Отзыв Андрея Петрова о спектакле "Вафельное сердце"
Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова (Абрамовский зал), 2023.
Режиссер - Михаил Кузьмин.
Почему книга и спектакль, по ней поставленный, так называется? Что это за вафельное сердце? Так самое что ни на есть реальное - вафля в форме сердца, рецепт ее приготовления помещен и в книге, и в программке спектакля, реальные вафельные сердца, испеченные по этому рецепту, с удовольствием поедают актеры на сцене, а на премьере в антракте ими угощали зрителей. А еще вафельное сердце - одно из ярких проявлений простого человеческого счастья, символ дома, семейного благополучия, а в финале спектакля еще и материализованное возвращение счастья после горя. Да, всё так просто, многим доступно. В жизни ведь порой всё просто, и ничего не надо усложнять. Жизнь состоит из радостей и горестей, из простого человеческого участия. В этом и состоит счастье.
Главный герой спектакля - девятилетний мальчик Трилле (Георгий Селиванов), на самом деле его зовут гораздо длиннее и сложнее, но это неважно. Рассказ ведется от первого лица - от имени Трилле, значит, у нас появляется возможность посмотреть на мир глазами ребенка, прикоснуться к его мировоззрению - наивному, непосредственному, искреннему, естественному, пробудить в себе своего внутреннего ребенка и оказаться внутри этого удивительного спектакля, где очень уютно и душевно.
У Трилле есть самый лучший друг - соседская девчонка, его одноклассница Лена (Анна Рысенко), которая благодаря своему беспокойному холерическому темпераменту вечно попадает в разные передряги, сотрясение мозга - нередкая ее травма, сюда нужно добавить еще всяческие переломы, но она вовсе не унывает. С ней всегда можно пошалить, поколобродить, подурачиться, чего-нибудь нафантазировать. У Трилле большая семья, но "когда приходит Лена, народу становится слишком много" и "всё идет наперекосяк", а приходит Лена часто, и, можно сказать, она уже "стала сама себе соседкой".
Трилле очень хочет, чтоб и Лена назвала его своим самым лучшим другом, и недоумевает, почему он не слышит этих слов, а когда наконец услышит, поймет, что и без слов это всегда было ясно, но ведь услышать - это очень приятно. Собственно об этом эта добрая, трогательная, душевная история, действие которой происходит на одном норвежском хуторе, куда можно добраться на пароме.
История эта семейная, рассказывает она о непреходящих семейных ценностях, о правильном воспитании детей, о бережном отношении друг к другу, о настоящей дружбе и об искренней любви. Эта история веселая и в то же время грустная, потому что смех и слезы всегда рядом, потому что радость сменяется горем. Всё хорошо, если нет войны, потому что война - это очень плохо.
Главных героев окружают их самые родные и близкие люди. Вот, по мнению Трилле, "самый-самый лучший в мире взрослый" - его Дед (Артем Пребышевский), который поддерживает все детские сумасбродства своего внука и его подружки - соседской кнопки, как он ее называет. Вот добрая, мудрая Баба-тетя (Анастасия Волченко), которая печет самые вкусные в мире вафли и с которой никогда не страшно, потому что у нее есть берегущий ее "Иисус". А вот меланхоличный, что-то постоянно невнятно бормочущий Папа (Михаил Бакиров). "Зачем нужны папы?" - как-то задумались Трилле и Лена (у нее-то никакого папы нет) - "Неужели только для того, чтоб доедать противную вареную капусту и морковку?" И все-таки не только для этого, но и для чего-то более важного и дорогого, в чем Трилле вскоре убедится, да и у Лены тоже появится папа, но это уже другая история. Есть у Трилле широко улыбающаяся, всё понимающая Мама (Екатерина Зеленина), и у Лены есть замечательная, очень творческая и тоже всё понимающая Мама (Мария Новикова). Есть в спектакле еще ряд персонажей, которые так или иначе связаны с главными героями: Дядя Тор (Николай Варенцов), Исак (Тимофей Тихонов), Магнус, Матрос (Артур Чемакин), Кай-Томми, Юн-с-горы (Джамбулат Багов).
И обязательно нужно назвать еще одного человека, без которого ничего бы не получилось, это великолепный Михаил Кузьмин, который написал инсценировку, поставил спектакль, создал сценографию, костюмы и музыкальное оформление, и всё это сделал восхитительно. Трехъярусная декорация, лестница, передвижные макеты-домики очень подходят для забавных приключений и детских шалостей, идеально подобранная музыка и выразительные симпатичные костюмы оттеняют и подчеркивают неповторимую атмосферу представления, на стену постоянно проецируются ключевые важные фразы, написанные детским почерком, а самое главное - всё, что происходит на сцене, воспринимается как органичная детская игра, как будто мы наблюдаем за тем, как играют во дворе дети - в дочки-матери, в разбойники, в опасные приключения, и ты безоговорочно принимаешь правила этой игры, всему веришь. Тут рядом прямо перед тобой молодые энергичные актеры, играющие детей или стариков, но они не воспринимаются ряжеными, искусственными, всё очень правдоподобно и искренне. И в то же время это именно яркая, заразительная, тонкая, захватывающая игра. И это здорово!