Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Марины Никитиной о спектакле «Поэт и смерть»

18.02.22
Автор: Марина Никитина, к.ф.н., доцент кафедры литературы САФУ
Фото: Екатерина Чащина

Спектакль по поэзии – это всегда сложно. Особенно, когда поэзия непростая. Именно такой, как правило, кажется поэзия Бориса Пастернака. Режиссеру удалось, на мой взгляд, выполнить задачу, которую он перед собой поставил. Происходящее на сцене, а иногда казалось, что это и не на сцене вовсе происходит, а где-то между сценой и зрительным залом, между сном и явью, между светом и тьмой. Название спектакля - «Поэт и смерть» - ассоциативно связано с названием одного из сборников и стихотворений Бориса Пастернака – «Сестра моя – жизнь». Эти слова очень точно передают мироощущение поэта, необыкновенно любившего жизнь, ощущавшего ее полноту и гармонию во всех самых мелких и незначительных, на первый взгляд, проявлениях. Именно поэтому бытовые, повседневные детали, из которых и состоит жизнь, приобретают столь важное значение как в поэзии Пастернака, так и в спектакле. Это и чай с сахаром, и бельё, которое сушится на ветру, и свет свечи в зимнем окне. Спектакль рассказывает не только о вдохновении и творчестве, но и о жизни, постоянно вдохновляющей человека на творчество.

2022.02.16 Поэт и смерть fullsize-23.jpg
Рождение и смерть, а между ними – жизнь человека – вот еще одна тема, которая получает воплощение в спектакле. Так, поэт появляется впервые на сцене обнаженным, как Адам, и получает яблоко, символ жизни и познания. Образ яблока появляется и в звучащем вслед за этим стихотворении «Август», где говорится о празднике Преображения Господня, называемом Яблочным Спасом, поскольку в это время начинали собирать первый урожай. Это стихотворение и становится своеобразной завязкой, когда Поэт понимает, что перед ним – сама Смерть, что жизнь окончена. Дар слова, умение выразить и передать в слове всё богатство жизненных впечатлений дают Поэту возможность не только отсрочить собственный конец, но и в конечном итоге обрести бессмертие, победить время. Аллегорией освобождения слова из плена времени становятся в спектакле книги, запертые в клетках, дверцы которых открываются и слово обращается к зрителям, ко всем слышащим его.

2022.02.16 Поэт и смерть fullsize-109.jpg
Сюжет выстраивается из стихотворений, описывающих разные времена года, рассказывающих о любви и потерях, вдохновении и отчаянии. Тонко очерченный визуальный ряд как будто дополняет, точнее, вырастает из поэтических образов. Поэзия Пастернака, как известна, обладает необыкновенной музыкальностью и отличается сложными ассоциативно-образными связями. Поэтому зритель слышит музыку, рожденную поэзией, видит краски, наблюдает игру света и теней, передающую неуловимость мгновения, чередование радостей и несчастий в судьбе человека. При этом важно, что образы перетекают один в другой, рождаются на глазах у зрителей незаметно и часто неожиданно, как это происходит при чтении стихотворения, при погружении в магический мир слова. Так, листы рукописей, под которыми, казалось, заживо погребен Поэт в начале действия, затем на мгновение превращаются в руках Поэта в крылья, он даже пытается взлететь, потом становятся вдруг облаками, а движение двух людей, уклоняющихся от света лампы, напоминают маятник, заставляющий вспомнить о безвозвратно уходящем времени.

2022.02.16 Поэт и смерть fullsize-101.jpg
Это спектакль не только о силе истинной поэзии, способной преодолеть время, но и о сущности самой поэзии, о природе поэтического слова, способного рождать удивительные ассоциации и передавать тончайшие нюансы восприятия мира человеком. Поэзия Пастернака, отличающаяся сочетанием простоты и сложности, передающая жизнь в её динамичном, бесконечно изменчивом состоянии, в её непредсказуемой и прекрасной недосказанности. Эту стихийность и глубину лирики Пастернака удалось почувствовать и передать режиссеру Андрею Тимошенко.

Отдельно хочется поблагодарить режиссера за выбор стихотворений, каждое из которых прекрасно само по себе, при этом удивительно точно встраивается в «лирический сюжет», в историю Поэта, подчеркивая и выделяя важнейшие темы и мотивы творчества Пастернака. Из темноты и отчаяния мы вслед за Поэтом, ведомые его словом, приходим к свету, к жизни.

2022.02.16 Поэт и смерть fullsize-117.jpg



Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Чтение корейских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Алексей Ковтун

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)

«Маленьких зрителей ждет не только сама читка текста сказки, но и небольшая театрализация, сценический образ, атрибуты. При этом текст все же первичен, мы хотим этим проектом научить детей воспринимать на слух большие объемы повествования, чего сейчас, как мне кажется, дети часто лишены из-за засилья визуальных образов. Мы сознательно выбирали сказки народов мира, чтобы расширить кругозор детей, показать пласт мировой культуры. С этим материалом мы обычно сталкиваемся только во взрослом возрасте, поэтому планируем на читках делать и введение, этакий ликбез о той или иной стране и культуре», — рассказал режиссёр Андрей Гогун.

Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест.
Подробнее
6+
Чтение французских сказок для детей
Режиссёр - Андрей Гогун
Читает Константин Феофилов

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)

Иногда для того чтобы рассказать историю, нужно просто рассказать историю. Хороший рассказчик — сам по себе интереснее, глубже и объемнее любых декораций, светового и музыкального дизайна и спецэффектов. Константин Владимирович Феофилов поведает детям и взрослым две французские сказки про драконов. Этот простой пересказ, как нам кажется — стоит больше, чем многие нашумевшие блокбастеры и раскрученные бестселлеры. Истории эти о борьбе людей с чудовищами — но насколько же разными и неожиданными оказываются и способы этой борьбы и её результаты.
Подробнее
6+
Благотворительная акция

Уже несколько лет подряд Архангельский театр драмы запускает благотворительную акцию «Подари детям новый год». В этом году у жителей города также есть возможность помочь детям, оставшимся без попечения родителей, или семьям, находящимся в тяжелом материальном положении, увидеть сказочный спектакль на основной сцене.


Алгоритм участия в акции не изменился. Театр предлагает желающим приобрести билет на новогодние представления в кассе театра или онлайн на сайте по ссылке https://quicktickets.ru/arhangelsk-teatr-lomonosova/s4725
Цена билета - 200 рублей

Билеты участвующие в акции маркируются специальной наклейкой.

Акция продлится со 2 по 20 декабря. После 20 декабря билеты будут переданы в социальные организации, которые и распределят их по малоимущим семьям, детям-сиротам, воспитанникам социально-реабилитационных центров.

В прошлом году в рамках проекта новогодние спектакли Архдрамы увидели 362 человека.

Подробнее