Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Эхо СЕВЕРА»: Время Пастернака продолжается

19.02.22
Автор: Мария Коптяева
Источник: https://www.echosevera.ru/2022/02/19/6210d23deac912604e7ff533.html

На сцене Архангельского театра драмы состоялась премьера спектакля «Поэт и смерть» — второй постановки, созданного по мотивам творчества Бориса Пастернака.

Её смело можно назвать послевкусием спектакля «Доктор Живаго», ставшего громким аккордом 89 театрального сезона. Вот только «Поэт и смерть», созданная в формате поэтического театра, помогает осмыслить не отдельное произведение, а всю жизнь и судьбу знаменитого писателя.

Занавес открывается. Вернее, его резкими отработанными движениями под механический стук каблуков открывает женская рука. Сначала не верится, но это и есть та самая Смерть... 

В этом спектакле не будет крестов, косы, чёрного балахона и других неизменных стереотипных атрибутов Уводящей, прочно закрепившихся в культурном коде. Вместо них — отглаженный строгий костюм, плотные чёрные очки и бумажная папка в руках. 

Эта Смерть сурова и неумолима. У неё нет даже своего голоса — устами Смерти на протяжении спектакля говорят члены союза писателей, партийные деятели, рабочая молодёжь. Все, кто Пастернака ненавидят, травят, презирают и осуждают «даже не читая». Сгусток желчи, собирательный образ всего плохого.

За занавесом — море скомканных листов бумаги, настоящий кошмар экоактивиста. То ли в чистилище, то ли в комнату творца с несгоревшими рукописями Смерть является, чтобы забрать Пастернака. Совершенно потерянный, он молча слушает свой обвинительный приговор, смесь канцеляризмов газетных сводок и сухих партийных речей, и пытается что-то высмотреть, высечь в темноте. Вспоминает прошлое? Думает о принятии конца?

С помощью поэзии Пастернак вступает с Уводящей в диалог, делится воспоминанием и показывает краски жизни. Рассказывает о февральской метели и солнечном свете, цвете глаз любимого человека, запахе вербы и вкусе свежих яблок. И рядом с ним даже она начинает рисовать красками, играть как ребёнок и даже напевать мелодию, вторя музыкальной шкатулке.

Несмотря на сопротивление, Смерть проникается этой жаждой жизни, начинает испытывать эмоции благодаря таким простым вещам. Но финал неизбежен, как его не отсрочивай.

Расстаются поэт и Смерть уже равными. Кто-то может вверить спектаклю слишком мелодраматичный финал — они по очереди читают друг другу строчки из томика стихов, Смерть прижимает книгу к груди и плачет над обведённым человеческим силуэтом с пририсованными крыльями. В ней нет уже и тени образа, будоражившего в самом начале. Даже отчего-то жаль.

Неоспоримые достоинства спектакля — наполненность символами. Каждый предмет, каждое движение что-то значит. От резкого взмаха женской рукой с зажигалкой «Зиппо» до цвета краски, которой рисует писатель. С помощью бумаги создаются интересные сценографические образы. Она становится и холстом для рисования, и бельём, сохнувшим на верёвке, балетной пачкой и снежными хлопьями.

Сложно сказать, поймёт ли все символы и метафоры неподготовленный зритель, не знакомый ни с творчеством, ни с биографией писателя. Но пищу для размышления и мотивацию к ознакомлению с произведениями Пастернака, дабы в следующий раз всё прочитать, он получит точно. Как и удовольствие от действительно тонких и эмоционально проработанных мизансцен.



Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее
6+
В третьей главе создатели проекта продолжают исследовать Архангельск и обращать внимание на его уникальные черты. На этот раз объектом внимания стала улица Свободы.
«Нам хочется пофантазировать, как протекает жизнь «свободных» домов, чувствуют ли они себя особенными или наоборот несут тяжелое бремя названия своей улицы. Уравнение несложное : Дом + Человек + Свобода. Ответ на это уравнение зрители смогут увидеть на нашем спектакле. До встречи на Свободе!»

Премьерные показы состоятся 20, 21 и 22 июня на камерной сцене театра драмы. В спектакле прозвучат монологи и диалоги домов, вдохновленные историей улицы и чувствами её обитателей. Отметим, что каждая глава проекта «Город за пазухой» самостоятельна, поэтому зрителям, не видевшим первых двух частей («Пр.Советских космонавтов» и «Соломбала»), ничто не помешает насладиться спектаклем.

Подробнее
12+
Организатор: ГБУК "Поморская филармония"

22 июня в 19:00 на сцене Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова Поморская филармония представит ПРЕМЬЕРУ оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие» в современном формате semistage. Это полуконцертное исполнение с частичным использованием костюмов и декораций. Опера будет исполнена в Архангельске только один раз.

Основой оперы стала повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» — история о подвиге девушек-зенитчиц и их командира остаётся одной из самых читаемых книг о Великой Отечественной войне. Мировая премьера оперы состоялась в 1973 году в Большом театре. Это одно из самых пронзительных музыкальных сочинений о войне: не удивительно, что к этой партитуре обращаются театры и филармонии всей страны.

В проекте принимают участие:
Режиссёр — Ляйсан Сафаргулова (Севастопольский театр оперы и балета)
Художник — Екатерина Малинина (Мариинский театр)
Дирижёр — Владимир Онуфриев
Куратор проекта — Ольга Голдобина

Архангельский филармонический камерный оркестр в расширенном составе
Сводный хор Архангельского музыкального колледжа и Первой ДМШ им. Ю.И. Казакова

Солист Мариинского театра Андрей Серов (Васков / бас)
Ольга Татаринова (Кирьянова / сопрано)
Наталья Воронина (Рита Осянина / сопрано)
Марта Малышко (Женька Комелькова / меццо-сопрано)
Алёна Соболева (Лиза Бричкина / сопрано)
Кристина Похожаева (Соня Гурвич / сопрано)
Анна Тетерина (Ёлкина / альт)
Екатерина Мазанова (первая зенитчица / сопрано)
Ксения Кириллова (вторая зенитчица / альт)
Зинаида Григорьева (Полина, вдова) / альт)
Людмила Лисицына (Марья / альт)
Алексей Карпов (гитарист / баритон)

Концертмейстеры — Валерия Лихачёва и Александра Комаревцева
Хормейстеры — Анастасия Ратникова и Лариса Ивашкина

Зрителям предстоит перенестись в 1942 год и оказаться в эпицентре истории о подвиге, памяти и беззаветной любви к Родине и людям. Вместе с героями оперы попытаться понять, что чувствовал каждый из них, оказавшись перед лицом смерти.

Подробнее