Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Регион 29. Человек дождя в чертогах разума: архангельский драмтеатр впустил и выпустил в мир «особого» подростка

27.11.17
Источник: Регион 29
Автор: Мария Атрощенко

Герой спектакля по инсценировке Саймона Стивенса к одноимённому роману Марка Хэддона  — 15-летний Кристофер Джон Френсис Бун. У него синдром Аспергера. Кристофер не смотрит людям в глаза и не терпит прикосновений к себе — даже отца. Максимум — прикосновение подушечками пальцев. «Мы немножко касаемся друг друга, и это обозначает, что отец меня любит», — так говорит Кристофер. Он не понимает метафор и идиом, не умеет читать выражения лиц людей. Отец сказал ему, что его мать умерла. И однажды он находит мёртвым Веллингтона — пуделя соседки.

Премьера «Загадочного ночного убийства…» состоялась в 2012 году в Королевском национальном театре Великобритании, а в 2015-м пьесу на сцене «Современника» поставил лауреат фестиваля «Уроки режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства Егор Перегудов. А на камерной сцене «архдрамы» «Собаку» поставил Алексей Ермилышев, который на том же Биеннале представлял своего «Василия Тёркина».

В спектакль Ермилышев набрал артистов, проверенных «Тёркиным» — Михаила Кузьмина — на роль Кристофера, Дмитрия Белякова — его отца Эда Буна, и Марию Степанову — учительницы и доверенного лица мальчика Шивон. Кроме того, маму Кристофера Джуди сыграла Мария Новикова.


Попал, не глядя

Чувствовалось, что актёры для постановщика — не просто исполнители, а единомышленники. Особенно Михаил Кузьмин, полностью перевоплотившийся и погрузившийся на сцене во внутренний мир Кристофера Буна. Он, по сути, стал соавтором Алексея Ермилышева: ведь именно Михаил посоветовал режиссёру обратиться к этой истории. И он же, по признанию Ермилышева, придумал почти всё, что связано с Кристофером, а также стал саунддизайнером спектакля.

Даже внешне молодой артист, по-подростковому хрупкий и угловатый, — идеально попадает в образ. Своего героя он, по ощущению, чувствует на каком-то подкожном уровне. Удивительное дело: Кузьмин практически весь спектакль, за исключением пары концептуальных моментов, не поднимал глаз на зрителей и партнёров по спектаклю. С точки зрения невербальной коммуникации, добиться взаимопонимания без зрительного контакта — трудновыполнимая задача. Но Михаил и не глядя добился от зрителей эмоционального отклика: и пусть взгляд его Кристофера был почти всё время потуплен, он смотрел зрителю прямо в душу.


Игра Михаила Кузьмина была настолько хороша и правдоподобна, что её можно счесть одним из главных составляющих успеха спектакля. Актёрски он на голову выше своих коллег, и это, к сожалению, чувствовалось. Ближе всего к нему по качеству исполнения приблизилась Мария Степанова. Она воплотила удивительно сильный и многофункциональный образ. Её Шивон — глубоко сочувствующий слушатель и одновременно рассказчик. В одной из сцен, когда Шивон и Кристофер говорят по душам, по её щекам текут слёзы — остаётся лишь гадать, было ли так задумано изначально, или Мария вышла на слёзы под влиянием момента. Как любой рассказчик, Шивон занимает позицию немного над повествованием. Порой, особенно в сцене, когда она «отзеркаливает» реплики матери мальчика, начинает казаться, что простую учительницу Алексей Ермилышев наделил способностью читать людей, как книгу. 


Марии Новиковой досталась роль чрезвычайно сложная — это подтвердит любая мать «особенного» ребёнка. Но, кажется, что весь этот сложный комплекс эмоций, — любви, усталости, отчаяния, стыда, — которые испытывает её Джуди, бросая и обретая Кристофера вновь, актриса пережила ещё не полностью. Впрочем, сдача спектакля — слишком ранний срок, чтобы делать окончательные выводы.


В кроличью нору — за пикселями

Помимо четверых постоянных персонажей в спектакле — четыре переменных, так называемых a, b, c, d или пикселей (Александр Субботин, Юрий Прошин, Анна Рысенко и Татьяна Сердотецкая). У них в постановке чрезвычайно необычная и даже техническая роль: они играют не столько живых людей, сколько становятся продолжением личности Кристофера, населением его «чертогов разума». Ими Кристофер управляет, как герой Бенедикта Камбербэтча — информацией с «жёсткого диска». 

Следуя за его математически организованным ходом мыслей, они изображают его соседей, повторяют выражения смайликов и даже танцуют. Эти пластические композиции призваны придать постановке динамизма — всё-таки два акта по полтора часа для камерной сцены — непривычное явление, — но порой кажется, что она в этом не так уж и нуждается. Зато сцена с «полётом» в космос стала безусловной удачей как режиссёра, так и балетмейстера Ольги Мурашовой, и всех актёров.


Пусть название спектакля вас не обманывает: детективным, да и то условно, в ней можно назвать только первый акт. На самом же деле, это история о преодолении границ. Недаром первый акт заканчивается побегом Кристофера из дома и из пространственно-плоскостного куба, очерченного на сцене и созданного посредством видеоконтента, разработанного сообществом 42 design. И хотя раньше куб казался подростку идеальной геометрической фигурой, он покидает его. И шокирующая разгадка убийства собаки становится, по сути, не кульминацией, а лишь завязкой главной драмы спектакля — семейной.


«А ведь это очень важно»

В «Собаке» режиссёр Алексей Ермилышев показывает себя, как большой гуманист и тонко чувствующий художник. Во втором акте якорными становятся две фразы, которые демонстрируют его оптимизм и веру в человека. Шивон говорит Кристоферу: «Я не твоя мама. А ведь это очень важно», — и по интонации Марии Степановой мы понимаем, сколь важны эти слова для режиссёра и труппы. А риторический вопрос Кристофера: «Это значит, я смогу добиться всего, что захочу?», — вообще можно считать программным.

И — внимание — самый милый спойлер! В финале на сцене появляется живой пёс-лабрадор. В инсценировке его зовут Сэнди, а в спектакле — Рэй. Потому, что питомца Алексея Ермилышева, дебютировавшего на сцене, так и зовут. Это, конечно, нечестно: увидев Рея с Кристофером, трудно сдержать слёзы. Если, конечно, вы не начали плакать ещё раньше.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас наушниками и сопроводит в течение всей прогулки.

Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее
12+
ПРЕМЬЕРА!
А.Чехов
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Художник-сценограф - А.Тимошенко
Художник по костюмам - И.Титоренко
Композитор - Ф.Чернов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее