Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Поэт и смерть»

20.02.22
Автор: Андрей Петров
Фото: Екатерина Чащина
Источник: https://vk.com/arhdramaru?w=wall-82856530_28653

Возможно ли сыграть стихи? Можно ли визуализировать поэтические образы без смыслового и выразительного ущерба? И, наконец, мыслимо ли выстроить логику драматического представления из стихов и документов? Новый спектакль Андрея Тимошенко положительно отвечает на все эти вопросы. По признанию режиссера, он впервые обращается к жанру поэтического представления, однако он не мог его не сделать. После постановки спектакля "Доктор Живаго" по великому роману великого поэта ему стало важно прикоснуться к судьбе самого Бориса Пастернака, в которой этот самый роман сыграл роковую роль.

После выхода романа, после присуждения его автору Нобелевской премии началась жестокая травля писателя. "Я не читал роман, но я его осуждаю", - пожалуй, самое мягкое, что довелось прочитать и услышать Б. Пастернаку. Оголтелое осуждение, клеймение, гонение, конечно же, приблизили физическую гибель поэта. Элементы травли - атрибуты смерти. На этом выстраивается сюжет спектакля "Поэт и Смерть". Смерть в нем представлена бездушной машиной, которая стремится перемолоть, уничтожить, свести на нет Поэта. Смерть пришла погубить вздыбленного, опутанного веревками Поэта. Она изрыгает проклятья, цитируя глумливые критические статьи, забрасывает Поэта мягкотелыми тряпичными куклами, воспроизводя гневные высказывания так называемых простых людей. Поэт какое-то время молчит, но потом начинает читать стихи, и происходит невероятное. Смерть, явившаяся к Поэту в образе истерично-фанатичной номенклатурной советской дамочки, проникается чувствами Поэта, выраженными в поэтических образах его произведений, познает вкус, цвет, запах, звук жизни и превращается в просто женщину, оплакивающую возлюбленного - свою же жертву.

2022.02.16 Поэт и смерть fullsize-20.jpg
Такой выстроился сюжет, но не это главное в этом насыщенном спектакле. Поэтические образы нашли адекватное воплощение в изобретательной театральной образности. Актер не просто читает стихи, он проникает в саму их сущность и наполняет их самим собой. Важно, что это тот же актер Дмитрий Беляков, который играет Юрия Живаго в спектакле по роману Б. Пастернака, он же сделал инсценировку для нынешней постановки "Поэт и Смерть", к тому же сам он является поэтом.

Чудо поэзии в том, что порой непонятно, как, откуда, почему появляется тот или иной образ, завораживает, притягивает, мучает или услаждает. Подобно этому рождается театральное чудо. Одним из активно действующих лиц спектакля становится черный сценический кабинет, его стены состоят из черных полос, сквозь которые появляются-исчезают предметы, стоит только погрузить в толщу стены руку. И ты, конечно, понимаешь, как это сделано: там, за стенами кабинета работают ассистенты, которые в нужное время в нужном месте подают актерам нужный реквизит. Но не хочется об этом думать. По-детски ожидаешь очередного чудесного появления-исчезновения и воспринимаешь его как чудо.

Как тут не вспомнить удивительный спектакль, недавно побывавший на гастролях в Архангельске, "Комната Герды"! Актер-кукольник, играющий роль Комнаты, в финале выходит на поклон вместе с актрисой, работающей в живом формате. Здесь такого не происходит: таинственные служители чуда остаются таинственными.

Даже то, что происходит на глазах у зрителей, хранит много всего таинственного. Дело в том, что основу сценографии составляет такой пластичный материал, как бумага. Сцена буквально завалена белой скомканной бумагой. Получилось символично, ведь скомканная бумага олицетворяет и творческие муки художника, и злые пасквили его обвинителей.

Бумага характерно шуршит, создавая своеобразное шумовое оформление спектакля. Из бумаги можно выстроить различные рельефные сооружения, под бумагой можно много чего обнаружить, если ее разгрести. Да что там, заваленный бумагой оказывается главный герой в начале представления.

2022.02.16 Поэт и смерть fullsize-105.jpg
А ещё важными атрибутами образного ряда спектакля являются разного рода светильники: свечные фонари, настольные и подвесные лампы. Так, настольные лампы стоят по периметру сцены, их методично зажигает Смерть, направляя на Поэта, уподобляясь при этом следователям, пытающим заключённых. Подвесные лампы раскачиваются, колеблются, кружатся - получается очень эффектно. К тому же жанр спектакля обозначен так: "стихи, отраженные светом". И они, действительно, отражаются, насыщаясь сценическими метафорами.

Вещный мир спектакля разнообразен, он вызывает разные чувства, ассоциации, рождает аллюзии. Вот светло-коричневая казённая папка с крупной надписью "Дело". Яблоки, с грохотом падающие сверху и раскатывающиеся по сцене. Это и символ познания чего-то неизведанного, но и символ жизненных сил, хотя в спектакле яблоками манипулирует Смерть. Ветки вербы, символизирующие воскресение Христово. Засушенные травинки как закладки в книге. Чай в стаканах с подстаканниками. Стремянка. Кувшин с водой, таз, полотенце, их использует Смерть, омывая ноги Поэту. Краска и кисть. Песок. Чёрное прозрачное полотнище. Птичьи клетки, в которых томятся книги. Сами книги, которые можно читать, гадать по ним.
На сцене два персонажа - Поэт и Смерть (в ее роли Мария Беднарчик). Вспоминается другой спектакль Андрея Тимошенко "Русская народная почта", в котором монолог главного героя тоже сопровождает Смерть.
В предпремьерном интервью режиссер говорил о "Поэте и Смерти": здесь важно не столько понимать, сколько чувствовать. Что ж, здесь есть что прочувствовать, даже предчувствовать, есть чему посочувствовать.

2022.02.16 Поэт и смерть fullsize-112.jpg
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


*Участник конкурса «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации» (2022 год)


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию
Пресс-служба театра: «Золотой Трезини»: архангельский «Доктор Живаго» в номинации «Лучший проект театральной декорации»


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»
«Архангельск - город воинской славы»: https://arhdrama.culture29.ru/news/2493/?bitrix_include_areas=Y 

Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
6+
Чтение китайских сказок для детей 
Режиссёр —  Андрей Гогун

Китайские народные сказки в прочтении засл. арт. РФ Людмилы Советовой.

Людмила Советова встретит посетителей Избы в образе доброй бабушке Линь и расскажет несколько историй про мудрого судью Бао и его путешествия, про весёлого угольщика Вана и его ослика, про жадного богача и тень от дерева и про то, как в Китае появился тот вкусный и ароматный чай, которым она угощает своих гостей.

«Маленьких зрителей ждет не только сама читка текста сказки, но и небольшая театрализация, сценический образ, атрибуты. При этом текст все же первичен, мы хотим этим проектом научить детей воспринимать на слух большие объемы повествования, чего сейчас, как мне кажется, дети часто лишены из-за засилья визуальных образов. Мы сознательно выбирали сказки народов мира, чтобы расширить кругозор детей, показать пласт мировой культуры. С этим материалом мы обычно сталкиваемся только во взрослом возрасте, поэтому планируем на читках делать и введение, этакий ликбез о той или иной стране и культуре», — рассказал  режиссер Андрей Гогун.

Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест. 



Подробнее