Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Регион 29»: Противоположности сходятся: в «архдраме» сыграли спектакль о том, как у Поэта выросли крылья, а у Смерти обнаружилась душа

20.02.22
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Артём Келарев
Источник: https://region29.ru/2022/02/20/620f779721917761b54ecea2.html

На камерной сцене архангельского театра драмы состоялась премьера спектакля «Поэт и Смерть» по стихам Бориса Пастернака.

Влюбил в себя и был таков! Это история о том, как Пастернак перехитрил смерть. Пастернак и Смерть — это пара, за отношения которой, как говорится, «переживаешь больше, чем за свои».

Это, конечно, шутка. На самом деле, всё намного тоньше. Но что-то от ромкома в этом философском спектакле, который главный режиссёр «архдрамы» Андрей Тимошенко поставил по инсценировке исполнителя главной роли Дмитрия Белякова, есть — наверное, один шаг от ненависти до любви, то, как отверженный всеми поэт постепенно завоёвывает расположение железной леди. Только дама эта — не просто какая-нибудь неприступная гордячка, а сама Смерть. Подавляя сопротивление, Поэт проводит Смерть по пути вочеловечения, заставляет её полюбить жизнь.

Это поэтический спектакль, но не потому, что в нём звучат стихи, а по способу организации композиции. Эпизоды связаны между собой не по принципу причины и следствия, а ассоциативно, на контрасте — поэзии и прозы, жизни и смерти, даже мужского и женского. Спектакль строится чередованием мертвящих доносов и нападок на Пастернака и его стихов, выражающих философию вечной жизни и любви. Поэт не отвечает прямо своим недоброжелателям, он лишь делает то, что умеет лучше всего, и это — лучший ответ, лучший аргумент в пользу жизни, красоты, свободы и любви.

Действие движется скачками, переменами в отношениях странной пары, Поэта и Смерти. Смерть в «слепых» чёрных очках и чопорном костюме партработницы (Мария Беднарчик) первая появляется на камерной сцене, которую Андрей Тимошенко сделал ещё более камерной. Со скрежетом она отодвигает полупрозрачную чёрную вуаль — будто завесу между жизнь и не жизнью, — топчет каблуками ворох листов бумаги, растрёпанными сугробами покрывающий пол рабочего кабинета, ставшего последним приютом для поэта. Зажжённая спичка в её руке, занесённой на снежно-бумажным покровом — это жест-угроза. Ведь достаточно одной спички, чтобы уничтожить наследие писателя.

То, что Поэт (Дмитрий Беляков) лежит где-то там, под слоем бумаги, очевидно с того самого момента, как Смерть входит в его кабинет. Очевидно, что он не может войти своими ногами туда, куда уже зашла она. «Борис Пастернак. Стихи», — читает она без всякого выражения, как бот-автоответчик. Первое стихотворение Пастернака звучит из уст самой Смерти. В том, как она читает стихотворение «Нобелевская премия», нет не то, что жалости, но даже намека на способность её испытывать. Нагой, опутанный верёвками, поднятый движением рычага и подвешенный на крюке Поэт, действительно, всё равно, что зверь в загоне. Глаза его не скрыты под тёмными стёклами, но глаз как будто всё равно нет — взгляд погасший, обращённый внутрь. Кабинет оборачивается застенком, в котором Смерть под резким светом прожекторов проводит дознание. Она поднимает листы с пола, чтобы подшить их к делу.

Устами Смерти говорят все недоброжелатели Поэта. Орда их многолика, но все концы тянутся к одному человеку, о котором напоминают гротескные ваксово-чёрные усы и брови, которые Смерть малюет на своём лице. Режиссёр вкладывает ей в уста строки из справки отдела культуры ЦК КПСС. Их смерть практически выплёвывает, двигаясь с пластикой гиены — нет уже и следа безжизненной холодности. Но на эти выпады Поэт отвечает стихотворением «Гамлет»: свою роль он готов доиграть до конца. И стихи отводят лезвие ножа. Это не нож, а стихи высвобождают Поэта из пут.

Вот и первая перемена — Смерть даёт ему яблоко и омывает ноги. Но это ещё не милосердие — это проводы в последний путь. Поэт и не думает спорить. В его стихотворении «Август» — и готовность принять свою судьбу, и просьба о последней милости — последнем соприкосновении с красотой жизни.


Смерть начинает интеллектуальный поединок с позиции силы, но чем дальше, тем больше становится стихов — Поэт перехватывает инициативу. Звучит стихотворение «Март», и из стен кабинета как по волшебству «вырастают» веточки вербы — предвестницы воскресения. Впервые вдыхая аромат вербы, Смерть даёт слабину, а оттого злится и тем яростнее бросается в атаку, играя в дурной кукольный театр, говоря на разные голоса, как чревовещательница.

Но Поэт словно проводит ей краткий курс человеческой жизни. Сцена, в которой Поэт наливает Смерти чай и, несмотря на протесты, подслащивает его кубиком сахара, выходит до смешного трогательной. И очень человечной. Так, что глядя на Поэта и Смерть, сидящих на стремянке, как голуби на жёрдочке, вдруг вспоминаешь другую сценическую пару в исполнении Дмитрия Белякова и Марии Беднарчик — Кирилла Ленькова и Майю Олейникову из «Победительницы».

Вот тогда-то и начинаешь забывать, что женщина на сцене — это Смерть. Немудрено: под действием стихов Поэта Смерть сама словно забывает вверенную ей роль обвинительницы. Героиня Марии Беднарчик начинает казаться инопланетянкой, гостьей из другой галактики, которую Поэт учит жизни на Земле. Всё, что для неё впервые, для него — в последний раз. Поэтому так жадно дышат: она — с непривычки, он — впрок.

Она ещё пытается добросовестно исполнять свои обязанности: развешивает, как бельё на верёвке, листы бумаги с пола, чтобы потом подшить их к делу. Но сопротивление бесполезно: поэт превращает эту «гирлянду» в пачку балерины. И Смерть, забывшись, кружится, как статуэтка из шкатулки. А когда приходит в себя, что-то уже безвозвратно меняется. С лица Марии Беднарчик пропадают ваксовые усы. Словно она уже не Смерть, а «бросающая вызов женщина». Историю пробуждающейся человечности актриса рассказывает зрителям, даже не устанавливая зрительного контакта. Мгновение сомнения — наклон головы.

И вот уже трудно понять, кто перед нами — Поэт и Смерть или Живаго и Лара. Тем более, что звучит «Зимняя ночь». Только вместо свечи на столе — лампа, раскачивающаяся, как маятник, над бумажно-снежным полем, в котором по часовой стрелке барахтаются двое. В «Докторе Живаго» «Мело, мело…» не звучало. Но в этом спектакле эта сцена звучит как парафраз снежной сцены Юрия и Лары. В какой-то момент этого романтического крещендо даже кажется, что Поэт снимет со Смерти очки. Это мгновение — всё равно, что неслучившийся поцелуй. 

Постижение науки бессмертия и рисование лазурью преображения вытесняет советские агитки. В финале стихи — уже не контраргумент, а средство коммуникации, зашифрованный язык любви. Смерть сама даёт Поэту крылья и он, пользуясь её замешательством, ускользает так же, как и его стихи вылетают из птичьих клеток, обретая бессмертие. Лишь тогда Смерть снимает очки. В них плакать было бы неудобно. И когда она вновь читает: «Борис Пастернак. Стихи», — её голос звучит совсем по-человечески.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее