Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о спектакле "Вафельное сердце"

30.05.23
Мария Парр "ВАФЕЛЬНОЕ СЕРДЦЕ"
Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова (Абрамовский зал), 2023.
Режиссер - Михаил Кузьмин.

Почему книга и спектакль, по ней поставленный, так называется? Что это за вафельное сердце? Так самое что ни на есть реальное - вафля в форме сердца, рецепт ее приготовления помещен и в книге, и в программке спектакля, реальные вафельные сердца, испеченные по этому рецепту, с удовольствием поедают актеры на сцене, а на премьере в антракте ими угощали зрителей. А еще вафельное сердце - одно из ярких проявлений простого человеческого счастья, символ дома, семейного благополучия, а в финале спектакля еще и материализованное возвращение счастья после горя. Да, всё так просто, многим доступно. В жизни ведь порой всё просто, и ничего не надо усложнять. Жизнь состоит из радостей и горестей, из простого человеческого участия. В этом и состоит счастье.

Главный герой спектакля - девятилетний мальчик Трилле (Георгий Селиванов), на самом деле его зовут гораздо длиннее и сложнее, но это неважно. Рассказ ведется от первого лица - от имени Трилле, значит, у нас появляется возможность посмотреть на мир глазами ребенка, прикоснуться к его мировоззрению - наивному, непосредственному, искреннему, естественному, пробудить в себе своего внутреннего ребенка и оказаться внутри этого удивительного спектакля, где очень уютно и душевно.
У Трилле есть самый лучший друг - соседская девчонка, его одноклассница Лена (Анна Рысенко), которая благодаря своему беспокойному холерическому темпераменту вечно попадает в разные передряги, сотрясение мозга - нередкая ее травма, сюда нужно добавить еще всяческие переломы, но она вовсе не унывает. С ней всегда можно пошалить, поколобродить, подурачиться, чего-нибудь нафантазировать. У Трилле большая семья, но "когда приходит Лена, народу становится слишком много" и "всё идет наперекосяк", а приходит Лена часто, и, можно сказать, она уже "стала сама себе соседкой".

Трилле очень хочет, чтоб и Лена назвала его своим самым лучшим другом, и недоумевает, почему он не слышит этих слов, а когда наконец услышит, поймет, что и без слов это всегда было ясно, но ведь услышать - это очень приятно. Собственно об этом эта добрая, трогательная, душевная история, действие которой происходит на одном норвежском хуторе, куда можно добраться на пароме.

История эта семейная, рассказывает она о непреходящих семейных ценностях, о правильном воспитании детей, о бережном отношении друг к другу, о настоящей дружбе и об искренней любви. Эта история веселая и в то же время грустная, потому что смех и слезы всегда рядом, потому что радость сменяется горем. Всё хорошо, если нет войны, потому что война - это очень плохо.
Главных героев окружают их самые родные и близкие люди. Вот, по мнению Трилле, "самый-самый лучший в мире взрослый" - его Дед (Артем Пребышевский), который поддерживает все детские сумасбродства своего внука и его подружки - соседской кнопки, как он ее называет. Вот добрая, мудрая Баба-тетя (Анастасия Волченко), которая печет самые вкусные в мире вафли и с которой никогда не страшно, потому что у нее есть берегущий ее "Иисус". А вот меланхоличный, что-то постоянно невнятно бормочущий Папа (Михаил Бакиров). "Зачем нужны папы?" - как-то задумались Трилле и Лена (у нее-то никакого папы нет) - "Неужели только для того, чтоб доедать противную вареную капусту и морковку?" И все-таки не только для этого, но и для чего-то более важного и дорогого, в чем Трилле вскоре убедится, да и у Лены тоже появится папа, но это уже другая история. Есть у Трилле широко улыбающаяся, всё понимающая Мама (Екатерина Зеленина), и у Лены есть замечательная, очень творческая и тоже всё понимающая Мама (Мария Новикова). Есть в спектакле еще ряд персонажей, которые так или иначе связаны с главными героями: Дядя Тор (Николай Варенцов), Исак (Тимофей Тихонов), Магнус, Матрос (Артур Чемакин), Кай-Томми, Юн-с-горы (Джамбулат Багов).

И обязательно нужно назвать еще одного человека, без которого ничего бы не получилось, это великолепный Михаил Кузьмин, который написал инсценировку, поставил спектакль, создал сценографию, костюмы и музыкальное оформление, и всё это сделал восхитительно. Трехъярусная декорация, лестница, передвижные макеты-домики очень подходят для забавных приключений и детских шалостей, идеально подобранная музыка и выразительные симпатичные костюмы оттеняют и подчеркивают неповторимую атмосферу представления, на стену постоянно проецируются ключевые важные фразы, написанные детским почерком, а самое главное - всё, что происходит на сцене, воспринимается как органичная детская игра, как будто мы наблюдаем за тем, как играют во дворе дети - в дочки-матери, в разбойники, в опасные приключения, и ты безоговорочно принимаешь правила этой игры, всему веришь. Тут рядом прямо перед тобой молодые энергичные актеры, играющие детей или стариков, но они не воспринимаются ряжеными, искусственными, всё очень правдоподобно и искренне. И в то же время это именно яркая, заразительная, тонкая, захватывающая игра. И это здорово!

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Семейная драма глазами ребёнка (камерная сцена и средний формат)
П. Бабушкина (по рассказу А. Варламова)
Режиссёр - Полина Золотовицкая

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Тараканий язык, тараканья песня, тараканий смех, - никто и не думал, что это возможно. А в спектакле это настолько естественно, будто существует в обиходе в реальной жизни.

"Спектакль - интересная возможность поговорить со сцены одновременно и с детьми, и со взрослыми о семейных проблемах. Каждый найдет в этой истории что-то для себя и о себе", - Полина Золотовицкая.

Действие происходит в конце 80-х годов. Страшный дефицит. Перед зрителем предстанет история не очень благополучной семьи, которая живет в панельном доме. В квартире - тараканы, а родители всё время ссорятся. Это достаточно жёсткая история про развод, про нелюбовь в семье, которую наблюдает самый младший член семьи. Отец уходит. Уходит, потому что мечтает о чём-то большем. Не может говорить с ребенком, не хочет находить с ним общий язык, потому что слишком погряз в себе и своих «Тараканах». А ребенок просто хочет диалога и понимания. Не просто так Тараканы, с которыми он разговаривает в своих фантазиях, – это тараканья семья. История написана как детский спектакль. В нём много узнаваемых и забавных вещей. Полет фантазии обеспечен, - ведь Лёша хочет стать писателем, как мечтали многие наряду с грёзами о профессии космонавта, ветеринара, художника... И несмотря на драматичность положения главного героя - мальчика Лёши - постановка не мрачная: вызывает улыбку, смех, умиление. А послевкусие постановки дарит светлое желание заботливей обращаться с близкими.

Ролик от репетиции до премьеры



“Спектакль получился искренний,простой,изящный и внятный. История трогает за сердце, за душу. Побывав на предпоказе, на премьеру я с большим удовольствием сходил ещё раз. Хочу пригласить Полину на работу над новыми постановками”, - главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. 

*По мнению экспертного совета «Золотой маски», спектакль стал одним из самых заметных спектаклей сезона 2018-2019 гг. и попал в лонг-лист премии. Участник фестиваля «Детский weekend» (2020 г.)

*Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю Папы и Таракана-дяди (засл. арт. РФ Сергей Чуркин) победу в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»

СМИ о спектакле:

«Регион 29»: Трое в одиночестве, не считая тараканов: в архангельском драмтеатре показали семейную драму глазами ребёнка

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера спектакля «Тараканы»

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи 

Журнал «ZVOOK ONLINE»: Архангельский театр драмы привёз в Воронеж «Тараканов»

Агентство городских коммуникаций «Горком 36»:  Архангельский театр разыграл в Воронеже семейную драму глазами ребенка

Рецензия на спектакль Вячеслава Герасимчук

Mask book: интервью с Полиной Золотовицкой

Журнал «Театр»: Взросление как травма: программа «Детский Weekend»-2020 и ее оптика

Информационный портал "Пинежье": В районном центре состоялись спектакли Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова


Премьера состоялась 28 февраля 2019 г.


Инсценировка, сценография, костюмы, музыкальное оформление - Полина Золотовицкая

Спектакль ведёт Ирина Варенцова



Подробнее
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


*Участник конкурса «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации» (2022 год)


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию
Пресс-служба театра: «Золотой Трезини»: архангельский «Доктор Живаго» в номинации «Лучший проект театральной декорации»


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+
В рамках проекта «Поле экспериментов»
Самостоятельная работа Михаила Андреева

Автор проекта и художественный руководитель постановки — Андрей Тимошенко

Трагическая история, написанная легким языком. Написанная с юмором. Такая история вдвойне становится страшной. События более, чем столетней давности перекликаются с событиями мира нынешнего.
Спектакль создан по мотивам произведений Исаака Бабеля «Одесские рассказы». Бабеля можно сравнить с Гюго, он тоже певец лачуг и подворотен. Бабелевским «Отверженным» тоже некуда деваться, их жизнь - это преступление! На преступление идут весело, озорно, бесшабашно, очертя голову! Так это делалось в Одессе.

Идея, постановка, исполнение — Михаил Андреев
Звук — Михаил Чабаненко
Свет — Максим Надеев
Видео — Александр Дроздецкий, Евгений Рогульский
Подробнее