гарнизона и Северного флота; участие сотрудников театра в оборонных работах на Кольском полуострове. Читатели смогут узнать, как коллектив театра встретил войну и как отмечали День Победы в 1945 году.

Восстановить череду событий удалось благодаря архивным документам, хранящимися в Архдраме, публикациям в региональных газетах военного периода, а также книге историка театра Юрия Ивановича Угарова.
Подробнее