Правда Севера. В Архангельском театре драмы – премьера бессмертного «Ревизора»
Автор: Елена Ирха
Огромный канцелярский стол под зеленым сукном, занавес из бумажных циркуляров - отсылка к позапрошлому веку, гостиничная кровать - неожиданно современного вида.
Чиновники, гурьбой бегающие на полусогнутых, купцы, бьющие челом, кокетливые и расчетливые дамы в кринолинах - времена давнишние, а дела современные и, похоже, в России неизменные.
Роль городничего (в программке написано - губернатора, да в сущности какая нам разница...) - главная и, можно сказать, бенефисная роль Евгения Нифантьева. Смотрителя училищ Хлопова, то есть зав местным образованием, исполняет Нина Няникова. Вот тут немного непонятно – то ли это актерский эксперимент, то ли Хлопов должен быть по замыслу режиссера женоподобным, однако актриса старалась быть похожей на мужчину, даже голос изменила.
Хлестаков Михаила Кузьмина - эдакий мелкий бес, беспрестанно в движении, легкий и лживый. И вдруг, уезжая из дома городничего, драматически: «Что за скверный городишко!»
А вот унтер-офицерскую жену, которая, как помните - сама себя высекла, до Кристины Ходарцевич играли как вредную невзрачную склочницу, а тут - роскошная женщина, мечта поэта! И когда Хлестаков-Кузьмин, увлекшись дочкой городничего восклицает - да не пускайте, не до нее сейчас! Па-азвольте вам не поверить, Иван Александрович!
Остальные чиновники воспринимались какой-то комичной толпой, с участием этой замечательной «массовки» режиссеру удалось найти немало поводов к зрительскому удовольствию. Только иногда сквозь карикатурный образ почтмейстера Шпекина в исполнении Дмитрия Белякова проглядывал брутальный мужчина. Иван Братушев в роли попечителя богоугодных заведений Земляники и вовсе отличился – он тут напоминает внешне пугливую обезьянку (это красавец-то Братушев!)
К слову, актеры в спектакле сами играют на музыкальных трубах, шумовых и ударных инструментах. Кроме того – в спектакле есть хореографически «вставки», например, чудный танец Хлестакова (Кузьмина) и Марьи Антоновны (Мария Беднарчик) имитирующий фигурное катание.
Немного разочаровала «немая сцена» в финале, которой в спектакле попросту не обозначено. Все попадали в обморок при известии , что приехал настоящий ревизор. Только зачем падать, - он что, взяток не берет?