Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Эхо СЕВЕРА»: Время Пастернака продолжается

19.02.22
Автор: Мария Коптяева
Источник: https://www.echosevera.ru/2022/02/19/6210d23deac912604e7ff533.html

На сцене Архангельского театра драмы состоялась премьера спектакля «Поэт и смерть» — второй постановки, созданного по мотивам творчества Бориса Пастернака.

Её смело можно назвать послевкусием спектакля «Доктор Живаго», ставшего громким аккордом 89 театрального сезона. Вот только «Поэт и смерть», созданная в формате поэтического театра, помогает осмыслить не отдельное произведение, а всю жизнь и судьбу знаменитого писателя.

Занавес открывается. Вернее, его резкими отработанными движениями под механический стук каблуков открывает женская рука. Сначала не верится, но это и есть та самая Смерть... 

В этом спектакле не будет крестов, косы, чёрного балахона и других неизменных стереотипных атрибутов Уводящей, прочно закрепившихся в культурном коде. Вместо них — отглаженный строгий костюм, плотные чёрные очки и бумажная папка в руках. 

Эта Смерть сурова и неумолима. У неё нет даже своего голоса — устами Смерти на протяжении спектакля говорят члены союза писателей, партийные деятели, рабочая молодёжь. Все, кто Пастернака ненавидят, травят, презирают и осуждают «даже не читая». Сгусток желчи, собирательный образ всего плохого.

За занавесом — море скомканных листов бумаги, настоящий кошмар экоактивиста. То ли в чистилище, то ли в комнату творца с несгоревшими рукописями Смерть является, чтобы забрать Пастернака. Совершенно потерянный, он молча слушает свой обвинительный приговор, смесь канцеляризмов газетных сводок и сухих партийных речей, и пытается что-то высмотреть, высечь в темноте. Вспоминает прошлое? Думает о принятии конца?

С помощью поэзии Пастернак вступает с Уводящей в диалог, делится воспоминанием и показывает краски жизни. Рассказывает о февральской метели и солнечном свете, цвете глаз любимого человека, запахе вербы и вкусе свежих яблок. И рядом с ним даже она начинает рисовать красками, играть как ребёнок и даже напевать мелодию, вторя музыкальной шкатулке.

Несмотря на сопротивление, Смерть проникается этой жаждой жизни, начинает испытывать эмоции благодаря таким простым вещам. Но финал неизбежен, как его не отсрочивай.

Расстаются поэт и Смерть уже равными. Кто-то может вверить спектаклю слишком мелодраматичный финал — они по очереди читают друг другу строчки из томика стихов, Смерть прижимает книгу к груди и плачет над обведённым человеческим силуэтом с пририсованными крыльями. В ней нет уже и тени образа, будоражившего в самом начале. Даже отчего-то жаль.

Неоспоримые достоинства спектакля — наполненность символами. Каждый предмет, каждое движение что-то значит. От резкого взмаха женской рукой с зажигалкой «Зиппо» до цвета краски, которой рисует писатель. С помощью бумаги создаются интересные сценографические образы. Она становится и холстом для рисования, и бельём, сохнувшим на верёвке, балетной пачкой и снежными хлопьями.

Сложно сказать, поймёт ли все символы и метафоры неподготовленный зритель, не знакомый ни с творчеством, ни с биографией писателя. Но пищу для размышления и мотивацию к ознакомлению с произведениями Пастернака, дабы в следующий раз всё прочитать, он получит точно. Как и удовольствие от действительно тонких и эмоционально проработанных мизансцен.



Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее