Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Поэт и смерть»

20.02.22
Автор: Андрей Петров
Фото: Екатерина Чащина
Источник: https://vk.com/arhdramaru?w=wall-82856530_28653

Возможно ли сыграть стихи? Можно ли визуализировать поэтические образы без смыслового и выразительного ущерба? И, наконец, мыслимо ли выстроить логику драматического представления из стихов и документов? Новый спектакль Андрея Тимошенко положительно отвечает на все эти вопросы. По признанию режиссера, он впервые обращается к жанру поэтического представления, однако он не мог его не сделать. После постановки спектакля "Доктор Живаго" по великому роману великого поэта ему стало важно прикоснуться к судьбе самого Бориса Пастернака, в которой этот самый роман сыграл роковую роль.

После выхода романа, после присуждения его автору Нобелевской премии началась жестокая травля писателя. "Я не читал роман, но я его осуждаю", - пожалуй, самое мягкое, что довелось прочитать и услышать Б. Пастернаку. Оголтелое осуждение, клеймение, гонение, конечно же, приблизили физическую гибель поэта. Элементы травли - атрибуты смерти. На этом выстраивается сюжет спектакля "Поэт и Смерть". Смерть в нем представлена бездушной машиной, которая стремится перемолоть, уничтожить, свести на нет Поэта. Смерть пришла погубить вздыбленного, опутанного веревками Поэта. Она изрыгает проклятья, цитируя глумливые критические статьи, забрасывает Поэта мягкотелыми тряпичными куклами, воспроизводя гневные высказывания так называемых простых людей. Поэт какое-то время молчит, но потом начинает читать стихи, и происходит невероятное. Смерть, явившаяся к Поэту в образе истерично-фанатичной номенклатурной советской дамочки, проникается чувствами Поэта, выраженными в поэтических образах его произведений, познает вкус, цвет, запах, звук жизни и превращается в просто женщину, оплакивающую возлюбленного - свою же жертву.

2022.02.16 Поэт и смерть fullsize-20.jpg
Такой выстроился сюжет, но не это главное в этом насыщенном спектакле. Поэтические образы нашли адекватное воплощение в изобретательной театральной образности. Актер не просто читает стихи, он проникает в саму их сущность и наполняет их самим собой. Важно, что это тот же актер Дмитрий Беляков, который играет Юрия Живаго в спектакле по роману Б. Пастернака, он же сделал инсценировку для нынешней постановки "Поэт и Смерть", к тому же сам он является поэтом.

Чудо поэзии в том, что порой непонятно, как, откуда, почему появляется тот или иной образ, завораживает, притягивает, мучает или услаждает. Подобно этому рождается театральное чудо. Одним из активно действующих лиц спектакля становится черный сценический кабинет, его стены состоят из черных полос, сквозь которые появляются-исчезают предметы, стоит только погрузить в толщу стены руку. И ты, конечно, понимаешь, как это сделано: там, за стенами кабинета работают ассистенты, которые в нужное время в нужном месте подают актерам нужный реквизит. Но не хочется об этом думать. По-детски ожидаешь очередного чудесного появления-исчезновения и воспринимаешь его как чудо.

Как тут не вспомнить удивительный спектакль, недавно побывавший на гастролях в Архангельске, "Комната Герды"! Актер-кукольник, играющий роль Комнаты, в финале выходит на поклон вместе с актрисой, работающей в живом формате. Здесь такого не происходит: таинственные служители чуда остаются таинственными.

Даже то, что происходит на глазах у зрителей, хранит много всего таинственного. Дело в том, что основу сценографии составляет такой пластичный материал, как бумага. Сцена буквально завалена белой скомканной бумагой. Получилось символично, ведь скомканная бумага олицетворяет и творческие муки художника, и злые пасквили его обвинителей.

Бумага характерно шуршит, создавая своеобразное шумовое оформление спектакля. Из бумаги можно выстроить различные рельефные сооружения, под бумагой можно много чего обнаружить, если ее разгрести. Да что там, заваленный бумагой оказывается главный герой в начале представления.

2022.02.16 Поэт и смерть fullsize-105.jpg
А ещё важными атрибутами образного ряда спектакля являются разного рода светильники: свечные фонари, настольные и подвесные лампы. Так, настольные лампы стоят по периметру сцены, их методично зажигает Смерть, направляя на Поэта, уподобляясь при этом следователям, пытающим заключённых. Подвесные лампы раскачиваются, колеблются, кружатся - получается очень эффектно. К тому же жанр спектакля обозначен так: "стихи, отраженные светом". И они, действительно, отражаются, насыщаясь сценическими метафорами.

Вещный мир спектакля разнообразен, он вызывает разные чувства, ассоциации, рождает аллюзии. Вот светло-коричневая казённая папка с крупной надписью "Дело". Яблоки, с грохотом падающие сверху и раскатывающиеся по сцене. Это и символ познания чего-то неизведанного, но и символ жизненных сил, хотя в спектакле яблоками манипулирует Смерть. Ветки вербы, символизирующие воскресение Христово. Засушенные травинки как закладки в книге. Чай в стаканах с подстаканниками. Стремянка. Кувшин с водой, таз, полотенце, их использует Смерть, омывая ноги Поэту. Краска и кисть. Песок. Чёрное прозрачное полотнище. Птичьи клетки, в которых томятся книги. Сами книги, которые можно читать, гадать по ним.
На сцене два персонажа - Поэт и Смерть (в ее роли Мария Беднарчик). Вспоминается другой спектакль Андрея Тимошенко "Русская народная почта", в котором монолог главного героя тоже сопровождает Смерть.
В предпремьерном интервью режиссер говорил о "Поэте и Смерти": здесь важно не столько понимать, сколько чувствовать. Что ж, здесь есть что прочувствовать, даже предчувствовать, есть чему посочувствовать.

2022.02.16 Поэт и смерть fullsize-112.jpg
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее